Контрольная по "БЖД"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью и представляет собой высшую нервную деятельность, результатом которой является изменение соотношения организма с внешней средой. В отличие от высшей нервной деятельности низшая нервная деятельность состоит в совокупности реакций, направленных на объединение, интеграцию функций внутри организма. Высшая нервная деятельность проявляется в виде сложных рефлекторных реакций, осуществляемых при обязательном участии коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований.

Оглавление

13. Характеристика нервной системы. Условные и безусловные рефлексы…2
63. ПМП при отравлении аварийно-химическими опасными веществами (АХОВ)…………………………………………………………………………..7
65 (15). Острое облучение – это облучение дозой…………………………..10
Список литературы…………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

БЖД РЕФЛЕКСЫ.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

План.

 

13. Характеристика  нервной системы. Условные и  безусловные рефлексы…2

63. ПМП при  отравлении аварийно-химическими  опасными веществами (АХОВ)…………………………………………………………………………..7

65 (15). Острое  облучение – это облучение  дозой…………………………..10

Список литературы…………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Характеристика нервной системы.  Условные и безусловные рефлексы.

 
Поведение человека связано с условно-безусловной  рефлекторной деятельностью и представляет собой высшую нервную деятельность, результатом которой является изменение  соотношения организма с внешней  средой. В отличие от высшей нервной  деятельности низшая нервная деятельность состоит в совокупности реакций, направленных на объединение, интеграцию функций внутри организма.    Высшая нервная деятельность проявляется в виде сложных рефлекторных реакций, осуществляемых при обязательном участии коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований.  Впервые представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга было широко и подробно развито основоположником отечественной физиологии И. М. Сеченовым в его книге "Рефлексы головного мозга". Идейная установка этого классического труда выражена в первоначальном, измененном под влиянием цензуры заглавии: "Попытка ввести физиологические основы в психические процессы". До И. М. Сеченова физиологи и неврологи не решались даже поставить вопрос о возможности объективного, чисто физиологического анализа психических процессов. Последние оставались полностью отданными на откуп субъективной психологии[3].          Идеи И. М. Сеченова получили блестящее развитие в замечательных трудах И. П. Павлова, открывшего пути объективного экспериментального исследования функций коры больших полушарий и создавшего стройное учение о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов показал, что в то время как в нижележащих отделах центральной нервной системы - подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном мозгу - рефлекторные реакции осуществляются по прирожденным, наследственно закрепленным нервным путям, в коре больших полушарий нервные связи вырабатываются и создаются в процессе индивидуальной жизни животных и человека, в результате сочетания бесчисленных, действующих на организм раздражений. Открытие этого факта позволило разделить всю совокупность рефлекторных реакций, происходящих в организме, на две основные группы: на безусловные и условные рефлексы[6].        Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.    Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. К безусловным относят зрачковый, коленный, ахиллов и другие рефлексы. Некоторые безусловные рефлексы осуществляются только в определенном возрасте, например в период размножения, и при нормальном развитии нервной системы. К таким рефлексам относят сосательные и двигательные, которые есть уже у 18-недельного плода. Безусловные рефлексы являются основой выработки условных рефлексов у животных и человека. У детей по мере взросления они переходят в синтетические комплексы рефлексов, увеличивающих приспособляемость организма к условиям внешней среды.         Условные рефлексы – приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными. Они возникают у одного или нескольких представителей вида, которые были подвергнуты обучению (дрессировке) или воздействию среды. Выработка условных рефлексов происходит постепенно, при наличии определенных условий среды, например повторяемости условного раздражителя. Если условия выработки рефлексов постоянны из поколения в поколение, то условные рефлексы могут стать безусловными и наследоваться в ряду поколений. Примером такого рефлекса может служить раскрывание клюва слепыми и неоперившимися птенцами в ответ на сотрясение гнезда птицей, прилетающей их кормить.         Проведенные И.П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро– или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия[6]:     а) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальная разница во времени равна 0,1 с). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;         б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным. Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно.      Кроме того, обязательным условием выработки условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. Иначе, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный рефлекс, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря).          Механизм образования условного рефлекса. Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Присоединившийся безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного), более слабого раздражителя. В итоге между очагами возбуждения коры больших полушарий возникает временная связь, при каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится более прочной. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса. Чтобы выработать условный рефлекс у человека, применяют секреторную, мигательную или двигательную методики с речевым подкреплением; у животных – секреторную и двигательную методики с пищевым подкреплением.         Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.            Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления. Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса[6].  Классификация условных рефлексов. В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах.     Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.  На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка. Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

63. ПМП при отравлении аварийно-химическими  опасными веществами (АХОВ).

Аварийно  химически опасное вещество (АХОВ) - опасное химическое вещество, применяемое  в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти загрязнение  окружающей среды в поражающих живой  организм концентрациях.

Отравление  аварийными химически опасными веществами при авариях и катастрофах  происходит при попадании АХОВ в  организм через органы дыхания и  пищеварения, кожные покровы и слизистые оболочки. 
Характер и тяжесть поражений определяются следующими основными факторами: видом и характером токсического действия, степенью токсичности, концентрацией химических веществ на пострадавшем объекте (территории) и сроками воздействия на человека.  
Вышеуказанные факторы будут определять и клинические проявления поражений, которыми в начальный период могут быть[2]:

  • явления раздражения - кашель, першение и боль в горле, слезотечение и резь в глазах, боли в груди, головная боль;
  • нарастание и развитие явлений со стороны центральной нервной системы (ЦНС) - головная боль, головокружение, чувство опьянения и страха, тошнота, рвота, состояние эйфории, нарушение координации движений, сонливость, общая заторможенность, апатия.   Первая помощь должна быть оказана в возможно короткие сроки и заключаться в:                                                                                                        - надевании на пострадавшего противогаза, проведении частичной санитарной обработки открытых участков тела и одежды, прилегающей к открытым участкам тела;                                                   - использовании для защиты органов дыхания, при отсутствии противогаза, подручных средств (куска материи, полотенца и других материалов), смоченных раствором пищевой соды;                                                                 - введении антипода (противоядия);                                                      - выносе (вывозе) пострадавшего из зоны заражения;      - в проведении при необходимости искусственного дыхания и непрямого массажа сердца на незараженной территории;                          - доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.     АХОВ могут попадать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые. При попадании в организм вызывают нарушения жизненно важных функций и создают опасность для жизни. По скорости развития и характеру различают острые, подострые и хронические отравления.       Острыми называются отравления, которые возникают через несколько минут или несколько часов с момента поступления яда в организм. Общими принципами неотложной помощи при поражениях АХОВ являются[4]:

- прекращение дальнейшего поступления  яда в организм и удаление  не всосавшегося;

- ускоренное выведение из организма  всосавшихся ядовитых веществ;

- применение специфических противоядий  (антидотов);

         - патогенетическая и симптоматическая терапия (восстановление и    поддержание жизненно важных функций).                                                              При ингаляционном поступлении АХОВ (через дыхательные пути) - надевание противогаза, вынос или вывоз из зараженной зоны, при необходимости полоскание рта, санитарная обработка. В случае попадания АХОВ на кожу - механическое удаление, использование специальных дегазирующих растворов или обмывание водой с мылом, при необходимости полная санитарная обработка. Немедленное промывание глаз водой в течение 10-15 минут. Если ядовитые вещества попали через рот - полоскание рта, промывание желудка, введение адсорбентов, очищение кишечника. Перед промыванием желудка устраняются угрожающие жизни состояния, судороги, обеспечивается адекватная вентиляция легких, удаляются съемные зубные протезы. Пострадавшим, находящимся в коматозном состоянии, желудок промывают в положении лежа на левом боку. Зондовое промывание желудка осуществляют 10-15 л воды комнатной температуры (18-20 0С) порциями по 0,5-1 л с помощью системы, состоящей из воронки, емкостью не менее 0,5 л, соединительной трубки, тройника с грушей и толстого желудочного зонда[2]. Показателем правильности введение зонда является выделение желудочного содержимого из воронки, опущенной ниже уровня желудка. Промывание осуществляется по принципу сифона. В момент заполнения водой воронка на уровне желудка, затем поднимается на 30-60 см, при этом вода из воронки выливается в желудок. Затем воронка опускается ниже уровня желудка. Промывные воды, попавшие в воронку из желудка, сливаются в специально подготовленную для этого емкость и процедура повторяется. В систему не должен попадать воздух. При нарушении проводимости зонда система пережимается выше тройника и проводится несколько резких сжатий резиновой груши. Желудок промывается до "чистой воды". После окончания промывания через зонд вводятся адсорбент (3-4 ст. ложки активированного угля в 200 мл воды), слабительное: масляное (150-200 мг вазелинового масла) или солевое(20-30 г сульфата натрия или сульфата магния в 100 мл воды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65 (15). Острое облучение – это  облучение дозой.

  1. однократное 50Р
  2. многократное 100Р
  3. однократное 100Р
  4. многократное 700Р
  5. многократное 1000Р

Острое облучение  – это однократное облучение  дозой 100 Р.

Причиной заболевания острой лучевой  болезнью является однократное облучение  организма дозой более 100 рад. В зависимости от величины поглощенной дозы облучения острую лучевую болезнь подразделяют на четыре степени[5]:

Степень

Название

Доза радиации (рад)

Первичная реакция

Легкая

100-200

У некоторых больных может отсутствовать, но в основном через несколько часов появляется тошнота, однократная рвота

II 

Средняя

200-400

Через 1-3 часа – рвота, заканчивается  через 5-6 часов после облучения

III 

Тяжелая

400-600

Через 30 минут – 1 час – рвота, заканчивается через 6-12 часов после облучения.

IV 

Крайне тяжелая

> 600 

Мучительная и непреодолимая рвота через 30 минут


 

Различают четыре периода лучевой болезни: начальный (период первичной общей реакции), скрытый (латентный), период разгара (период выраженных клинических проявлений), период восстановления.   Длительность первого периода лучевой болезни от нескольких часов до двух суток, пострадавшего, тошнит, рвет, он испытывает головную боль и слабость.           Второй период продолжается от 10-15 дней до 4 – 5 недель, длительность зависит от дозы поглощенной организмом. В данном периоде лучевой болезни в организме происходят патологические изменения (изменения кишечника и кожи, опустошение костного мозга, подавление сперматозоидов). В это время, как правило, пострадавший чувствует себя удовлетворительно.        Продолжительность третьего периода не превышает 2-3 недели, состояние пострадавшего резко ухудшается. В случае, если доза облучения превысила 250 рад, без лечения лучевой болезни возможен смертельный исход. У пострадавшего серьезно нарушена деятельность системы крови, кишечника, практически полностью подавляется иммунитет. В это время возможны инфекционные осложнения, интоксикация.    В последнем периоде лучевой болезни, деятельность костного мозга постепенно восстанавливается, происходит отторжение омертвевших тканей, пораженные органы медленно регенерируют. Данный период продолжается около 3-6 месяцев, но полное восстановление организма может затянуться на годы[4].

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Арустамов Э.А.  БЖД. -  М., 2000.
  2. Белов С.В.  БЖД.-  М.,1999.
  3. Георгиева С.А. Физиология. - М., 1986.
  4. Журавлев В.П.  Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 1999.
  5. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - М., 1952
  6. Мешков Н. П. Основы безопасности жизни. – М., 1998.

 


Информация о работе Контрольная по "БЖД"