Наркомания как угроза национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение наркомании в аспектах угроз национальной безопасности.

Оглавление

Введение
I. Нормативно-правовое регулирование в деятельности по предупреждению распространения наркомании
II. Угрозы национальной безопасности со стороны наркомании
III. Деятельность государственных органов по профилактике наркомании в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.71 Кб (Скачать)

На обсуждение был вынесен  закон о легализации мягких наркотиков (он не прошел до сих пор). Само слово  легализация приведет к стиранию запрета на наркотики, и миллионы людей, которые раньше не решались попробовать  пусть даже легкие наркотики, теперь с удовольствием это сделают. Государство будет продавать  им только легкие и очищенные наркотики, а средства от продажи пойдут в  бюджет. Однако все равно данная программа обойдется государству  куда дороже в чисто финансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно быть установлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфере образования  и еще во многих местах. Кроме  того, у нашего МВД средства на борьбу с наркотиками крайне ограничены. Даже существующая федеральная целевая программа по противодействию этому злу в 1997 году была выполнена лишь на половину из-за нехватки средств.

Безусловно, антипропаганда очень эффективна, как и Программы профилактики и борьбы с наркоманией. И несмотря на нехватку средств в милиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно недостаточно.

Существующая система  наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и  токсикантами не получили должного распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных  разработок, коллективов способных  реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

Попытки решить проблему путем  активизации деятельности наркологической  службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность  первичного выявления начальных  этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально- техническая база наркологических учреждений.

Реальным выходом из создавшейся  ситуации является привлечение к  профилактической работе педагогов  и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при  проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с  детьми и подростками, которые могут  уловить те нюансы состояния и  поведения, зачастую ускользающие от родителей  и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам  профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических  заболеваниях, вооружение их конкретными  психотехническими и психотерапевтическими  приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

Рассматривая тему угрозы безопасности жизнедеятельности, нельзя не упомянуть, что нестерильные иглы, которыми пользуются наркоманы –  самое верное средство для передачи ВИЧ инфекции.

Специалисты УФСКН России по Орловской области отмечают значительный рост количества состоящих на учете потребителей наркотиков, заболевших ВИЧ-инфекцией. Заражение наступило после внутривенного введения опиатов.

Как сообщает пресс-служба УФСКН России по Орловской области, в местном  наркодиспансере зарегистрировано чуть более 800 потребителей наркотиков, 80 процентам из них поставлен диагноз "наркомания". Но это официальная статистика, которая лишь частично отражает истинное положение дел, которое гораздо страшнее. По мнению специалистов, в поле зрения официальной статистики попадает один из десяти потребителей.

Кроме того, наблюдается и другая статистика - наркоманы – "внутривенщики", как правило, больны целым рядом сопутствующих инфекционных заболеваний, передающихся при использовании грязных шприцов. Самое страшное из них – ВИЧ и СПИД.

Сегодня в Орловской области распространение  ВИЧ представляет реальную угрозу для  населения. За семь месяцев этого  года выявлено 18 случаев заражения  ВИЧ-инфекцией, связанных с внутривенным введением опиатов. За аналогичный  период прошлого года и было в два  раза меньше. Из выявленных в этом году ВИЧ-носителей пятеро – женщины, 16 человек – люди в возрасте от 20 до 39 лет. Половина из поставленных на учет – жители Орла, остальные проживают в Новосильском, Ливенском, Мценском, Кромском, Глазуновском, Новодеревеньковском, Свердловском, Орловском районах. Надо отметить, что три человека из 18 на момент выявления заболевания работали.

Как отмечают наркополицейские, опиатосодержащие препараты - один из доминирующих видов наркотиков в регионе.

 

 

    1.  Деятельность государственных органов по профилактике наркомании в РФ

 

Предусмотрена «Концепция государственной  политики профилактики наркомании и  правонарушений».

Концепция государственной  политики профилактики наркомании и  правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ в Российской Федерации, (далее – Концепция) является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики)

Концепция призвана обеспечить комплексный, дифференцированный и  целенаправленный подход к организации  и проведению профилактики наркомании и предупреждению правонарушений, связанных  с незаконным оборотом наркотиков (далее  – профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности).

Масштаб незаконного оборота  и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в  Российской Федерации предприняты  меры по коренному изменению стратегии  борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации  исключена уголовная ответственность  за приобретение и хранение наркотических  средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса  Российской Федерации позволявшее  применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким  образом, прежний правоприменительный  вектор смещен от борьбы с потребителями  наркотиков (наркозависимыми) на противодействие  организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.

В соответствии с Федеральным  законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

Несмотря на актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

Отсутствие адекватных и  эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты. Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

В государстве созданы  необходимые предпосылки для  реализации эффективной государственной  политики профилактики наркомании и  предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

Реальная наркотическая  ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют  необходимость выработки новых  государственных подходов в определении  целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на современном этапе развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На фоне отсутствия государственной  политики в области борьбы с распространением наркомании в России, отсутствия единой государственной программы и  федерального финансирования регионы  вынуждены были решать эту проблему в рамках отдельных краев и  областей, исходя из имеющихся, сильно ограниченных средств. И с 1998 года практически во всех регионах России были приняты областные программы по борьбе с наркоманией.

Сегодня основными действующими лицами антинаркотических программ являются административные органы власти, правоохранительные органы (областные УВД, отделы по незаконному обороту наркотиков, отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, Федеральная служба безопасности), управления образования, учреждения официальной медицины (комитеты здравоохранения, наркологические диспансеры, СПИД-центры), комитеты по делам молодежи.

Во всех регионах инициаторами этих программ выступили губернаторы, а основными разработчиками —  силовые ведомства. Главная цель таких программ — объединение  и координация мер, предпринимаемых  различными ведомствами, «по пресечению незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ».

Даже беглого анализа  программ достаточно, чтобы понять, что в них четко и полно  прописана лишь деятельность силовых  структур, которые являются главными инициаторами и идеологами «борьбы  с наркоманией». Ее основные направления  — пресечение сбыта и производства наркотиков, усиление материально-технической  базы отделов УВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оснащение  наркодиспансеров, создание коммерческих реабилитационных центров для больных наркоманией.

 

 

 

 

Список литературы  

 

1.  Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий/Боев Б.//Alma-mater.-2002.-№3.- С.26-31,46;

2.  О концепции борьбы с наркоманией: система культурного воздействия общества/Т.Г. Киселева; //Ученые записки: Вып.23. /Науч. Ред. Киселева Т.Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. –М.:МГУКИ,2001;

3.  Наркотики - оружие массового поражения// ОБЖ. – 2004.- №4

4.  Педагогическая профилактика наркомании: методические рекомендации/ Овчаренко В.// ОБЖ.-2005-№3;

5.  Наркомания – реальная угроза национальной безопасности/ Р.Г. Миронов// Социально-гуманитарные знания.-2005.-№3;

6.  Социальная стратегия государства/Н. Малышева//Социальная работа. -2006.-№1

7.  Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях: Письмо Рособразования от 24.11.2005г. №14-11-272/03

8. Орловский городской  портал vOrle.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Наркомания как угроза национальной безопасности