Экстремизм, разновидности тенденции развития. Экстремистские уличные подростковые объединения и группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 16:20, реферат

Краткое описание

Противодействие экстремистской деятельности, является одной из приоритетных задач государственных органов и общественных объединений. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни.
Экстремизм, представляет собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Цель и задачи……………………………………………………………………...5

1.Экстремистская деятельность и её понятие…………………………………...6

2. Виды экстремистской деятельности…………………………………………..8

3. Причины возникновения экстремистской деятельности…………………….9

4. Ущерб, наносимый экстремистской деятельностью……………………….10

5.Механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность…………………..11

6.Экстремистские уличные подростковые объединения и группы…………..11

7.Основные принципы противодействия экстремизму……………………….16

8.Основные направления противодействия экстремистской деятельности....16

9.Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности……………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат по ЧССХ.docx

— 46.32 Кб (Скачать)

 

2) Политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

 

3) Религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

 

4) Националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

5) Молодежный экстремизм- это взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

6) Этнический экстремизм- это нетерпимость к представителям иных наций, этносов, национальностей.

7) Социальный экстремизм – это общественное явление, посягающее на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан, целью которого является пропаганда превосходства одного класса над другим и воплощение этих идей в действиях.

 

 

 

 

3. Причины возникновения  экстремистской деятельности.

Причиной возникновения экстремистских проявлений  можно выделить следующие особо значимые факторы:

 

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

 

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

 

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

 

В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым "низким уровнем культуры", сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

 

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

 

В- шестых, люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности.

 

В- седьмых, экстремистские действия навязывают обществу.

 

Причины проявления экстремистской деятельности  лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.

 

Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.

 

Экстремизм характерен для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением.

Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную  обстановку в стране.        

 

Хотелось бы назвать и такой фактор, способствующий возникновению экстремизма, как деятельность (умышленная или нет) некоторых общественных и публичных деятелей. Например, какую реакцию может вызвать среди мусульман столь широко пропагандируемый в СМИ и некоторыми правоведами термин "исламский терроризм". Ничего, кроме отторжения и возмущения.

 

 

4.  Ущерб, наносимый экстремистской деятельностью

1. Отток денежных средств  у населения.

2. Промывание мозгов и  программирование людей.

3. Разжигание религиозных  распрей.

4. Разжигание межнациональных  распрей.

5. Нарушение и ограничение  Конституционных прав.

6. Нарушение стабильности  социально экономического развития.

7. Повышение процента  суицида.

8. Повышение процента  психиатрических заболеваний.

9.Разрушение культурно - исторических ценностей.

10. Регресс общества.

11. Вмешательство в общеобразовательную  систему.

12. Вмешательство в государственное  и местное самоуправление.

13. Распространение наркотических  веществ.

14.Завладение имуществом  граждан.

15.Растет количество жертв, погибших или получивших ранения  и увечья в результате экстремистской  деятельности.

16.Постоянно увеличивается  материальный ущерб от  экстремистской деятельности.

17.Мировой общественности  книгами, кино- и видеофильмами зачастую  прививается культура насилия, а  иногда даже осуществляется пропаганда  экстремистов, их действий и методов.

18.Зарождение  и развитие  безнравственных  взглядов.

 

 

 

 

5.Механизмы вовлечения  в экстремистскую деятельность.

На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма.

 

Одним из основных механизмов  вовлечения человека  в экстремистскую деятельность, является  контролирование сознания человека, влекущее  развитие безнравственных взглядов и  принципов экстремистского характера в любом его проявлении.

 

Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента:

- контроль организации  над поведением;

- контроль над их эмоциональной  жизнью;

- контроль над языком;

- контроль над информацией.

 

Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим "близким" последователям ценные для них блага - духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру.

 

 

 

 

6.Экстремистские уличные подростковые объединения и группы.

 

В практической образовательной деятельности специалист безопасности жизнедеятельности, обучая человека методам и способам противодействия экстремистским организациям, должен исходить из основной установки – «Предвидеть, помочь, спасти!». Эта установка наиболее точно определяет важность изучения современных уличных подростковых экстремистских групп и объединений.

В современной России большую опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле в них существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение.

Достоверная информация об особенностях этих групп способна уменьшить степень влияния подобных объединений на неустойчивую часть молодежи, а в некоторых случаях предупредить попадание подростков в ряды асоциальных групп и их участие в экстремистских акциях. Законопослушной молодежи знания об уличных подростковых экстремистских организациях предоставляют возможность правильного выбора поведения в период контакта с представителями этих групп и ухода от их агрессивных действий.

Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. Для этой цели более остальных подходит классификация, предложенная В.Т.Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся им на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, деятельность которых имеет соответственно общественную, нейтральную и антиобщественную направленность.

К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.

На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и способов их реализации. В этой связи следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а наиболее распространенным движением в среде подростков из среднего класса стали рэперы.

Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом – агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В настоящее время из неагрессивных протестных движений самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, растаманы, рэперы и энер-геты. Из агрессивных – панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты. Существуют также особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды («бритоголовые»), псевдозеленые экстремисты («грибные эльфы»), молодежная группа Национал-большевистской партии Э. Лимонова.

Имеются также формирования, которые нельзя однозначно отнести к категории агрессивных либо неагрессивных движений, примером могут служить «сатанисты». Собственная специфическая субкультура отличает также ряд молодежных формирований третьего сектора (неправительственные организации), например «зеленых».

В протестных подростковых движениях «протест» обычно принимает форму маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения I960 – 1970-х годов. Один из теоретиков этого направления французский социолог Ж. Леви-Стринжер отмечает, что маргинализм осуждает в капиталистической системе все – официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов. Уход из социума приводит к созданию собственной контркультуры, особых норм поведения, нравственности и морали.

Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодежи – бунт против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

Участники интеллектуализированных движений используют такие формы протеста, как философское мировоззрение, социальная активность (как просоциальная, так и асоциальная) и богемный образ жизни. Этим в значительной степени определяется статус подростка в иерархии группы. В малоинтеллектуализированных движениях статус их участников во многом зависит от физической силы и степени криминализации.

В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а то и гласная) допустимость различных проявлений вседозволенности «своих» по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также характерно создание военизированных формирований, причем нередко не столько по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа.

В ультраправых, ультралевых политических организациях и в агрессивных подростковых формированиях, имеющих экстремистский уклон (скинхеды, скинопанки), подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического вреда людям.

Рассмотрим некоторые экстремистские молодежные организации, действующие на территории России.

Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») – молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. В нем выделяются два крупных крыла – бонхеды и скины-антифашисты. Кроме того, существует множество мелких ответвлений.

Бонхеды (боунхеды) – boneheads – «костяные башки», «тупоголовые» – наци-скины – это название праворадикальных скинов было дано им левыми скинхедами. Название прижилось.

В России движение бонхедов появилось в конце 1980-х годов. В начале 1990-х число его сторонников значительно выросло, в основном в больших городах – Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, где участились нападения на лиц кавказской национальности и их массовые избиения. Группировки бонхедов, как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии, организовывались для совместных разбойных нападений. Однако значительная часть скинов увлекается только внешней атрибутикой (высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто попадается фашистская свастика).

Сильное влияние среди бонхедов в начале 2000-х годов имели партия «Русское национальное единство» (РНЕ) под предводительством Баркашова (скинхеды были там молодежным крылом), Национально-республиканская партия России (с 2001 г. Переименована в Партию Свободы) Ю. Беляева. Весной 2001 г. Бывший лидер питерского отделения Национал-большевистской партии (НБП) А. Гребнев, перешедший в Партию Свободы, объявил о формировании «новых сердитых» – «партии рыцарей освобождения России». Новое формирование строилось на идеологии национал-социализма. Со стороны бонхедов нередки неспровоцированные нападения.

Информация о работе Экстремизм, разновидности тенденции развития. Экстремистские уличные подростковые объединения и группы