Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:10, доклад
Историю становления лизинга в Казахстане можно условно разделить на три этапа. Первый характеризуется становлением предпринимательства и института частной собственности, без которой развитие лизинга просто невозможно. Второй этап – это время практического применения лизинга в отдельных отраслях экономики. Третий этап отмечен принятием ряда основополагающих нормативно-правовых актов, таких как, Гражданский кодекс РК (Особенная часть) в 1999 году, Закон РК “О финансовом лизинге” в 2000 году, Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” в 2001 году и других.
Лизинг в Казахстане: правовые аспекты развития
Как известно, максимально
высокие темпы роста валового
внутреннего продукта являются главной
целью экономического развития, достижение
которой позволяет государству
решать важнейшие социальные проблемы.
Однако такой рост должен сопровождаться
качественными структурными изменениями
экономики, в том числе связанными
с заменой изношенных основных фондов
новым высокотехнологичным
Историю становления лизинга
в Казахстане можно условно разделить
на три этапа. Первый характеризуется
становлением предпринимательства
и института частной
В результате сегодня в Казахстане действует семь частных лизинговых компаний, а лизинговый портфель в целом по Республике составляет по неофициальным оценкам не менее US$200 млн. В то же время растущий интерес к созданию новых лизинговых компаний не только способствует демонополизации казахстанского рынка лизинговых услуг, но и делает сам лизинг все более востребованным финансовым инструментом. Ведь он не требует ни большого стартового капитала для приобретения оборудования, ни дополнительного залога, поскольку приобретаемый предмет лизинга является одновременно и предметом залога.
И все же существует ряд проблем, негативно влияющих как на развитие отечественного лизинга, так и на реализацию важнейших государственных программ в области импортозамещения и развития малого предпринимательства.
Прежде всего это проблемы,
связанные с несовершенством
казахстанского законодательства о
лизинге, в которое, безусловно, необходимо
внести дополнения и изменения, отвечающие
нормам международного права. Также
следует принять меры по сохранению
и совершенствованию института
предоставления налоговых льгот
для любого вида лизинга. Для этой
цели нужно обеспечить идентичность
подхода в определении терминов
“финансовый лизинг” и “
В соответствии с Гражданским кодексом РК и международными нормами лизинг является разновидностью договора аренды (статья 540 гласит, что “к договорам имущественного найма также относятся договоры лизинга…”). Однако Налоговый кодекс РК в целях налогообложения рассматривает лизинг как договор купли-продажи (согласно статье 74 “такая сделка рассматривается как покупка основных средств лизингополучателем. При этом лизингополучатель рассматривается как владелец основных средств, а лизинговые платежи - как платежи по кредиту, предоставленному лизингополучателю”), несмотря на то что у лизингополучателя есть право не выкупать предмет лизинга, а вернуть его лизингодателю. Данное несоответствие между налоговым и гражданским законодательством является необоснованным, поскольку операции по аренде и купле-продаже одинаково облагаются НДС и налогооблагаемая база при этом не изменяется.
Несмотря на то что есть
более 50 разновидностей лизинга, казахстанское
законодательство в настоящее время
оперирует исключительно
Сейчас в мировой практике активно используется разновидность лизинга, когда по истечении договора аренды между субъектами одной и той же сделки заключается соглашение о замене уже отслужившего свой срок оборудования на новое, более высокотехнологичное. Несмотря на то что данный вид лизинга исключительно выгоден, поскольку позволяет постоянно обновлять основные фонды по современным международным стандартам, в Казахстане он не может быть применен.
Дело в том, что в согласно Закону РК “О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года предметом лизинга является “имущество, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лизинге и ввозимое в Республику Казахстан в соответствии с договором лизинга”. Однако, поскольку казахстанское законодательство оперирует исключительно понятием “финансовый лизинг” (данным в Налоговом кодексе и законе РК “О финансовом лизинге”), а упомянутая сделка не подпадает под это понятие, то обновляемое оборудование, соответственно, не подпадает под режим временного ввоза, предусмотренного для предметов лизинга.
Заметим также, что налоговое
законодательство обязует лизингополучателя
выкупать предмет лизинга (статья 74.
“Передача по договору лизинга, заключенному
в соответствии с законодательством
Республики Казахстан, основных средств,
подлежащих амортизации, является финансовым
лизингом, если она отвечает следующим
условиям: 1) передача основных средств
в собственность
Следующим несоответствием казахстанского законодательства является невозможность применения для предметов лизинга ускоренной амортизации в течение срока действия договора. В то время как эта мера активно применяется во всем мире для стимулирования внедрения новой техники, субъект малого предпринимательства не может взять в лизинг помещение, поскольку амортизационный коэффициент 8, предусмотренный Налоговым кодексом РК, позволит выкупить это помещение лишь через 11 лет, срок же амортизации для договора финансового лизинга составляет не менее 80% от срока службы предмета лизинга (Статья 74. “Передача по договору лизинга, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом, если она отвечает следующим условиям …2) срок финансового лизинга превышает 80 процентов срока полезной службы основных средств”). При существующих ставках (20-25% годовых) предприниматель вынужден будет заплатить за полученную таким образом недвижимость в 3-4 раза больше, чем при простом ее приобретении.
Данное ограничение
Согласно же статье 82 Налогового кодекса к активам, неподлежащим амортизации, относятся:
• земельные участки;
• объекты незавершенного строительства;
• неустановленное оборудование;
• основные средства и нематериальные активы, неиспользуемые налогоплательщиком в производстве товаров, выполнении работ, предоставлении услуг;
• доля участия в юридическом лице любой организационно-правовой формы;
• основные средства, стоимость которых ранее полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года;
• основные средства, введенные в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, стоимость которых отнесена на вычеты в соответствии со статьями 138-140 Кодекса.
Таким образом, земельные участки, объекты незавершенного строительства, неустановленное оборудование и т.д., нельзя получить в финансовый лизинг.
Необходимо введение “вторичного
лизинга” и корректировка определения
финансового лизинга в части
обязательности передачи лизингополучателю
ранее купленной у продавца техники.
Это сделает возможным
Существуют также ограничения
в защите права собственности
лизингодателя на предмет лизинга
и ограничения права изъятия
предмета лизинга лизингодателем в
случае недобросовестности лизингополучателя.
Так, согласно статье 48 Налогового кодекса
РК, регламентирующей вынесение решения
об ограничении в распоряжении имуществом
в счет налоговой задолженности
налогоплательщика, сказано, что “в
случае непогашения налоговой
С другой стороны, в случае
недобросовестности лизингодателя
в отношении налоговых платежей
в соответствии с действующим
налоговым законодательством
Кроме того, в Законе “О финансовом
лизинге” содержится несколько противоречий
в той части, которая касается
срока лизинга и момента
В отношении срока лизинга
необходимо отметить, что статья 74 Налогового
кодекса РК гласит: “Передача по
договору лизинга, заключенному в соответствии
с законодательством Республики
Казахстан, основных средств, подлежащих
амортизации, является финансовым лизингом,
если она отвечает следующим условиям:
ѕ.. 2) срок финансового лизинга превышает
80% срока полезной службы основных средств”.
В то же время, в соответствии с
Законом “О финансовом лизинге”, “срок,
на который предмет лизинга
Что касается перехода права
собственности, то согласно статье 2 Закона
“О финансовом лизинге” “предмет лизинга
переходит в собственность
В связи с этим следует подчеркнуть, что вышеуказанный срок амортизации ограничивает право лизингополучателя на досрочный выкуп предмета лизинга. Поскольку в случае, если этот срок будет составлять менее 80%, то любой государственный орган, контролирующий данные сделки, может заявить, что это был не финансовый лизинг, а договор купли-продажи или какой-либо иной договор. Таким образом, стороны вынуждены затягивать срок действия договора лизинга, тогда как в соответствии с Гражданским кодексом РК они имеют право самостоятельно определять этот срок.
Информация о работе Лизинг в Казахстане: правовые аспекты развития