Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:30, реферат
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.
Целью данного реферата является изучение организационных основ обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
Для чего в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие положения и основные понятия касательно безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях;
- изучить принципы организации безопасности в ОУ.
Введение………………………………………………………………………...........................3
Глава 1. Общие положения и основные понятия………………………………………….4
Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях…………………………………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………...........................16
6) Угрозы экологического характера:
- деградация суши (почвы, недр, ландшафта). Смог. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;
- загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.
7) Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- групповые случаи опасных инфекционных заболеваний с уровнем смертности или заболеваемости, превышающим среднестатистический в 3 и более раз. Инфекционные или лихорадочные заболевания невыясненной этиологии;
- аварии на предприятии, работающем с культурами (возбудителями) I–IV групп патогенности;
- массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;
- появление опасных для человека больных диких животных и птиц.
В составляемых паспортах
и планах обеспечения безопасности
ОУ должны учитываться и отражаться
возможные количественные показатели
ущерба от этих угроз, характеристики
и размеры возможных зон
Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.
Программный метод решения проблемы – это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки [3].
Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.
Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.
Главная идея концепции может
быть сформулирована следующим образом:
безопасность и охрана труда в
ОУ должны быть организованы так, чтобы
заранее исключить или
1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.
2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).
3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.
4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.
5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие – не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.
6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.
7) Планирование и контроль.
8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет – мужик не перекрестится».
9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.
10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.
Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:
- защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
- обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
- снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
- улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).
Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:
- формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
- раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
- обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
- экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
- формирование навыков правильного поведения при опасностях;
- формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.
Правоохранительные и
иные органы обеспечения безопасности
не в состоянии полностью
Основными элементами системы безопасности ОУ являются:
1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:
- руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);
- администрация района, правоохранительные органы;
- органы управления образованием, органы здравоохранения.
2) Физическая защита здания ОУ:
- освещение зданий, периметров и территорий;
- ограждения, запоры, решетки на окнах;
- барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;
- шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.
3) Охрана ОУ:
- вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;
- организация охраны и режима;
- пакет документов по организации охраны;
- организация обучения сотрудников охраны;
- организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;
- план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.
4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:
- система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;
- системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;
- системы видеонаблюдения;
- системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.
5) Финансовое и ресурсное обеспечение:
- оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;
- средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);
- средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;
- средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;
- энергетические и иные ресурсы.
6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.
7) Воспитательная работа с учащимися.
8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):
11) Методические документы по безопасности ОУ.
12) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.
13) Психологическое обеспечение:
- методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
- методики психологической реабилитации;
- тренинги, ролевые игры.
14) Кадровые и социально-бытовые меры.
15) Режим, обстановка, культура безопасности.
16) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.
17) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними
18) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
19) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.
20) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;
21) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.
Три последних элемента –
это главные элементы системы
и культуры безопасности. Тот самый
«человеческий фактор», без которого
все вложенные деньги и технические
средства ничего не дадут. Наличие культуры
безопасного поведения иногда важнее
других элементов системы
На основе системного подхода
необходимо обеспечить комплексный
охват всех элементов системы
безопасности ОУ как единого целого.
Только упорядоченность и
Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:
- повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;
- способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;
- создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.