Эргономическая оценка трудового процесса и рабочего места моряка на корабле

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:05, контрольная работа

Краткое описание

Состояние условий труда и высокий уровень профессиональной заболеваемости среди работников морского транспорта. Формирование безопасных условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работником профессионального заболевания или несчастного случая, сохранение жизни и здоровья судовых специалистов. Обязательства судовладельца в соответствии с положениями Конвенции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Эргономическая оценка трудового процесса и рабочего места моряка на корабле ……………………………………………..……………..…4
Заключение……………………………………………………………..….12
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

16 вар..doc

— 74.50 Кб (Скачать)


3

 

 

Содержание:

      Введение……………………………………………………………………3

1.      Эргономическая оценка трудового процесса и рабочего места моряка на корабле ……………………………………………..……………..…4

Заключение……………………………………………………………..….12

Список использованной литературы…………………………….….…...14


Введение.

Мореплавание - опасное занятие, эта истина известна людям с самого начала торгового судоходства. В давние времена основными опасностями при осуществлении морских перевозок считались воздействия природных сил: штормы, туманы, плавающие льды, течения, а также недостаток информации о районах плавания и отсутствие надежных методов и средств навигации. Избежать воздействия природных явлений невозможно, так как они не зависят от воли человека. Но минимизировать риск гибели судна принятием различных мер - в человеческих силах. Именно в направлении противодействия этим агрессивным факторам работала мысль людей, занятых в сфере мореплавания, имея целью максимально снизить риски для судна и людей при плавании по морям.

Современное развитие флота неразрывно связано с решением проблемы сохранения и укрепления здоровья моряков, улучшения условий их труда, быта, отдыха. Важнейшим условием сохранения здоровья моряков является обеспечение оптимальной среды обитания на судне. При этом судно необходимо рассматривать как искусственную экологически замкнутую систему, обеспечивающую экипажу длительное деятельное существование.

На организм человека в условиях плавания одновременно действует комплекс взаимосвязанных, различных по уровню и характеру факторов окружающей среды (климатические условия района плавания, микроклимат судовых помещений, шум, вибрация, электростатическое излучение, электромагнитное излучение, вредные вещества в воздухе, микрофлора помещений, психофизиологические факторы и др.). Число факторов судовой среды может достигать нескольких десятков. Человек в конечном итоге реагирует на среду в целом. Поэтому критерием, отражающим влияние судовой среды на организм человека, является уровень функционального состояния работающего и его здоровья. 


1.      Эргономическая оценка трудового процесса и рабочего места моряка на корабле.

В настоящее время отмечается неудовлетворительное состояние условий труда и высокий уровень профессиональной заболеваемости среди работников морского транспорта. Возрастает интенсификация труда в рейсе. Имеет место некачественное проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, сокращение врачебных должностей на судах, ведущее к снижению качества медицинской помощи или полному ее отсутствию. Используются суда устаревших конструкций, с истекшими сроками эксплуатации. Указанные обстоятельства приводят к ухудшению среды обитания на судах и создают угрозу здоровью работающих.

Работа во вредных условиях производства способствует развитию изменений в состоянии здоровья моряков, определяет структуру производственно - обусловленной и профессиональной заболеваемости, повышает риск возникновения производственных травм; - состояние условий труда и здоровья судовых специалистов обосновывает необходимость организации системы охраны труда и здоровья моряков, основная цель работы которой - формирование безопасных условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работником профессионального заболевания или несчастного случая, сохранение жизни и здоровья судовых специалистов.

Конвенция МОТ N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные требования)" 1970 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 27 августа 1991 г.

Положения Конвенции применяются ко всем государственным или частновладельческим морским судам, занятым перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях или занятым для любой другой коммерческой деятельности.

Рядовые матросы размещаются не более чем по два человека в каюте, за исключением пассажирских судов, где допускается размещение максимально четырех человек в каюте.

Младшие офицеры размещаются по одному или по два человека в каюте.

Площадь офицерских кают, в которых не имеется индивидуального салона или кабинета, составляет не менее 6,50 кв. м (69,96 кв. фута) на одного человека на судах менее 3000 т и не менее 7,50 кв. м (80,73 кв. фута) на судах в 3000 т и более.

На судах, кроме пассажирских судов, каждому совершеннолетнему члену экипажа предоставляется отдельная каюта, если исходя из размеров, предназначения и конструкции судна это целесообразно и возможно.

Там, где это возможно, на судах в 3000 т или более, старшему механику и старшему штурману помимо каюты предоставляется смежный с ней салон или кабинет.

Место, занимаемое койками, шкафами, выдвижными ящиками и сиденьями, включается в измерение площади кают. Участки площади небольших размеров или неправильной формы, которые существенно не увеличивают свободного для движения пространства и не могут быть использованы под мебель, в расчет не принимаются.

Минимальные внутренние размеры койки составляют: 198 см на 80 см (6 футов 6 дюймов на 2 фута 7,50 дюйма).

Площадь столовых для офицеров и рядовых матросов составляет не менее 1 кв. м (10,76 кв. фута) на одного человека, исходя из запланированного числа посадочных мест.

Столовые оборудуются столами и сиденьями установленного образца, подвижными или закрепленными, в количестве, достаточном для максимального числа членов экипажа, которые могут пользоваться ими одновременно.

В любое время, когда члены экипажа находятся на борту судна, в их распоряжение предоставляются:

а) холодильник, удобно расположенный и достаточной вместимости для числа лиц, пользующихся помещением столовой или помещениями столовых;

б) приспособления для приготовления горячих напитков;

в) приспособления для получения холодной воды.

Офицерам и рядовым матросам предоставляются удобно расположенные и соответствующим образом меблированные помещения для отдыха.

Если не имеется помещений для отдыха, отдельных от столовых, то последние планируются, меблируются и оборудуются таким образом, чтобы они могли служить для отдыха.

Мебель помещений для отдыха как минимум включает книжный шкаф и все необходимое для чтения и письма и при возможности для игр.

На судах в 8000 т и более оборудуется курительная комната или библиотека, в которой могут демонстрироваться фильмы или телевизионные передачи, а также помещение для занятий и игр в свободное время; следует рассматривать возможность создания плавательного бассейна.

При планировании помещений для отдыха компетентным органам власти следует рассматривать возможность оборудования буфета.

На судах в 5000 т или более, но менее 15000 т по крайней мере пять отдельных кают для офицеров имеют смежную с ними ванную комнату с уборной, ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной водой; умывальник может быть расположен в каюте. Кроме того, на судах в 10000 т или более, но менее 15000 т каюты всех других офицеров имеют индивидуальные или сообщающиеся ванные комнаты с аналогичным оборудованием.

На судах в 15000 т или более отдельные каюты для офицеров оборудуются индивидуальной ванной комнатой с уборной, ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной водой; умывальник может быть расположен в каюте.

На судах в 25000 т или более, кроме пассажирских судов, для каждых двух рядовых матросов предоставляется одна ванная комната, расположенная либо в сообщающемся помещении, находящемся между смежными каютами, либо напротив входа в такие каюты. Эта ванная комната оборудуется уборной, а также ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной водой.

На всех судах, не пользующихся удобствами, предусмотренными в вышеизложенных положениях, оборудуются и удобно располагаются по крайней мере одна уборная и одна ванная или душ на каждые шесть человек или менее для офицеров и рядовых матросов. Если в состав экипажа входят женщины, то им предоставляются отдельные санитарные узлы.

На судах в 5000 тонн или более, кроме пассажирских судов, каждая офицерская или матросская каюта оборудуется умывальником с холодной и горячей пресной водой, за исключением тех случаев, когда такой умывальник находится в ванной комнате.

На всех судах обеспечивается оборудование для стирки, сушки и глаженья одежды для офицеров и рядовых матросов с учетом численности экипажа и нормальной продолжительности рейса. Это оборудование по возможности располагается вблизи от кают.

Это оборудование включает:

а) стиральные машины;

б) сушильные шкафы или должным образом обогреваемые и вентилируемые сушильные помещения;

в) утюги и гладильные доски или другое равнозначное оборудование.

На судах в 1600 т или более оборудуются:

а) отдельное помещение с уборной и умывальником с горячей и холодной пресной водой недалеко от ходового мостика, предназначенное специально для лиц, несущих на нем вахту;

б) уборная и умывальник с горячей и холодной пресной водой недалеко от машинного отделения, если таковых не имеется вблизи поста управления машинного отделения.

На судах в 1600 т или более, за исключением судов, на которых предоставляются индивидуальные каюты и индивидуальные или полуиндивидуальные ванные комнаты для всего состава машинной команды, оборудуются раздевальные, которые:

а) располагаются вне машинного отделения, но недалеко от него;

б) оборудуются индивидуальными шкафами для одежды и умывальниками, ваннами или душами с горячей и холодной пресной водой.

Минимальная высота во всех помещениях для экипажа, где необходима полная свобода передвижения, не может быть менее 198 см (6 футов 6 дюймов) при условии, что компетентные органы власти могут разрешать в определенных ограниченных пределах уменьшение высоты в любом помещении или в части любого помещения, когда они считают, что это оправданно и что такое уменьшение не приводит к неудобствам для экипажа.

Помещения для экипажа должны иметь надлежащее освещение.

При соблюдении таких особых мер, которые могут допускаться в отношении пассажирских судов, каюты и столовые освещаются естественным светом и обеспечиваются достаточным искусственным освещением.

На всех судах помещения для экипажа обеспечиваются электрическим освещением. Если не имеется двух независимых источников электричества для освещения, обеспечивается дополнительная система аварийного освещения с помощью ламп или осветительных приборов надлежащей конструкции.

В каютах устанавливаются электрические лампочки для чтения у изголовья каждой койки.

Соответствующие нормы естественного и искусственного освещения устанавливаются компетентными органами власти.

Конвенция МОТ N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" 1936 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 9 декабря 1949 г.

Обязательства судовладельца в соответствии с положениями Конвенции охватывают следующие виды риска:

а) болезни и травмы, происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом договоре, и датой истечения срока найма;

б) смерть, последовавшая в те же сроки, в результате болезни или травмы.

Однако национальное законодательство может предусматривать исключения:

а) в случае травмы, не связанной со службой на судне;

б) в случае травмы или болезни, причиненных умышленным действием, заведомой небрежностью или проступком заболевшего, получившего увечье, или умершего лица;

в) в случае болезни или физической неполноценности, намеренно скрытых в момент поступления на службу.

Судовладелец несет расходы по оказанию помощи вплоть до выздоровления больного или пострадавшего от травмы или до того момента, когда будет установлено, что болезнь или потеря нетрудоспособности вследствие травмы носят постоянный характер. Однако национальное законодательство может предусматривать, что оказание помощи за счет судовладельца может быть ограничено периодом времени не менее шестнадцати недель со дня причинившего травму несчастного случая или начала болезни.

Понятие "помощь" включает в себя медицинский уход и предоставление достаточных в качественном и количественном отношении медикаментов и других лечебных средств, питание и жилье.

В случае если болезнь или несчастный случай влекут за собой потерю трудоспособности, судовладелец уплачивает:

а) заработную плату в полном размере в течение всего времени пребывания больного или пострадавшего от травмы на борту;

б) в случае, если больной или пострадавший имеет иждивенцев, заработную плату в полном или частичном размере, согласно национальному законодательству, с момента списания на берег вплоть до выздоровления или до момента, когда будет установлено, что болезнь или потеря трудоспособности носят постоянный характер. Однако национальное законодательство может ограничить обязательства судовладельца по выплате заработной платы в полном или частичном размере списанному на берег лицу периодом времени не менее шестнадцати недель со дня причинившего травму несчастного случая или начала болезни.

Судовладелец также несет расходы по репатриации больного или получившего травму моряка, списанного с судна в результате болезни или несчастного случая.

Портом, в который подлежит возвращению больной или пострадавший в результате несчастного случая, является:

а) порт поступления на службу, или

Информация о работе Эргономическая оценка трудового процесса и рабочего места моряка на корабле