Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:10, доклад
Историю становления лизинга в Казахстане можно условно разделить на три этапа. Первый характеризуется становлением предпринимательства и института частной собственности, без которой развитие лизинга просто невозможно. Второй этап – это время практического применения лизинга в отдельных отраслях экономики. Третий этап отмечен принятием ряда основополагающих нормативно-правовых актов, таких как, Гражданский кодекс РК (Особенная часть) в 1999 году, Закон РК “О финансовом лизинге” в 2000 году, Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” в 2001 году и других.
Кроме того, в законодательстве
четко не определен момент перехода
рисков, связанный с переходом
к лизингополучателю права
Другой проблемой при осуществлении ряда лизинговых сделок (например международного или возвратного лизинга) является двойное налогообложение предмета лизинга в части оплаты НДС. Оно ложится тяжким бременем для лизингополучателя, увеличивая стоимость предмета лизинга на 32%, что, естественно, не стимулирует в стране развитие малого и среднего предпринимательства.
Неясен и вопрос, касающийся
ограничения применения лизинга
исключительно для
По непонятным причинам из Гражданского процессуального кодекса (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 11 июля 2001 года) был исключен пункт 9 статьи 140, касающийся возможности вынесения судебного приказа по договорам лизинга. Это существенно ограничило возможности лизингодателя по законному изъятию предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя. В результате, несмотря на сохранившееся у лизингодателя право собственности на предмет лизинга, для того чтобы изъять этот предмет у недобросовестного лизингополучателя, ему необходимо обратиться в суд, заплатив при этом 3% от суммы иска (а ведь лизинг, как правило, используется для приобретения дорогостоящего оборудования). Как же тогда быть со статьей Конституции Республики Казахстан, которая декларирует, что “право собственности неприкосновенно”?
Имеются проблемы и при таможенном оформлении предмета лизинга. Так, под режим временного ввоза подпадают только те предметы лизинга, которые определены Правительством РК. Однако сам перечень (постановление Правительства № 1092 от 21 августа 2001 года) явно неполный, поскольку около 80% процентов ввозимого оборудования в Казахстане не производится. Кроме того, в таможенном законодательстве не урегулирован вопрос, связанный с временным ввозом при сублизинге, возможности выкупить предмет лизинга по остаточной стоимости, оплаты таможенных пошлин по этой остаточной стоимости и т.д.
Необходимо рассмотреть
и вопрос о возможности ратификации
Конвенции УНИДРУА о
Принимая во внимание, что проведение социально-экономических реформ является важнейшем направлением государственной политики, члены ассоциации “Казахстанский лизинг” считают, что в максимально короткие сроки необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере лизинга. При этом следует в полной мере использовать опыт, накопленный казахстанскими специалистами, изучающими лизинг и знающими практические проблемы его развития.
Информация о работе Лизинг в Казахстане: правовые аспекты развития