История создания механизированных частей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

История военного искусства доказывает, что только наступление может привести к разгрому, окружению и уничтожению врага. Во время первой мировой войны скорострельное оружие, артиллерия и инженерные сооружения на местности создали непреодолимую преграду для наступающих войск. Чтобы прорвать такую оборону, нужен был новый вид оружия. Таким оружием и явились танкиВооруженный состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.История механизированных частей советской армии 4
1.1.Общие понятия механизированных частей, их преимущества и недостатки 4
1.2.История появления танков в России 9
1.3.Боевые машины десанта. История. 15
1.4.Создание механизированных корпусов в советское время 20
Глава 2. Современное состояние механизированных частей России 23
2.1.БДМ Сегодня 23
2.2.Состояние танковых войск сегодня 25
Заключение 30
Список литературы 32
Терминологический словарь 34

Файлы: 1 файл

История создания механизированных частей в России.docx

— 68.77 Кб (Скачать)

Требовалась разработка специальной авиадесантной  самоходки. В конце 1940-х - начале 1950-х  гг. началось масштабное перевооружение Воздушно-десантных войск. В результате на вооружение были приняты специально созданные для ВДВ самоходные противотанковые артиллерийские установки - АСУ-76 массой 5,8 т,

Вооруженная 76-мм пушкой Л Б-62 (принята на вооружение в 1949 г., но в серийное производство не пошла) и АСУ-57 массой 3,3 т с 57-мм пушкой 4-51 (с 1951 по 1955 г. производилась  серийно, участвовала во всех крупных  учениях ВДВ). В 1956 г. на вооружение ВДВ  поступила СУ-85 с 85-мм пушкой Д-70. Все  эти боевые машины были разработаны  конструкторским бюро ММЗ под  руководством Н.А. Астрова. Помимо вышеуказанных машин, в 1948-1951 гг. конструкторскими бюро под руководством Б.Н. Яковлева, А.Ф. Кравцева и НА Астрова для ВДВ был разработан ряд авиадесантных самоходных установок АСУ-57 и АСУ-57П (плавающая), опытные образцы которых изготовили на заводах №115, ВРЗ №2 и ММЗ, но в серийное производство они так и не пошли. Схожими путями развивалась техника воздушно-десантных войск и за рубежом. Так, в США в 1957 г. приняли на вооружение авиадесантную 90-мм самоходную противотанковую пушку М56 "Скорпион".

Самоходные  установки не только увеличили огневую  мощь воздушных десантов и их возможности  в борьбе с различными бронеобъектами противника, но и позволили отработать вопросы их десантирования и эксплуатации (боевого использования) в составе воздушного десанта. К примеру, для СУ-85 массой 15,53 Т потребовалось создание новых систем десантирования, рассчитанных на большие размеры и массу груза.

1.4.Создание механизированных корпусов в советское время

Бронетанковые и механизированные соединения РККА к началу Великой Отечественной  войны по численности личного  состава находились в сухопутных войсках на втором месте после  стрелковых войск. В августе 1938 г. механизированные полки, бригады и корпуса после  незначительных изменений в их организаванной структуре были переформированы.

В июне 1939 г. в  бронетанковых войсках была введена  однотипная организация танковых соединений — бригад РГК. Легкотанковые бригады РГК. вооруженные танками Т-26 или БТ, состояли из четырех батальонов и имели по 258 боевых машин. Бригады, имевшие на вооружении средние танки Т-28 и тяжелые Т-35, включали три батальона — 156 боевых машин, из них 39 танков БТ.21 ноября 1939 г. Главный военный совет Красной Армии постановил расформировать танковые корпуса, обосновывая это тем, что имеющий в своем составе около 600 танков корпус слишком громоздок и трудноуправляем и его вряд ли удастся использовать для развития успеха в наступательной операции фронта (при этом считалось, что для замены танковых корпусов достаточно сформировать 15 моторизованных дивизий в составе двух мотострелковых, танкового и артиллерийского полков; дивизии должны были иметь по плату 275 танков, 73 бронемашины и около 100 орудий и минометов; первые 8 дивизий планировалось сформировать в 1940 г.). Спустя шесть месяцев после принятия этого решения германские танковые корпуса, созданные, в сущности. по образцу советских механизированных (танковых) корпусов, доказали совсем обратное, разгромив в течение считанных дней вооруженные силы Франции и ряда других европейских стран. Под впечатлением от этих успехов немцев, 9 июня 1940 г. нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко утвердил план формирования девяти механизированных корпусов по 1031 танку в каждом, а в феврале—марте 1940 г были отданы распоряжения о формипровании еще двадцати механизированных корпусов.

В это время  общая численность танкового  парка Красной Армии составляла 20,1 тысячи машин, состоявших на вооружении следулющих частей и соединений:

4 тяжелых танковых  бригад; 35 легких танковых бригад; 3 моторизованных броневых бригад (бронебригад); 6 легкотанковых полков; 31 танкового полка кавалерии; 101 танкового батальона стрелковых дивизий; 3 танкохими-ческих бригад химвойск; 4 моторизованных дивизий.

Все эти части  и соединения были укомплектованы личным составом и боевой техникой и обладали достаточно высоким уровнем боевой подготовки. Создание 29 механизированных корпусов со штатной численностью свыше 30 тысяч танков (в том числе 16 600 новых танков Т-34 и КВ. производство которых только разворачивалось) и свыше 7 тысяч бронемашин означало слом всей существовавшей организационной структуры бронетанковых войск и создание новой структуры практически с нуля. Например, на формирование первых 8 механизированных корпусов были переданы боевая техника и личный состав 4 тяжелых танковых бригад, 12 бригад танков БТ, 3 танкохимические бригады, 2 бригады танков Т-26.  кавалерийские дивизии и танки Т-26 танковых батальонов стрелковых дивизий.

Вновь формируемые  механизированные корпуса представляли собой исключительно мощные соединения, в количественном отношении превосходившие даже созданные в годы второй мировой  войны танковые армии РККА. Каждый корпус состоял из двух танковых и одной моторизованной дивизий, мотоциклетного полка, отдельного батальона связи, отдельного саперного батальона, авиационной эскадрильи и других подразделений корпусного подчинения. По штатам 1940 г. танковая дивизия должна была иметь два танковых, мотострелковый и артиллерийский полки, подразделения обеспечения и обслуживания. Ее штатная численность составляла 11 343 человека, в ней было около 60 различных орудий и минометов, 375 танков (из них тяжелых — 63, средних — 210, радиотанков — 7, танков БТ-5/ 7-19, Т-26 — 22, Т-26, огнеметных — 54). Для сравнения отметим, что германская танковая дивизия располагала по штату только одним танковым полком, имевшим лишь 135—150 танков. Причем если в советской танковой дивизии предусматривалось наличие 273 тяжелых и средних танков (73 % от общего их количества), то в германской дивизии тяжелых танков вообще не было, а средних насчитывалось только 88 машин, или 65 % от общего количества танков.

 

 

Глава 2. Современное состояние  механизированных частей России

2.1.БДМ Сегодня

 

 

  Министерство обороны РФ  приняло решение начать закупки  боевых машин поддержки танков. БМПТ – принципиально новая  боевая машина, предназначенная  для уничтожения танкоопасных  целей на поле боя, необходимость  которой вытекает из опыта  военных конфликтов последних  десятилетий. Российская армия  первой в мире получит на  вооружение машины этого класса. Для этого на предприятии «Уралвагонзавод» поступил заказ,- создание совершенно нового продукта. Так же МО уже заказало партию новейших танков Т-90 для российской армии. За 90 лет с момента первого появления на поле боя танк стал самой грозной сухопутной боевой машиной.

Сегодня более 60% бронетанковой техники Воздушно-десантных  войск России составляют боевые машины десанта БМД-1 (БМД- 1П) и их модификации. И несмотря на то, что БМД согласно Парижским соглашениям 1990 г. "О сокращении обычных вооружений в Европе" отнесена к разряду "боевых машин пехоты", ей свойственна своя специфика, обусловленная применением в воздушно-десантных операциях.

Главные достоинства  БМД, делающие ее уникальной машиной - компактность, высокая подвижность  и возможность десантирования с  использованием парашютных и парашютно-реактивных систем в составе парашютного  десанта.

Собственно, главной  задачей боевых машин десанта  первого поколения и было повышение  мобильности и вооруженности  парашютно-десантных подразделений, действующих на поле боя как в обычных условиях, так и в условиях применения противником оружия массового поражения. Практика подтвердила, что свое основное предназначение они выполнили, придав частям и подразделениям ВДВ качественно новые возможности.  
 
Эту задачу БМД-1 - пусть устаревшие как в техническом, так и в моральном отношении - продолжают решать и поныне. Классически действия воздушного десанта подразумевают десантирование, выполнение ближайшей задачи, рейд в новый район, захват и удержание района (объекта). В тылу противника десантникам необходимы высокая мобильность и достаточно мощные средства поддержки, включая бронированные машины. Вопрос повышения подвижности воздушных десантов и снабжения их бронетанковой техникой волновал военное руководство с начала формирования воздушно-десантных войск.

Опыт ведения  боевых действий, в том числе в  локальных конфликтах, выявил резко  возросшие требования к защите личного  состава мотострелковых подразделений  от современных средств поражения. Существующие колесные машины БТР-80, БРМД и легкие гусеничные машины класса БМП и МТ-ЛБ, не всегда обеспечивают защиту личного состава на поле боя. Реализуя концепцию максимальной защиты, КБ транспортного машиностроения под  руководством главного конструктора проекта  Д. Агеевым разработало и изготовило совместно с ГПО "Завод транспортного  машиностроения" опытный образец  тяжёлого бронетранспортёра (БТР-Т) на базе танка Т-55, стойкого к современным средствам поражения на уровне основного танка. Впервые он был продемонстрирован на выставке вооружений ВТТВ-97 в Омске в 1997 г.

Сами танки  Т-55 и их модификации морально устарели и в современных условиях не могут  эффективно выполнять свои функции, они сняты с вооружения российской армии. Большое количество этих танков было в свое время поставлено в  различные страны мира, и теперь они могут быть переоборудованы  в тяжёлые высокозащищённые бронетранспортёры.

Бронетранспортёр  БТР-Т имеет следующую компоновку: в корме корпуса расположено  моторно-трансмиссионное отделение, а переднюю и среднюю части  корпуса машины занимает отсек выполняющий  одновременно функции отделения  управления, боевого и десантного отделений. Слева в передней части этого отсека находится место механика-водителя, справа от него смонтирована низкопрофильная башня с вооружением, а задняя часть отсека предназначена для размещения пяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой.

Полностью закрытый корпус БТР-Т отличается от корпуса  базовой машины прежде всего встроенной динамической защитой, а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле +30° уровень эквивалентной броневой защиты доведен до 600 мм. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутрений (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. Таким образом, обеспечивается противокумулятивная защита бортов. Защищенность машины повышена также за счёт использования двенадцати дымовых гранатомётов типа 902, установленных в кормовой части корпуса.

Лобовые броневые детали и борта оснащены пакетом  динамической защиты последнего поколения  «Контакт-5», которая обеспечивает высокий уровень защиты не только от кумулятивных, но и от бронебойных подкалиберных боеприпасов. Кроме того, на БТР-Т усилено днище корпуса для повышения живучести машины при подрыве на противотанковых минах. Это обеспечивается за счет дополнительного бронирования днища, которое приваривается к нему с промежутком, образуя воздушную прослойку между дополнительной броней и самим днищем, что значительно снижает воздействие взрывной волны при подрыве на мине.

2.2.Состояние танковых  войск сегодня

Проводящаяся  в настоящее время в России военная реформа вызывает немалые  споры, в частности относительно будущей организационно-штатной  структуры войск, которая должна радикально измениться. Одним из таких  изменений станет значительное сокращение танковых войск, сообщения о котором появившиеся в ряде СМИ, вызвали разнообразные комментарии вплоть до панических.

Статьи, цитирующие агентство «Интерфакс» со ссылками на неназванный источник в министерстве обороны России, сообщают о планируемом  сокращении танковых войск более, чем в 10 раз – с двадцати с лишним тысяч до двух, что вызвало бурное обсуждение сенсационной новости.

Однако если изучить ситуацию внимательнее, то налет сенсации испаряется. Действительно, танковые войска в ходе реформы планируется  значительно сократить и перевести  на новую структуру, однако, ни о  каком 10-кратном сокращении не может  быть и речи.

В настоящее  время российская армия действительно  располагает примерно 22 тысячами танков – Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Большую  часть этого парка составляют основные боевые танки (ОБТ) Т-72 (более 9 тысяч машин) и Т-80 (более 6500). Современные Сухопутные войска имеют на вооружении танковых соединений средние танки Т-72, Т-80 и Т-90 (а также Т-62 и Т-644). В настоящее время танковые войска РФ по численности превосходят танковые войска США, танковый парк которых насчитывает 8300 танков различных модификаций.

Вид вооружения

Количество5

Основные боевые танки

22,800+ (~6,500[21][22] в строю)

Лёгкие танки

150 ПТ-76[23] (Нет[24])

Боевые машины пехоты

15,000+ (~6,000[25] в строю)

Бронетранспортёры

9,900+ (~6,400[22] в строю)


 

Однако, значительная часть этих машин – более 15 тысяч  – находится на БХВТ – базах  хранения вооружения и техники, таким  образом, в строевых частях имеется немногим более 6 тысяч танков. При этом в частях и подразделениях постоянной готовности находятся, по разным оценкам, около 1-1,5 тысяч машин.

В течение  ближайших десяти лет с переводом  армии на бригадно-батальонную структуру, число танков в составе строевых частей должно сократиться до 2-2,3 тысяч  ОБТ, при этом все эти части  будут частями постоянной готовности (таким образом, число боеготовых машин даже возрастет). Помимо этого, еще несколько сотен машин  будет находиться в составе учебных  частей, и 3-4 тысячи танков – на складах, что в итоге даст общую численность  танковых войск в 6-7 тысяч ОБТ.

Таким образом, сокращение получается не десятикратным, а, максимум троекратным. Однако остается ряд вопросов: какие это будут танки, каким будет количественный и качественный разрыв между Россией и ее потенциальными противниками, как реформа в итоге скажется на обороноспособности страны и т.д.

Ответ на первый вопрос вытекает из ситуации, сложившейся  в российской промышленности. На сегодня  в производстве для российской армии  находится ОБТ Т-90, созданный на основе советского танка Т-72. Одновременно действует программа модернизации танков Т-72, позволяющая поддерживать их на уровне современных требований. Танки Т-64 и Т-80, требующие значительного количества комплектующих украинского производства, таким образом, оказываются «за бортом», а организация производства комплектующих для этих машин в России, во-первых, потребует значительного объема средств, а во-вторых, усугубит проблему с разнотипностью танкового парка.

В результате Т-72 и его наследник Т-90 автоматически  оказываются главными кандидатами  на роль основы танковых войск. В дальнейшем, в течение ближайших двух-трех лет, в производство может быть запущен  новый танк Т-95, продемонстрировать который планируется уже в  этом году.

Информация о работе История создания механизированных частей в России