Мобилизационная
подготовка объектов здравоохранения
Под мобилизационной
подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий,
проводимых в мирное время, по заблаговременной
подготовке экономики РФ, экономики субъектов
РФ и экономики муниципальных образований,
подготовке органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций,
подготовке Вооруженных Сил России, других
войск, воинских формирований, органов
и создаваемых на военное время в соответствии
с Федеральным законом «Об обороне» специальных
формирований к обеспечению защиты государства
от вооруженного нападения и удовлетворению
потребностей государства и нужд населения
в военное время.
Под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий
по переводу экономики РФ, экономики субъектов
РФ и экономики муниципальных образований,
переводу органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций
на работу в условиях военного времени,
переводу Вооруженных Сил России, других
войск, воинских формирований, органов
и специальных формирований на организацию
и состав военного времени.
Мобилизация в Российской
Федерации может быть общей или частичной.
Основными
принципами мобилизационной подготовки
и мобилизации являются:
- централизованное
руководство;
- заблаговременность;
- плановость
и контроль;
- комплектность;
- взаимосогласованность.
Правовыми
основами мобилизационной подготовки
и мобилизации являются:
- Конституция РФ
- международные договоры РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Федеральный закон «Об обороне»
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
- Федеральный закон «О мобилизации в РФ»
- другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в данной области.
Цели
и задачи мобилизационной подготовки
и мобилизации в РФ определяет Президент Российской
Федерации.
Только Президент РФ
в случаях агрессии, возникновения
вооруженных конфликтов, направленных
против России, объявляет общую или частичную мобилизацию и устанавливает режим работы органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций в период
мобилизации и в военное время.
Правительство
Российской Федерации:
- организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
- при объявлении мобилизации организует перевод экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени и осуществляет контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Органы
исполнительной власти субъектов РФ
и органы местного самоуправления:
- руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
- создают мобилизационные органы;
- разрабатывают мобилизационные планы;
- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
- оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
- организуют в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
- организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Организации
обязаны:
- организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
- создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов;
- разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
- выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
- обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
- обеспечивать поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
- предоставлять в соответствии с законодательством РФ здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
Граждане обязаны:
- являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
- выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
- предоставить в соответствии с законодательством РФ в военное время в целях обеспечениях обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ.
Граждане в период мобилизации
и в военное время привлекают
к выполнению работ в целях
обеспечения обороны страны и безопасности
государства, а также зачисляются в специальные
формирования в установленном порядке.
Граждане за неисполнение
своих обязанностей в области
мобилизационной подготовки и мобилизации
несут ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
Военное время - период времени, в котором находится
государство с момента объявления войны
или фактического начала военных действий
до объявления о прекращении военных действий,
но не ранее их фактического окончания.
Военное положение - особый правовой режим деятельности
Федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления и
организаций, предусматривающий в том
числе и ограничение отдельных прав и
свобод граждан, деятельности организаций,
вводимый по всей территории РФ или в отдельных
её местностях в случае агрессии против
РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Мобилизация в РФ - мероприятия по переводу Вооруженных
Сил и других войск Российской Федерации,
воинских формирований и органов на организацию
и состав, предусмотренные для военного
времени, а также по переводу органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
предприятий, организаций и учреждений
на работу по условиям военного времени.
Объекты здравоохранения - учреждения, учебные заведения медицинского,
санитарно-противоэпидемического (профилактического)
профиля различных форм собственности
(государственные, акционерные и др.) и
подчинения (федеральные, региональные,
субъектов Российской Федерации, муниципальные,
ведомственные), которые прямо или косвенно
проводят мероприятия по сохранению здоровья
населения.
В зависимости от предназначения
и содержания работы при повседневной деятельности
в условиях мирного времени все объекты
здравоохранения могут быть объединены
в следующие группы:
- лечебно-профилактические (больницы, поликлиники, диспансеры, амбулатории, медико-санитарные части и др.);
- санитарно-противоэпидемического профиля (центры Госсанэпиднадзора, противочумные институты и станции и др.);
- медицинского снабжения (аптеки, склады, базы);
- учреждения службы крови (институты, станции, отделения в больницах по заготовке и переливанию крови);
- научно-исследовательские и учебные учреждения медицинского профиля системы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также субъектов РФ;
- административно-управленческие учреждения здравоохранения (министерства, департаменты, комитеты, отделы).
Мобилизационная готовность объекта
здравоохранения - это способность органов управления,
сил и средств его ГО решать задачи в соответствии
с предназначением, которые определены
на военное время.
Основным документом, определяющим деятельность объекта
здравоохранения при переводе с мирного
на военное положение и в военное время, является комплект документов или план
действий объекта здравоохранения, обеспечивающих выполнение соответствующих
мероприятий.
Разработке плана (действий) объекта
здравоохранения в военное время предшествует изучение:
- возможной (прогнозируемой) обстановке, основные исходные сведения о которой получаются в органе управления ГО ЧС города (района, области);
- характеристики объекта здравоохранения (его структура по подразделениям, кадровый состав персонала)
- размещение объекта по отношению к объектам, представляющим опасность возникновения вторичных очагов поражения;
- планировка территории объекта здравоохранения, его застройка, наличие пожаро-, химически-опасных и других факторов, сейсмостойкость зданий, коммунально-технические сети и энергоснабжение, т.е. все факторы, которые представляют опасность поражения объекта в военное время;
- состояние материально-технического обеспечения подразделений объекта.
Основные требования к структуре
и содержанию Плана:
- преемственность планирования на объектах здравоохранения планов медико-санитарного обеспечения населения на местном и территориальном уровнях;
- соответствие современным взглядам теории и практики медико-санитарного обеспечения населения с учетом специфики выполнения мероприятий на объектах здравоохранения в зависимости от вида и характера поражения;
- реальное отражение в документах Плана возможности выполнения ЛПУ планируемых мероприятий в установленном объеме и сроках;
- разработка документов на основе достоверных исходных данных, полученных от официальных источников;
- отсутствие в документах излишней информации, которая не может быть использована при организации выполнения планируемых мероприятий;
- доступность понимания и возможность анализа без дополнительных расчетов различных показателей, удобство пользования документами Плана, возможность их корректировки (заполнение изменяющихся показателей в документах Плана карандашом).
Разработанные документы
Плана согласовываются и утверждаются
в срок, установленные приказом начальника
ГО объекта.
Проверка реальности
планирования мероприятий проводится
на штабных тренировках и учениях, при практических тренировках
с подразделениями ЛПУ.
Корректировка Плана
проводится по состоянию на 01 января
и 01 июля ежегодно, о чем вносятся
записи в лист корректировки, При внесении существенных изменений
отдельные документы могут нуждаться
в повторном согласовании с заинтересованными
учреждениями и организациями (вопросы
медицинского снабжения, транспортного
обеспечения и др.).
План разрабатывается
текстово и графически в виде приложений
к текстовой его части.
Текстовая часть Плана
подписывается главным врачом - начальником
ГО объекта здравоохранения, согласовывается
территориальным (местным) управлением
по делам ГО ЧС, утверждается руководителем
органа управления здравоохранения по
подчиненности объекта здравоохранения.
Приложения к текстовой части подписываются начальником
штаба ГО ЧС объекта здравоохранения и
должностным лицом, отвечающим за выполнение
указанных в приложении мероприятий,
утверждаются начальником ГО объекта
здравоохранения.
Содержание плана определяется
в зависимости от перечня задач и проводимых мероприятий,
вытекающих из прогнозируемой обстановки,
в которой может оказаться объект здравоохранения.
Содержание задач по
этому плану определяются предназначением
объектов здравоохранения на военное
время. Задачи могут быть общими для всех объектов здравоохранения с
учетом их предназначения на военное
время или частными.
К числу общих задач относятся:
- прогнозирование возможной обстановки на объекте в военное время и ее оценка при возникновении военной опасности;
- разработка плана (действий) объекта здравоохранения на военное время;
- организация защиты объекта от воздействия современных средств ведения войны, при террористических акциях, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта здравоохранения в военное время.
Частными задачами лечебно-профилактических учреждений
(больницы, поликлиники и др.) являются:
- защита не только персонала и материальных ценностей от воздействия средств ведения войны, при авариях и катастрофах, но и больных, находящихся на стационарном лечении или амбулаторном приеме, а также и больных из числа нетранспортабельных, находящихся дома;
- дополнительное развертывание и перепрофилизация коечной сети в больницах для приема пораженных и больных в военное время либо по месту постоянной дислокации больницы, либо после вынужденной ее эвакуации в загородную зону;
- организация медицинского обеспечения населения при его эвакуации и рассредоточении из городов в загородную зону и в местах его расселения;
- выделение медицинского персонала для медицинского обеспечения смен объектов экономики;
- развертывание и организация работы защищенных стационаров для нетранспортабельных больных.
- перевод больницы, поликлиники и др. объектов на противоэпидемический режим работы при возникновении соответствующей эпидемической обстановки и на особый режим работы в условиях радиоактивного и химического заражения территории.