Национальная безопасность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.
Задачи работы:
- проанализировать понятие национальной безопасности;
- изучить основные составляющие национальной безопасности;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Оглавление

национальная безопасность российская
Введение
1. Россия в мировом сообществе
2. Понятие национальной безопасности РФ
2.1 Виды национальной безопасности
2.2 Концепция национальной безопасности РФ
3. Угрозы национальной безопасности РФ
3.1 Внутренние угрозы национальной безопасности
3.2 Внешние угрозы национальной безопасности
4. Обеспечение национальной безопасности РФ
4.1 Обеспечение национальных интересов РФ
5. Военная политика и организация РФ
5.1 Военная доктрина РФ
5.2 Войска и их основные задачи
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Национальная безопасность РФ.docx

— 38.94 Кб (Скачать)

 

3. Угрозы национальной безопасности  Российской Федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

3.1 Внутренние угрозы национальной  безопасности

Классификация внутренних угроз национальной безопасности, их сущность:

*попытки насильственного изменения  конституционного строя и нарушения  территориальной целостности России;

*планирование, подготовка и осуществление  действий по нарушению и дезорганизации  функционирования органов государственной  власти и управления, нападений  на государственные, экономические  и военные объекты, объекты жизнеобеспечения  и информационной инфраструктуры;

*создание, оснащение, подготовка и  деятельность незаконных вооруженных  формирований;

*незаконное распространение на  территории Российской Федерации  оружия, боеприпасов и взрывчатых  веществ;

*широкомасштабная деятельность  организованной преступности, угрожающая  политической стабильности в  некоторых регионах Российской  Федерации;

*деятельность сепаратистских и  радикальных религиозных национальных  движений.

3.2 Внешние угрозы национальной  безопасности

*развертывание группировок вооруженных  сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

*территориальные претензии к  Российской Федерации, угрозы отторжения  от Российской Федерации отдельных  территорий;

*вмешательство во внутренние  дела Российской Федерации со  стороны иностранных государств;

*наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося  баланса сил вблизи границ  Российской Федерации;

*вооруженные провокации, включая  нападения на военные объекты  России, расположенные на территории  зарубежных государств, а также  на объекты и сооружения на  Государственной границе РФ и  границах ее союзников;

*действия, затрудняющие доступ  России к стратегически важным  транспортным коммуникациям;

*дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов  граждан Российской Федерации  в некоторых зарубежных государствах.

 

4. Обеспечение национальной безопасности  Российской Федерации

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; коренное улучшение экологической ситуации в стране.

 

4.1 Обеспечение национальных интересов  России

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.

В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.

Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно-политическое сотрудничество в рамках содружества.

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран - членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

 

5. Военная политика и организация  РФ

В настоящее время Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, получают развитие новые социально-экономические связи и отношения. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности России. В начале XXI в. в мире обозначились процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов некоторых государств. Это поставило на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важное значение в этом комплексе придается вопросу о месте в обществе и роли Вооруженных Сил Российской Федерации.

В последние годы военная организация прошла сложный путь. Она, как и страна в целом, до сих пор находится в процессе активного реформирования, связанного с коренными изменениями геополитических условий в мире и становлением обновленного Российского государства. Сегодня создана практически новая правовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый ряд важных законодательных актов. Это Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ «О Государственной границе».

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ), составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. В эту организацию также входит часть промышленного и научного комплекса страны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.

Главной задачей военной организации является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Военная организация России постоянно развивается. На современном этапе основными направлениями ее развития являются:

*приведение структуры, состава  и численности компонентов военной  организации в соответствие с  задачами обеспечения военной  безопасности с учетом экономических  возможностей страны;

*повышение качественного уровня, эффективности и безопасности  функционирования технологической  основы системы государственного  и военного управления;

*совершенствование военно-экономического  обеспечения военной организации  на основе концентрации и рационального  использования финансовых средств  и материальных ресурсов;

*совершенствование стратегического  планирования на принципе единства  применения Вооруженных Сил Российской  Федерации и других войск;

*повышение эффективности функционирования  систем подготовки кадров, военного  образования, оперативной и боевой  подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также  военной науки;

*совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров и специалистов ведущих боевых специальностей);

*повышение эффективности системы  эксплуатации и ремонта вооружения  и военной техники;

*совершенствование специального  информационного обеспечения Вооруженных  Сил Российской Федерации и  других войск, органов управления  ими;

*укрепление в войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины;

Информация о работе Национальная безопасность РФ