История создания механизированных частей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

История военного искусства доказывает, что только наступление может привести к разгрому, окружению и уничтожению врага. Во время первой мировой войны скорострельное оружие, артиллерия и инженерные сооружения на местности создали непреодолимую преграду для наступающих войск. Чтобы прорвать такую оборону, нужен был новый вид оружия. Таким оружием и явились танкиВооруженный состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.История механизированных частей советской армии 4
1.1.Общие понятия механизированных частей, их преимущества и недостатки 4
1.2.История появления танков в России 9
1.3.Боевые машины десанта. История. 15
1.4.Создание механизированных корпусов в советское время 20
Глава 2. Современное состояние механизированных частей России 23
2.1.БДМ Сегодня 23
2.2.Состояние танковых войск сегодня 25
Заключение 30
Список литературы 32
Терминологический словарь 34

Файлы: 1 файл

История создания механизированных частей в России.docx

— 68.77 Кб (Скачать)

первое послевоенное поколение (1945 - 1960 гг.);

второе послевоенное поколение (1960 - 1990 ггю);

третье послевоенное поколение (1990 г. и по настоящее время).

После 1939 года Угроза войны с фашистской Германией потребовала принятия срочных мер по оснащению армии новой боевой техникой, в том числе новыми танками.

С первых дней войны остро встал вопрос о  создании мощной базы танкостроения  в Поволжье и на Урале. Руководство  производством танков во время войны  осуществлял Наркомат танковой промышленности во главе с заместителем Председателя СНК СССР В.А.Малышевым. В него вошли  ЛКЗ, ХПЗ, заводы №174, 75, 37, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Уралвагонзавод, "Красное Сормово", Уралмаш, Ижорский, Уральский турбинный завод, Омский завод и др. Серийное производство танков Т-34 началось в 1940 г. на ХПЗ. В 1941 г. к изготовлению танков был привлечён Сталинградский тракторный завод, а с июня 1941 г. - Горьковский завод "Красное Сормово".  
          В октябре 1941 г. танковое производство ХПЗ эвакуировано в Нижний Тагил, где на базе вагоностроительного завода был создан Уральский танковый завод - головной завод по производству танков Т-34. Изготовление танков Т-34 во время войны также велось на заводе Уралмаш в Свердловске, на Челябинском Кировском заводе и на заводе в г. Омске, куда был эвакуирован Ленинградский машиностроительный завод №174. Созданное на Уральском танковом заводе конструкторское бюро в годы Великой Отечественной войны проводило работы по совершенствованию танка Т-34 в направлении повышения уровня защиты корпуса и башни, огневой мощи, надёжности узлов и систем танка, а также по снижению трудоёмкости изготовления.  
          В связи с появлением на поле боя новых германских танков T-V "Пантера", T-VI "Тигр" в процессе модернизации танка Т-34 был создан и поставлен на производство в 1944 г. танк Т-34-85. В послевоенные годы КБ УВЗ создало целый ряд отечественных танков Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-90. В настоящее время КБ является самостоятельным предприятием - "Уральским КБ транспортного машиностроения" (УКБТМ), входящим в состав научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод", и занимается совершенствованием танков типа Т-72 и Т-90, машин на их базе и перспективными разработками.

Танк Т-34-85 Масса 32 т, экипаж 5 чел., 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 90 мм, дизельный  двигатель 365 кВт (500 л.с.), скорость 55 км/ч. На базе танка Т-34 выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-122, СУ-100, а также огнемётный танк ОТ-34.

Серийное производство танков КВ-1 на ЛКЗ началось в 1940 г. и  осуществлялось до сентября 1941 г. В  ноябре 1941 г. началось производство этих танков на Челябинском Кировском  заводе. В 1942 г. танк был модернизирован для увеличения подвижности и  надёжности за счёт уменьшения его  массы. Новая модификация танка  получила индекс КВ-1С. С 1943 г. началось производство танка КВ-85 с 85-мм пушкой. На базе танков КВ выпускались 152-мм самоходные артиллерийские установки СУ-152 и  огнемётные танки КВ-8. Дальнейшая модернизация танков КВ привела к созданию танка  ИС-1 с 85-мм пушкой. Танки ИС-1 выпускались  с сентября 1943 г. по январь 1944 г. параллельно  с танками КВ-85. В ноябре 1943 г. принят на вооружение танк ИС-2, который состоял  на производстве с января 1944 г. до конца  войны.

Танк ИС-2 Масса 46 т, экипаж 4 чел., 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемёта, 12,7-мм пулемёт, броня 120 мм, дизельный  двигатель 382 кВт (520 л.с.), скорость 40 км/ч. При модификации танка ИС-3 применены корпус и башня оригинальной конструкции, обеспечивающие более высокий уровень защиты по сравнению с танками ИС-1 и ИС-2. Танки ИС-3 поступили в войска в начале 1945 г. На базе танков ИС выпускались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122.

Ещё в ходе войны острая необходимость совершенствования  образцов боевой техники привела  руководство Наркомата танковой промышленности к решению о проведении исследовательских и опытно-конструкторских  работ по созданию перспективных  образцов боевых машин. Для его реализации в 1943 г. на базе Опытного производства КБ Челябинского Кировского завода был  образован Опытный завод №100. После войны перед отечественной  промышленностью встала задача удержать достигнутое превосходство в  техническом уровне бронетанковой  техники над зарубежными аналогами. Определились основные КБ и заводы по выпуску танков. Сформировались крупные КБ на УВЗ, ЛКЗ, ХПЗ и Омском заводе "Октябрьская революция".

Определилась  специализация по выпуску других видов бронетанковой техники:

Волгоградский тракторный завод - по лёгкому танку  и машинам для воздушно-десантных  войск;

Челябинский тракторный завод и Курганский машиностроительный завод - по боевым машинам пехоты;

Горьковский автозавод и завод в г. Арзамасе - по колёсным бронетранспортёрам.

Необходимо  было изучить и обобщить накопленный  в ходе войны опыт создания бронетанковой  техники у нас и за рубежом. Стало очевидно, что для дальнейшего  повышения основных свойств этих машин нужны глубокие научные  исследования, направленные на поиск  новых технических решений по их узлам и системам. По инициативе заместителя председателя Совета Министров  СССР В.А.Малышева в июне 1948 г. было принято  Постановление Совета министров  о создании в Ленинграде научно-исследовательского танкового и дизельного института (ВНИИ-100, с 1966 г. - ВНИИтрансмаш). Институт создан на базе филиала завода №100 и вступил в строй действующих предприятий отрасли в июне 1949 г.

Совместно с  предприятиями отрасли в институте  отрабатывались технические решения  по узлам и системам шасси, комплексам вооружения и защиты, проводились  поисковые работы, направленные на создание перспективных образцов, принципиально  новых систем и узлов для них. За более чем 60-летний период институт принимал участие в создании и  модернизации более 150 боевых бронированных  машин, их модификаций и машин  на их базе, из которых более 100 образцов приняты на вооружение.  
           Заслуги танковых войск во второй мировой войне были настолько велики и очевидны, что развитие танкостроения после войны у нас и за рубежом пошло ускоренными темпами. В ознаменование заслуг танкистов и танкостроителей в 1946 г. был учреждён праздник "День танкиста", который празднуется во второе воскресенье сентября. Танкостроение в России: Все для войны Сергей Птичкин 3

К концу 80-х  годов советская танковая промышленность смогла дать стране сразу несколько  типов основных боевых танков, по своим  тактико-техническим характеристикам  не уступающих западным конкурентам. Прошла более 20-ти лет, и те же самые машины состоят на вооружении и сейчас. За это время вероятный противник  сделал серьезный шаг вперед в  развитии бронетанковой техники. Россия оказалась в роли отстающей, и  отечественные танки уже не короли на поле боя.

К счастью, в  последнее время наметились определенные сдвиги в положительную сторону. Так, разработана и уже осуществляется программа комплексной модернизации танка Т-72, самого массового танка  российской армии, при этом по критерию стоимость/эффективность она намного  выгоднее производства новых танков Т-90. Новая машина получила обозначение  Т-72БМ, и танковые войска России уже  получили около 300 модернизированных  машин.

Конструкторы  постарались улучшить в первую очередь  те характеристики, по которым наметилось отставание. В первую очередь, это  система управления огнем и огневая  мощь танка в целом. На танке установлена  новая пушка с увеличенной  на 20% точностью стрельбы, и возможностью применения боеприпасов с увеличенной  бронепробиваемостью. Введение в СУО новых элементов повысило вероятность поражения цели с первого выстрела и расширило возможности применения вооружения в движении, а внедрение тепловизионного канала многократно повысило возможности танка по ведению боевых действий ночью и в сложных погодных условиях. Теперь экипаж может работать ночью по целям на дальности до 3000 метров, раньше не более 1200 метров.

Коснулись конструкторы и защищенности. Это выразилось в  установке модульной динамической защиты «Реликт», вместо, ранее установленной «Контакт-5». Новый комплект защиты значительно увеличил бронезащиту танка. Теперь бронестойкость корпуса и башни от подкалиберных/кумулятивных снарядов равняется 750/1100мм и 800/1200мм соответственно, против 480/900мм и 540/900мм у не модернизированных образцов. К тому же, новая броня действует в больших угловых значениях лобовой проекции танка. Есть у нее и другие преимущества. Модульная система установки позволяет легко осуществлять замену поврежденных элементов и проводить дальнейшую модернизацию. При этом комплект «Реликт» может устанавливаться и на танки Т-80, что обеспечивает унификацию защитных комплектов. Из других средств защиты применен комплекс «Накидка», позволяющий снизить заметность танка во всех режимах: тепловом, радиолокационном и инфракрасном.

Форсированный до 1000 л.с. главный двигатель позволил повысить динамические характеристики машины.

1.3.Боевые машины десанта. История.

 

     С тех пор, как первые  «резервуары» (по-английски tank – так назывались новые машины в английских документах Первой мировой по соображениям секретности, позднее имя прилипло) вступили в бой в ходе сражения на Сомме 15 сентября 1916-го. Танк был и остается одним из важнейших инструментов для решения боевых задач на суше. Мощь и эффективность танков оказалась такова, что против них было создано огромное количество специализированных средств уничтожения. Противотанковая артиллерия, ракетные комплексы, самонаводящиеся и самоприцеливающиеся боевые элементы реактивных систем залпового огня, противотанковые вертолеты, мины, ручные гранатометы и реактивные противотанковые гранаты – и список еще не полон. В немалой степени столь бурному развитию противотанковых средств способствовали два обстоятельства: ошеломляющий успех германского «блицкрига», в котором первую скрипку играли подвижные танковые соединения Панцерваффе, и подавляющее качественное и количественное превосходство бронетанковой техники СССР по сравнению с НАТО, вызвавшее на Западе настоящую танкобоязнь. Действительно, всего пару десятилетий назад в составе только западных округов и групп войск Советского Союза было около 60 тыс. танков. Подавляющее большинство машин относилось к новым по тем временам образцам: Т-64А и Т-64Б, Т-64БВ, Т-80Б, Т-80БВ, Т-72А и Т-72Б. При этом вся группировка НАТО в Европе тогда насчитывала 27 тыс. танков, из них новые машины типа Leopard 2, М1 Abrams и Challenger, способные успешно им противостоять, составляли только примерно одну десятую. Считалось, что в случае полномасштабного конфликта советская стальная лавина сможет раскатать тонким слоем силы НАТО по всей Европе от Вислы до Лиссабона за считанные дни, даже в условиях применения ядерного оружия. Неудивительно, что в таких условиях насыщению пехоты недорогими, мобильными и эффективными противотанковыми средствами уделялось и уделяется особое внимание. Если прежде угрозу для танка представлял расчет противотанкового орудия в составе нескольких человек, то теперь опасны даже 1-2 пехотинца, вооруженные ПТУР или РПГ. Собственно, это стало понятно на завершающем этапе Второй мировой, когда в подразделения вермахта стали в массовом порядке поступать первые практически пригодные к боевому применению образцы ручного противотанкового оружия: «офенрор», «панцеркнаке» и даже противотанковые пистолеты (точнее, противотанковые гранаты к сигнальным ракетницам) – все то, что наши ветераны скопом называют «фаустпатронами». Потери от «фаустников», особенно в городских боях, были не фатальны, но весьма болезненны, а главное, наличие таких средств на вооружении пехоты негативно сказывалось на боевом духе танкистов, вынудив их действовать «с оглядкой», куда осторожнее, чем прежде. Но при всей своей мощи и защищенности танк в бою часто бывает бессилен против современных противотанковых средств. Установить на основной боевой танк (ОБТ) еще и комплекс вооружения, способный эффективно решать задачи зачистки поля боя от средств ПТБ, невозможно по элементарным компоновочным соображениям – в результате получается здоровенный «монстр» весом за сотню тонн. Одно время бытовали даже теории о скорой смерти танка как средства вооруженной борьбы. Одним из выходов из сложившегося тупика представляется максимально возможное освобождение основного боевого танка от несвойственных ему задач. А для этого нужна принципиально новая машина. Танк – это средство прорыва обороны, которое прокладывает дорогу пехоте, уничтожая все то, что может ей помешать: танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, пулеметные расчеты и даже снайперов. А вот все то, что может помешать танкам, – гранатометчики, расчеты ПТУР – должно уничтожаться пехотой или средствами поддержки танков. Собственно, БМПТ и должна выполнять эти задачи, действуя непосредственно в боевых порядках танковых подразделений. Последнее обстоятельство и привело к рождению нового класса боевых машин. Для решения своих задач БМПТ должна обладать подвижностью, а главное – защищенностью на уровне не хуже, чем у основных боевых танков, совместно с которыми ей предстоит действовать. Обычные БТР и БМП, особенно современные, обладая превосходной подвижностью и подходящим вооружением, на порядок уступают танкам в защите. В бою они погибнут первыми, так и не выполнив своих задач, после чего настанет очередь танков.     

 Исходя  из этих соображений, и проектировалась  БМПТ. В первом приближении это  тот же танк, но с принципиально  иным вооружением. За основу  уральской машины взято шасси  танка Т-72 со всеми присущими  ему элементами бронезащиты, отмечает «Взгляд». Это позволяет частично унифицировать ОБТ и БМПТ по запчастям и упростить ремонт, кроме того, часть БМПТ может быть получена путем модернизации линейных танков, в том числе и тех, что планируются к утилизации: с хорошей защищенностью, но морально устаревших по вооружению. После капитальной модернизации на эти шасси может быть установлен новый боевой модуль БМПТ, который включает две 30-миллиметровые автоматические пушки 2А42, 7,62-миллиметровый пулемет ПКТМ с электромеханическим приводом и прицелом ПНК и пусковые установки с четырьмя сверхзвуковыми управляемыми по лазерному лучу противотанковыми ракетами «Атака-Т», которые пробивают любую броню, бетон укреплений и командных пунктов, а также способны поражать противотанковые вертолеты в режиме висения. Второй модуль корпусного вооружения состоит из двух курсовых автоматических гранатометов АГ-17Д и управляется двумя операторами дистанционно. АГ-17Д обеспечивают поражение целей в ближней зоне (до 1000-1200 метров). Все это позволяет БМПТ с экипажем в пять человек одновременно работать по нескольким целям.

В СССР в состав опытного авиамотодесантного отряда, сформированного в Ленинградском военном округе согласно директиве Штаба РККА от 18 марта 1931 г., был включен взвод легких машин, имевший две танкетки Т-27 и три легких бронеавтомобиля Д-8 и Д-12. Затем на вооружение советских воздушно-десантных частей поступили малые плавающие танки Т-37А и Т-38, бронеавтомобили БА-20, легковые автомобили "Форд-А" (ГАЗ-А), ГАЗ-А "пикап", М-1 "пикап", грузовой ГАЗ-АА и мотоциклы с коляской.

Предусматривались различные способы десантирования боевых и транспортных машин - посадочный, парашютный, планерный, с бреющего полета. Однако практически отработанным оказалось  только десантирование посадочным способом с подвеской машины под фюзеляжем  тяжелого бомбардировщика и размещением  ее экипажа в самолете. На Киевских маневрах 1935 г., например, таким способом для воздушного десанта, выброшенного в тылу условного противника, были доставлены три танка Т-37А, бронеавтомобили  Д-12 и автомобили. Необходимо отметить, что "мотомеханизация" десантов в то время повсеместно предусматривалась только за счет использования автомобилей, мотоциклов повышенной проходимости и малых танков. Опыт Второй мировой войны заставил если и не изменить эти взгляды, то несколько сместить акценты.

Поскольку наиболее опасным для десанта после  высадки считалась бронетанковая  техника противника, ему необходимо было располагать более мощным вооружением, чем у малых и легких танков того времени. Передача после войны  воздушно-десантным войскам 76-мм легкой самоходной артиллерийской установки  СУ-76М не решало проблему: для боевой машины массой 10,5 т просто не было соответствующих  средств доставки и десантирования.

Информация о работе История создания механизированных частей в России