Характеристика нижегородского региона по гидродинамической опасности. Расчет размеров зон поражений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Все гидротехнические сооружения (ГТС) делятся на две категории:
Общие ГТС, применяемые в двух или нескольких различных отраслях водного хозяйства.
Специальные ГТС, используемые только в одной отрасли водного хозяйства.

Оглавление

Общее понятие о гидротехнических сооружениях и их классификация
Состояние гидротехнических сооружений РФ
Чебоксарское водохранилище
Характеристика различных вариантов завершения строительства гидроузла
Последствия возможного подъема уровня водохранилища
Затопление земель
Переселение населения
Подтопление и затопление территории Нижнего Новгорода и Дзержинска
Общественная реакция и позиция региональных властей

Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 34.69 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

                                       Дзержинский филиал 
 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 

    Контрольная работа 

    по  дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 
 

    «Характеристика нижегородского региона по гидродинамической опасности. Расчет размеров зон поражений» 

 

                                                           Специальность:080105.65

                 Финансы и кредит 

                                                                            Выполнила студентка

                  ОО гр.09-ФОД-1

                                                                          Мясникова Евгения Витальевна

Оценка за контрольную:____

_________________________

(подпись руководителя, дата)

                                                                         Научный руководитель:

                                                                  к.п.н. доцент

                                                                 Поляков Евгений Артурович  
 
 
 
 

                                     г. Дзержинск 

                                             2011  г. 

Содержание 

  1. Общее понятие о гидротехнических сооружениях и их классификация
  2. Состояние гидротехнических сооружений РФ
  3. Чебоксарское водохранилище
    • Характеристика различных вариантов завершения строительства гидроузла
    • Последствия возможного подъема уровня водохранилища
    • Затопление земель
    • Переселение населения
    • Подтопление и затопление территории Нижнего Новгорода и Дзержинска
    • Общественная реакция и позиция региональных властей

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее понятие о гидротехнических сооружениях и  их классификация

Все гидротехнические сооружения (ГТС) делятся на две категории:

  1. Общие ГТС, применяемые в двух или нескольких различных отраслях водного хозяйства.
  2. Специальные ГТС, используемые только в одной отрасли водного хозяйства.
 

Категории гидротехнических сооружений:

Общие ГТС

Водоподпорные – создающие подпор воды, например, в устье реки(сюда относятся плотины и некоторые дамбы, работающие как плотины)

водопроводящие  – искусственные русла (каналы, туннели, лотки, трубопроводы) 

регуляционные – устраиваемые с целью регулирования  режима водного потока, защиты его 

дна и берегов  от размыва и т.д.  

Специальные ГТС

Гидроэнергетические – здания ГЭС, уравнительные резервуары, строящиеся при ГЭС, и т.д. 

Гидросооружения водного транспорта – судоходные шлюзы, судоподъемники, пристани, набережные, маяки, лесосплавные лотки и т.д. 

Гидросооружения водоснабжения и канализации  – особые водоподъемники, насосные станции, очистные сооружения и т.д. 

Гидросооружения для целей инженерной мелиоризации –гидромелиоративные сооружения (особые водоподъемники, шлюзы-регуляторы, дренажные  устройства и т.д.) 

Сооружения рыбного  хозяйства – рыбоходы, рыбоводные пруды и т.д.  

[1, стр. 179] 

Сейчас существует множество гидротехнических сооружений. Наиболее важным видом является плотина с водопропускными и другими устройствами, создаваемыми при ней. Очень часто некоторые из вышеперечисленных сооружений приходится группировать в комплексы, их называют гидроузлами. Например, бывают сложными речные гидроузлы на равнинных реках, в них обычно входит плотина, здание ГЭС, судоходный шлюз, какой либо водозабор (например, для орошения земель) и многое другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Состояние гидротехнических сооружений РФ

В мире построено  свыше 100 тыс. подпорных гидротехнических сооружений, в том числе около 35 тыс. больших и малых плотин. Многие крупные подпорные сооружения эксплуатируются уже длительное время (30-50 лет и более), именно после этого срока возрастает вероятность аварии и разрушения плотины.

Практика показывает, что невозможно со стопроцентной  вероятностью гарантировать безаварийную эксплуатацию напорных гидротехнических объектов.

Основным видом  повреждений является разрушение бетонных поверхностей конструктивных элементов  сооружений, расположенных в зоне переменного уровня воды, нарушение  целостности водогасительных устройств  и креплений в нижних бьефах, в  отдельных случаях с подмывом и опусканием бетонных плит и крепления  откосов. Состояние гидротехнических сооружений в нашей стране у специалистов давно вызывает тревогу.

[1, стр. 182]

Два года назад на полном серьезе рассматривался вопрос о закрытии кафедры гидротехнических сооружений в МИСИ. Кафедра гидротехнических сооружений в этом институте была одной из лучших в стране. Вспомним хотя бы строительство Асуанской плотины, где выпускники этого института проектировали и строили сложный комплекс гидротехнических сооружений. К сожалению вопрос о закрытии кафедры стоит до сих пор – нет студентов, некого учить. А это значит, что данная специальность не востребована. К сожалению, кроме узких специалистов это никого не интересует, ведь всеми специальными инженерно-техническими предприятиями у нас руководят экономисты, юристы, но не инженеры. Гидротехнические сооружения выполняют две задачи: снабжают население и предприятия электроэнергией и питьевой водой. Все эксплуатационные расходы входят в тариф на электроэнергию и водоснабжение, включая ремонтные работы, а за счет амортизационных отчислений накапливаются средства на восстановление сооружений. И тут вступают в дело наши замечательные директора – руководители этих предприятий. Бог дал им сооружения, которые приносят прибыль, естественное желание увеличить эту прибыль и быть лучшим менеджером в стране. Как решить эту задачу? Элементарно: собирать полностью все денежные средства со всех потребителей, отключая особо упрямых. И минимизировать затраты.

Первая задача решается легко. Водоканалы в свое время, если по техническим причинам не могли  отключить абонента от системы водоснабжения, отсоединяли его от канализации.

Вторая задача, по мнению руководителей, решается также очень просто: зачем тратить деньги на ремонт, ведь можно получить сверхдоход, а сооружения выдержат, ГУЛАГ их построил хорошо, а когда наступит час икс, можно эти предприятия, а может и всю систему, раздать частным инвесторам - пусть повышают тарифы.

Эксплуатационники прекрасно знают, что десять - пятнадцать лет, а в нашем случае и все  двадцать, сооружения можно вообще не ремонтировать, но зато потом…

А что потом? Чагинская подстанция? Ну и что, кто  за это ответил? Саяно-Шушенская  ГЭС? Ну и что? Кто за это ответил? Отключения половины Санкт Петербурга? Ну и что? Сети изношены, денег нет, ответственности нет. А позвольте  спросить, даже по официальным данным в РАО ЕС России были огромные прибыли, которые они распределяли между  своими акционерами. Возникает вопрос: а почему не вкладывали в ремонтные  работы, почему не модернизировали? Откуда прибыль? Её не должно быть. Ведь основная доля сооружений, действительно, поострена  еще при ГУЛАГе. Вот, что хотели, то и получили.

К сожалению, последние  крупные аварии, для современных  эксплуатационников дают один вывод: ребята, продолжайте в том же духе, отвечать никто не будет, все спишем. При  такой постановке вопроса аварии, и достаточно серьезные, будут продолжаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Чебоксарское  водохранилище

Чебоксарское  водохранилище, на р. Волга (Марий-Эл, Чувашия и Нижегородская обл.). Образовано плотиной одноименной ГЭС. Заполнение началось в 1980 г. По проекту пл. 2190 км², объем 13,85 км³, длина 341 км, наиб. ширина 16 км. Предназначалось для сезонного регулирования стока. Однако из-за активного противодействия ряда организаций и населения заполнение вдхр. в 1982 г. было приостановлено на отметке ниже проектной на 5 м. Поэтому в наст. время пл. Чебоксарского водохранилища составляет 1080 км², объем 4,60 км³

Пуск ГЭС при  пониженном напоре (отметка 61 м) был  осуществлён 31 декабря 1980 года. В целях  обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м. Подъём уровня водохранилища до проектного уровня (отметка 68 м), изначально запланированный на 1987 год, сдерживался сначала неготовностью комплекса инженерной защиты, затем — разногласиями между регионами по поводу уровня водохранилища. В настоящее время водохранилище и инженерная защита функционируют на непроектных отметках, что привело к возникновению ряда проблем:

  • ГЭС используется не более чем на 60 % проектной мощности, ежегодная недовыработка электроэнергии составляет 1,43 млрд кВт·ч. Длительная работа гидроагрегатов ГЭС на непроектном напоре приводит к их ускоренному износу;
  • стратегическая задача по созданию Единой глубоководной системы Европейской части России оказалось не реализованной. На участке от Городца до Нижнего Новгорода (около 60 км) не обеспечивается необходимая гарантированная глубина 4 метра, кроме этого, не обеспечивается нормальное функционирование шлюзов Чебоксарской ГЭС. В итоге данный участок речные суда проходят с двадцатипроцентным недогрузом в течение двух суток, а пассажирские суда пропускаются только в течение 3 часов в сутки, когда производятся повышенные сбросы с Нижегородской ГЭС]. Следующие транзитом крупнотоннажные суда вынуждены сгружать часть грузов на суда с меньшей осадкой, проходить мелководный участок (при этом очередь на шлюзование достигает двух недель), после чего вновь грузиться. Такая ситуация приводит к значительным экономическим потерям.
  • водохранилище имеет большую фактическую площадь мелководий (31,5 % вместо 20,7 % проектных), что не соответствует санитарным нормам и приводит к ухудшению качества воды;
  • не обеспечивается нормальная работа водозаборов в нижнем бьефе гидроузла вследствие недостаточного уровня минимального санитарного стока;
  • не завершено строительство системы инженерной защиты, что привело к подтоплению 3500 га территории и 536 жилых строений;
  • не решена проблема подтопления Заречной части Нижнего Новгорода, где в настоящее время по причинам, не связанным с Чебоксарской ГЭС, подтоплено около 33 % территории. Проект Чебоксарской ГЭС подразумевал создание дренажной системы для ликвидации существующего и возможного подтопления, однако её строительство не было завершено;
  • происходит разрушение возведённых защитных сооружений, не рассчитанных на работу на отметке 63 м;
  • водохранилище не имеет полезной емкости и не может осуществлять регулирование стока в интересах всей системы Волги, в частности, в интересах обводнения Волго-Ахтубинской поймы;
  • отсутствие полезной ёмкости водохранилища может привести к крупным затоплениям в нижнем бьефе гидроузла в случае сильных паводков;
  • не организована водоохранная зона водохранилища, что ведёт к усилению его загрязнения и несанкционированной застройке зоны затопления и подтопления;
  • омертвлены значительные средства, вложенные в сооружения портов, водозаборов, систем инженерной защиты, рассчитанных на работу при проектной отметке.

Информация о работе Характеристика нижегородского региона по гидродинамической опасности. Расчет размеров зон поражений