Экологические и техногенные катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование экологических и техногенных катастроф.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и классификацию экологических катастроф;
- исследовать понятие техногенных катастроф;
- охарактеризовать причины и последствия техногенных катастроф.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие и классификация экологических катастроф 5
2.Понятие техногенных катастроф 9
3.Причины и последствия техногенных катастроф 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Т 704.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Общая площадь радиоактивного загрязнения  по изолинии 0,2 мР/ч составила уже  в первые дни аварии около 200 тыс. км2, охватив многие районы Украины, Белоруссии, а также Брянскую, Калужскую, Тульскую и другие области Российской Федерации. Заметные выпадения радионуклидов с периодом полураспада от 11 (криптон-85) до 24 100 часов (плутоний-239) достигли Болгарии, Полыни, Румынии, ФРГ и других стран. Несмотря на длительный срок после аварии, чернобыльский синдром по-прежнему блокирует позитивное восприятие атомной энергетики широкой общественностью развитых стран. До чернобыльской аварии в 1986 г. самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария в 1979 г. на американской АЭС Тримайл-Айленд близ г. Гаррисберга (штат Пенсильвания).

Наиболее крупная экологическая катастрофа произошла на химически опасном объекте в Бхопале (Индия). Здесь 3 декабря 1984 г. на фабрике по производству пестицидов, принадлежащей американской компании «Юнион Карбайд», произошла утечка из стальных цистерн ядовитой смеси фосгена и метилизоцианата в количестве более 30 т. В результате аварии погибли 3 тыс. человек, ок. 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные поражения головного мозга, параличи и т. д. У потомства, появившегося на свет после катастрофы, наблюдались множественные случаи уродства. Катастрофа произошла из-за грубого нарушения техники безопасности, се усугубила необученность персонала действиям в аварийных ситуациях. 
Примером экологических катастроф, связанных с морскими транспортными системами, является разлив более 16 тыс. т мазута с танкера «Глобе Асими», происшедший в порту Клайпеда 21 ноября 1971 г. Разлив мазута отрицательно отразился на экосистеме залива Балтийского моря.

Резко уменьшилась численность  фитопланктона и его видовое разнообразие, было нарушено естественное воспроизводство, загрязнены миграционные пути и т. д. В мире известны и другие крупнейшие катастрофы морских судов, вызвавшие нефтяное загрязнение Мирового океана. Так, в результате катастрофы танкера «Эксон валдис» (1989) в воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 г. недалеко от Атлантического побережья загорелся и затонул танкер «Кастило де Бельвер», в океане оказалось 250 тыс. т нефти; неподалеку от французского порта Бордо в марте 1978 г. затонул супертанкер «Амоко Надис», пролилось 230 тыс. т сырой нефти, образовав на поверхности воды самое большое нефтяное пятно в истории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и других животных.

Техногенная катастрофа – это следствие умышленных или  неумышленных действий человека (в  большинстве случаев).

Основные причины аварий и катастроф:

Просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

Некачественное строительство  или отступление от проекта;

Непродуманное размещение производства;

Нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом  ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров т.п.

Промышленные взрывы

Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или  химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной  энергии в механическую работу. При  химических взрывах вещества могут  быть твердыми, жидкими, газообразными, а также аэровзвесями горючих веществ в воздухе.

Физический взрыв чаще всего связан с неконтролируемым высвобождением потенциальной энергии  сжатых газов из замкнутых объемов  машин и аппаратов, сила взрыва сжатого  или сжиженного газа зависит от внутреннего давления этого резервуара.

Пожары на промышленных объектах

Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность  для жизни людей. Причиной возникновения  пожаров на промышленных объектах можно разделить на две группы. Первая – это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнем, вторая – нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий. Пожары могут возникнуть при взрыве в помещениях или производственных аппаратах при утечках и аварийных выбросах пожаровзрывоопасных сред в объемы производственных помещений.7

При пожарах существует несколько различных опасных  факторов. Первый из них – это  повышенные температуры в зоне горения. Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей, а также вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений. Вторым фактором является поступление в воздух рабочей зоны значительного количества вредных продуктов сгорания, в большинстве случаев приводящее к острым отравлениям людей.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих  ядовитых веществ (СДЯВ)

СДЯВ – это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызвать массовые поражения людей.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных  веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных  веществ БОВ

Биологически опасные  вещества БОВ – называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы,

сибирской язвы и т.д.

Аварии на очистных сооружениях

В данной отрасли промышленности различают две группы аварий:

- На очистных сооружениях  сточных вод промышленных предприятий  с выбросом более 10 тонн.

- На очистных сооружениях  промышленных газов с массовым  выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

 

 

 

 

3.Причины  и последствия техногенных катастроф

 

Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения  затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.8

Значительные участки  местности через 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу  имеются схемы и карты, где  показаны границы зоны затопления и  дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство  жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины  для оповещения населения используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние  места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые  находились в контакте с водными  потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убрать весь влажный мусор.

Аварии на транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с  рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары  о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий  возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения  в поездах.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах  метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт  является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортнрго происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это не осуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой.

Обобщенные причины  техногенных катастроф

Авиакатастрофы:

Причинами авиакатастроф  являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение боевым оружием.

27 марта 1977г. – два «Боинг-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Число жертв 582.

28 января 1986г. – космический  корабль «Челенджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. Число жертв 7.

Взрывы:

Причины взрывов: ошибки и присчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранение старых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.

12 февраля 1931г. –  шахта в Маньчжурии. Число жертв  3000.

17 августа 1956г. Конвой  с динамитом в кали, Колумбия (1100).

Железнодорожные катастрофы

Причины: неисправные  и перегруженные поезда.

9 июля 1918 г. – два пассажирских поезда столкнулись на дроге между Нэшвилом и Сент-Луисом, США, самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Число жертв 101.

6 июня 1981г. – Бихар,  Индия (500).

Пожары

Причины: человеческие ошибки, небрежность и злой умысел; землетрясения, войны.

30 декабря 1903г. –  театр «Ирокез» в Чикаго, США . Число жертв – 602.

20 августа 1949г. –  кинотеатр в Абадане, Иран. Число  жертв (422).

Экологические катастрофы

Причины: пренебрежение  мерами безопасности, халатность персонала предприятий, политические и административные амбиции, алчность, бездумное стремление к экономии средств и к дезинформации или полному утаиванию сведений о катастрофе.

 

3 декабря 1984г. –  на заводе пестицидов в Бхопале  (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианта.

24 января 1991г. – Ирак  начал сливать сырую нефть  из кувейтских скважин в море. Персидский залив стал зоной  экологического бедствия.

По степени потенциальной  опасности, приводящей к подобным катастрофам  в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтегазохранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса - ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные  аварии и катастрофы при этом могут  сопровождаться радиационными и  химическими повреждениями и  заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.

Информация о работе Экологические и техногенные катастрофы