Национальная безопасность Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение национальной безопасности Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие и виды национальной безопасности;
Рассмотреть основные составляющие национальной безопасности;
Изучить национальную безопасность России и пути её укрепления.
Рассмотреть современные угрозы национальной безопасности России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность национальной безопасности
Понятие и виды национальной безопасности…………………………….5
Основные составляющие национальной безопасности…………………10
Глава 2. Национальная безопасность России и пути её укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности: виды и формы……………………14
2.2 Современные угрозы национальной безопасности России……………..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

- диагностические,  связанные с накоплением и  анализом новых знаний, информации  и потенциальных угроз;

- проектировочные,  связанные с планированием деятельности  органов в направлении достижения  целей системы;

- конструктивные, связанные с отбором и композиционному  построению воздействия на систему  с помощью сил и средств  на каждом этапе достижения  цели, определение потенциальной  деятельности по обеспечению  безопасности в каждой сфере  на конкретном этапе;

- коммуникативные,  связанные с установлением взаимодействия  между органами, силами и средствами  системы в процессе ее функционирования;

- организаторские,  включающие действия по реализации  конкретного воздействия на объект  угрозы интересам личности, общества  и государства с целью их  устранения (парирования, локализации). 

Конкретные  задачи  обеспечения национальной безопасности:

- подъем  экономики страны, проведение независимого  и социально ориентированного  курса;

- совершенствование  законодательства, укрепление правопорядка  и социально-политической стабильности - общества, российской государственности,  федерализма и местного самоуправления, формирование гармоничных межнациональных  отношений;       - укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

- обеспечение жизнедеятельности населения в техногеннобезопасном и экологически чистом мире.

Основные  принципы обеспечения национальной безопасности:

- законность;

- соблюдение  баланса жизненно важных интересов  личности, общества и государства;

- взаимная  ответственность личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности;

- интеграция  с международными системами безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность  всех видов безопасности, изменение  их приоритетности в зависимости  от ситуации;

- сочетание  централизованного и децентрализованного  управления силами и средствами11.

Национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства12.  Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: 

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира13. В Стратегии определено, что к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Безусловно, к этим силам относятся и МВД, и МЧС, и ГФС, и ФСКН и др.         Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И  ПУТИ ЕЁ УКРЕПЛЕНИЯ

 

2.1 Угрозы национальной безопасности: виды и формы

Угроза  национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства15.

В зависимости  от видов человеческой деятельности угроза может быть экономической, политической, экологической и т.д.

В зависимости  от источников, угрозы национальной безопасности РФ можно подразделить на три вида:

  • внутренние угрозы являются следствием неспособности политической и общественной систем страны к самосохранению и саморазвитию, слабости инновационного начала в развитии государства, неэффективности системы государственного регулирования экономики, неумения властей всех уровней находить разумный баланс интересов при преодолении внутренних противоречий и социальных конфликтов для нахождения таких путей развития общества, которые были бы адекватны как перспективным целям его развития, так и конкретной общественно-политической и экономической обстановке в стране;
  • внешние угрозы в целом соответствуют роли и месту России в мировой политической и экономической системах. Экономическая мощь государства непосредственно определяет его военную мощь, а их совокупность с такими факторами, как природные, территориальные и людские ресурсы, определяет геополитическую мощь государства на международной арене;
  • трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз, источники и участники которых могут быть как внешние, так и внутренние. В последнее время значение трансграничных угроз для безопасности РФ имеет тенденцию к возрастанию.    Исторический опыт показывает, что наибольшую опасность для любого государства представляют его внутренние слабости, перерастающие в угрозы, которые при их длительном сохранении в условиях отсутствия эффективной социальной, экономической и военной политики делают страну уязвимой для внешних угроз. Взаимосвязь между внутренними и внешними угрозами определяется следующими факторами:        1. Ослабление экономической и финансовой мощи государства препятствует модернизации вооруженных сил с учетом особенностей и характера современных войн.         2. Экономическая слабость государства превращает страну в заложницу международных финансовых организаций, поскольку в этих условиях бюджетные ресурсы страны не могут обеспечить эффективное развитие экономики, а дефицит бюджета ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.         3. Неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведет к зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка в его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в сфере продовольствия, машин, оборудования и международных кредитов.   4. Наличие серьезных внутренних угроз лишает государство возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных производителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.

Что касается трансграничных угроз, то к ним в  настоящее время можно отнести  следующие:           1. Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников.   2. Деятельность прямо или косвенно поддерживаемых из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан.   3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации.          4. Применение современных информационно-сетевых технологий разрушения государственности против Российской Федерации и ее союзников. 5. Деятельность на территории РФ международных террористических организаций.            6. Деятельность наркобизнеса на территории РФ, включая транспортировку наркотиков по территории РФ в другие страны.

 

 

2.2 Современные угрозы национальной безопасности России

Ежегодно  в России происходит множество конфликтов и ссор, которые вызывают коренные изменения в современной жизни  общества. На самом деле не так уж и важно, в какой именно сфере  влияния произошёл конфликт, в  экономической, политической, социальной, важно лишь то, что он непременно отразится на жизни людей, которые  бывает и вовсе не виноваты.

В трудном положении находится наша наука. К сожалению это не просто слова, это ужасные цифры. Около 300 тысяч учёных покинули Россию в девяностых годах. Государство подсчитывает убытки от этой потери (шестьдесят-семьдесят миллиардов долларов), а само платит учёным копейки, на которые невозможно жить.         К сожалению, российская наука не может в полной мере выполнять задачи государственной важности в связи со значительными инфраструктурными проблемами. К данным проблемам можно отнести:

  • хроническое недофинансирование исследований и разработок за последние 20 лет;
  • значительное сокращение числа исследователей, старение научных кадров;
  • деградацию прикладного сектора науки, в значительной степени разрушенного в 90-х годах прошлого столетия;
  • относительно низкую (за единичными исключениями) научную активность российских вузов;
  • девальвацию в обществе авторитета научных знаний.   Именно на государстве лежит бремя разработки институтов и механизмов, которые поддерживают развитие науки и одновременно создают условия для повышения ее экономической отдачи. Государству необходимо принимать меры, направленные на повышение инновационной активности и динамичное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики, решение задач модернизации в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, которые должны позволить занять ей достойное место в мировой инновационной экономике, основанной на знаниях. По данным Министерства экономического развития РФ прямые расходы на инновационное развитие в 2011 г. в нашей стране составили 480,5 млрд руб., в том числе на развитие фундаментальной и прикладной науки – 144,0 млрд руб., на развитие высокотехнологичных отраслей – 282,8 млрд руб., на развитие информационного общества – 53,7 млрд руб. В 2012 г. объем расходов вырос до 519,8 млрд  руб. (135,8; 327,3 и 56,7 млрд руб. соответственно), в 2013 году – должен вырасти до 577,2 млрд руб. (123,0; 399,2 и 55,0 млрд руб. соответственно). Эти цифры могли бы внушать уважение, если бы не сравнение с зарубежными странами: в 2010 г. расходы США на исследования и разработки превысили 400 млрд долл., расходы стран Европейского Союза – 270 млрд долл., расходы Японии и Китая – по 150 млрд долл16.              Наиболее острой проблемой в российской науке остается старение научных кадров. В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов наук – 62 года. Менее трети (31,8%) российских исследователей относятся к возрастной группе до 40 лет, половина из которых моложе 30 лет; каждый второй исследователь – старше 50 лет, а каждый четвертый – старше 60 лет17.

Криминализация  нашего общества достигла необычайных  масштабов. Около 20 миллионов преступлений в год, так криминологи оценивают  современное положение России. Для  начала необходимо обратиться к цифрам официальной статистики, которые  представлены в отчете Министерства внутренних дел за 2012 год. Представители  МВД России приводят данные, согласно которым за прошлый год в Российской Федерации в результате преступлений погибли (не только от умышленных деяний) 38700 человек. Около 50,6 тысячам человек  был нанесен тяжкий вред здоровью (почти 90% людей от этого числа  стали инвалидами). При этом констатируется, что количество смертей в результате преступлений снизилось по сравнению  с 2011 годом на 3,4%, а вот число  причинений тяжкого вреда здоровью наоборот выросло – на 2,4%18.

Если  верить представленным МВД РФ цифрам, то получается следующая картина: за год государство теряет людей  в 2,57 раза больше, чем за 10 лет афганской  военной компании (статистика по убитым и умершим от ран). Теряет вследствие того, что на территории страны пока не создана эффективная системы  защиты граждан от преступных посягательств. При этом в 7,5 тысячах случаев  фиксировалось использование холодного, огнестрельного, травматического оружия, взрывчатых веществ. Это почти на 11,5% больше, чем в 2011 году. Регионом-лидером  по числу преступлений, совершенных  с применением оружия и взрывчатых веществ по итогам 2012 года стала  Республика Дагестан (по официальной  статистике – 607 преступлений). В пятерку  таких сомнительных лидеров входят также Свердловская область, Санкт-Петербург, Москва и Московская область19.

Возвращаясь к статистике от МВД РФ, нужно  обратить внимание на цифры, соответствующие  процентному соотношению преступности, касающейся покушений на жизнь и  здоровье человека. Эта статистика свидетельствует о том, что наибольшее число такого рода преступлений фиксируется  в сельской местности (около 42%), на провинциальные города (не центры субъектов федерации) и поселки городского типа приходится 35% убийств и причинений тяжкого  вреда здоровью.

Ещё одной  проблемой национальной безопасности является наркомания. За последние годы масштабы наркомании в стране выросли, и эта проблема стала реальной угрозой национальной безопасности. Число россиян, допускающих немедицинское потребление наркотиков, постоянно увеличивается и исчисляется миллионами, а наркотические средства начинают пробовать 11-12-летние дети. При этом прямо или косвенно с наркотическими веществами связано до 70% корыстно-насильственных преступлений. Наркомания и сопутствующие ей заболевания: такие как СПИД: вирусный гепатит, уносят десятки тысяч жизней, прежде всего молодых людей. 

По данным мониторинга  Государственного антинаркотического комитета в России 8,5 миллионов человек принимает наркотики. За полгода из незаконного оборота изъято более 85 тонн наркотиков: 5 тонн опиатов, 2,5 тонны синтетических и психотропных веществ, 20 тонн марихуаны. Ликвидировано свыше 5 тысяч наркопритонов, уничтожены 22 лаборатории и свыше 4 тысяч кустарных наркопроизводств20.     Миграция так же является угрозой национальной безопасности. «Стремительное развитие незаконной миграционной инфраструктуры - это и рост криминала, и создание не подконтрольных властям этнических анклавов, и дальнейшее обострение межнациональных конфликтов, и коррупция на всех уровнях. Фактически преступления в сфере миграционного законодательства сегодня угрожают национальной безопасности России в целом», - заявил недавно член Комитета Государственной Думы по обороне, председатель Всероссийской политической партии «Родина» Алексей Журавлев. Таким образом, становится вполне очевидно, что проблема переросла все региональные масштабы и вышла на более серьезный уровень21.

Особую  опасность являет собой современный  терроризм.

Терроризм - это использование физического  насилия, в том числе убийств, для достижения политических целей.

Крупные террористические организации в современном мире, как правило, тайно поддерживаются великими или региональными державами, что позволяет последним контролировать физическое пространство, на котором  действуют террористы.

Терроризм приобрел международную опасность  еще в конце XX века: террористические организации обрели международную  координацию. Базами терроризма стали  целые государства, например, Пакистан, Афганистан. Сегодня международный терроризм является основной угрозой существованию не только отдельных государств, но и всей так называемой цивилизованной части мира, опробовав в сентябре 2001 года новый вид ведения войны - асимметричные войны.        Асимметричные войны - это войны, ведущиеся негосударственными структурами против государств. Они отличаются от обычных войн тем, что противник государства фактически анонимен, так как практически невозможно найти юридическое доказательство его вины. Кроме того, очередной акт войны со стороны негосударственной структуры непредсказуем и, следовательно, неотвратим. В качестве оружия используются обычные гражданские объекты.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия  – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и  культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение  на Евразийском континенте позволяют  Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов  России и других государств по многим проблемам безопасности, включая  противодействие распространению  оружия, борьбу с терроризмом и  наркобизнесом, решение экологических  проблем и обеспечение ядерной  безопасности. Вместе с тем ряд  государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и  ее влияния на международную политику.  Государственное управление в области безопасности строится в нашей стране на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности деятельности органов обеспечения безопасности.          Действующая Стратегия национальной безопасности России нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Информация о работе Национальная безопасность Российской Федерации