Государственный энергетический надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке. Подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.

Оглавление

Введение 3
1. Структура и функции госэнергонадзора 4
2. Деятельность по осуществлению государственного энергетического надзора 6
3. Технический надзор 6
4.Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок 9
5. Надзор и контроль за рациональным и эффективным использованием ТЭР 9
6. Создание системы управления энергосбережением 15
7. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений 21
Заключение 22
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

(БЖД) Государственный энергетический надзор.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

В соответствии с требованиями ст. 10 Закона «Об энергосбережении»  и приказом Минтопэнерго Российской Федерации №161 от 18.05.99 г. в субъектах Российской Федерации органы Госэнергонадзора организуют проведение обязательных энергетических обследований предприятий с расходом ТЭР не менее 6000 т у.т. или не менее 1 тыс. т моторного топлива. Из 5300 таких объектов на конец 2000 года 1750 обследованы, потенциал экономии ТЭР при этом составил 1260 тыс. т у.т.

В среднем за год проводится около 1500–1700 обследований, из них более 40% обследований – добровольные. Выявленный потенциал энергосбережения составляется не менее 3 млн. т у.т.

Для создания комплексной системы  проведения обследований изданы приказы  Госэнергонадзора, регламентирующие порядок  аккредитации организаций на право  проведения энергетических обследований и энергоаудита. Министерством энергетики Российской Федерации организовано взаимодействие и издание совместных документов по проведению энергетических обследований на предприятиях и в организациях РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и некоторых нефтяных компаниях.

Всего за истекший период было аккредитовано: в органах Госэнергонадзора – более 120 энергоаудиторских фирм; в РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» – более 70.

По результатам комплексных  обследований предприятий и организаций  в 2000 году управлениями Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации зафиксированы:

– потери электроэнергии на выборке 1267 предприятий при годовом потреблении 87,7 млрд. кВт.ч уменьшились до 246,8 млн. кВт.ч, или с 0,32% в 1999 году до 0,28% в 2000 году;

– потери теплоэнергии на выборке 826 предприятий при потреблении 52,7 млн. Гкал составили 4,9 млн. Гкал, или уменьшились с 11% в 1999 году до 9,34% в 2000 году.

В энергоемких отраслях на выборке 379 предприятий при потреблении 36,85 млрд. кВт.ч потери электроэнергии уменьшились  с 1,08% в 1999 году до 0,34% в 2000 году.

Достигнутое снижение потерь тепла  и электроэнергии в 2000 году по сравнению  с 1999 годом было обеспечено в значительной мере за счет внедрения на указанных  предприятиях энергосберегающих мероприятий.

Госэнергонадзором проводится работа по стандартизации в области энергосбережения. Разработано и введено в действие 8 государственных стандартов серии «Энергосбережение». Всего внесены поправки энергосберегающего характера более чем в 250 государственных стандартов.

В 2001 году управлениями Госэнергонадзора было разработано более 300 нормативно-технических документов в области энергосбережения и технического надзора. Это относится в первую очередь к методикам энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов.

Минэнерго России при активном участии Госэнергонадзора создана система лимитирования энергопотребления бюджетных получателей. Проведенная работа по лимитированию энергопотребления федеральных органов в 2000–2001 годах позволила уточнить реестр организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, упорядочить систему учета ТЭР. В результате при общем росте энергопотребления по некоторым министерствам выявилась тенденция к сокращению объемов потребления ТЭР. Так, из 36 согласованных Минэнерго России лимитов на 2000 год в шести министерствах они установлены на уровне меньшем, чем в 1999 году. В частности, в результате проведения энергетического аудита объектов Минобороны России, Минздрава России, МВД России и Минобразования России выявлены резервы экономии ТЭР в среднем по электроэнергии – на 17%, по теплу – на 25%, что при внедрении энергосберегающих мероприятий обеспечит снижение лимитов энергопотребления в натуральном выражении.

В 2000 году Минэнерго России согласовало  лимиты потребления ТЭР 65 министерствам и ведомствам, являющимся главными распорядителями бюджетных средств, в том числе 22 ведомства заключили государственные контракты с поставщиком газа – ООО «Межрегионгаз».

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.03.2001 г. №255 Минэнерго России в 2001 году согласовало лимиты потребления ТЭР в натуральном и стоимостном выражении 60 министерствам и ведомствам.

Осуществляется контроль за установлением  и соблюдением лимитов потребления  электро-, теплоэнергии и газа в натуральном и стоимостном выражении юридическими лицами, финансируемыми из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ведется подготовка к планированию бюджетных расходов на обеспечение ТЭР по системе «от сложившейся базы расходов – к лимитированию с последующим введением экономически обоснованных норм расхода ТЭР».

В рамках пропаганды и  рекламы достижений по эффективному использованию ТЭР в 2000–2001 годах в республиках и областях было проведено около 200 выставок, конференций и семинаров по энергосбережению. Наиболее активно эта работа проходила в городах Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Тульской, Томской, Ульяновской областях, Чувашской Республике и Республике Карелия.

В целях информатизации и пропаганды энергосбережения в 8 регионах страны Госэнергонадзором организован  периодический выпуск собственных  информационно-технических изданий (журналов, сборников), включая «Вестник Госэнергонадзора».

Для организации оперативного сбора информации и подготовки соответствующих  материалов в Правительство Российской Федерации по вопросам подготовки и  прохождения интернезимнего максимума в субъектах Российской Федерации, а также для мониторинга и принятия управленческих решений силами Госэнергонадзора создана информационно-аналитическая система «Энергоэффективность и энергосбережение», объединяющая 74 управления Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации, 7 региональных управлений и департамент.

Департаментом государственного энергетического надзора и энергосбережения на базе Всероссийского института повышения  квалификации энергетиков (ВИПК-энерго) создан учебно-консультационный центр нтернетзора и энергосбережения. Учебно-консультационный центр представляет собой информационно-коммуникационную систему на основе современных нтернет-технологий и предназначен для получения текущей информации, документов, интерактивного общения как в формате обсуждения представляемых на форум документов, так и путем личного аудиовизуального общения с передачей изображения и голоса участников встречи (консультации, семинары, конференции) через Интернет. Одной из базовых функций Центра является дистанционное обучение. Совместно с Российско-Датским институтом энергоэффективности проводятся обучающие проекты по повышению квалификации российских энергетиков по специальностям: энергетический менеджмент и энергоаудит крупных потребителей электроэнергии и тепла.

В соответствии с приказом Госэнергонадзора во всех регионах страны определены учебные центры на базе управлений Госэнергонадзора, ведущих  учебных и научных энергетических институтов страны для подготовки специалистов по энергосбережению. Всего в 2000–2001 годах прошли подготовку и переподготовку более 2000 специалистов.

Экономический эффект от деятельности органов Госэнергонадзора в 2001 году составил в натуральном  выражении – 5754,5 тыс. т у.т., или  в стоимостном выражении – 12 464,9 тыс. руб.

В качестве примера успешной деятельности управлений Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации  может служить работа следующих  подразделений:

– ГУ «Самарагосэнергонадзор» (начальник управления – Г.Я. Николаев) – имеет 8 подразделений, расположенных на территории области, и контролирует свыше 70 тыс. предприятий. При активном участии управления в области разработана и введена в действие Целевая программа энергосбережения, включающая реформирование коммунальной энергетики и использования природного газа в качестве моторного топлива. В результате проведенных энергетических обследований выявлены резервы экономии ТЭР, затраты на реализацию которых в 5–10 раз ниже получаемой экономии.

– ГУ «Каббалкгосэнергонадзор» (начальник управления – Х.С. Карданов) – возглавляет работу по созданию нормативно-правовой базы энергосбережения. В результате реализации Целевой программы энергосбережения в республике за 1999–2001 годы внедрено 139 энергосберегающих мероприятий с годовым экономическим эффектом 18,3 млн. руб.

– ГУ «Камчатскгосэнергонадзор» (начальник управления – М.Е. Катугин) – осуществляет государственный  надзор и контроль за энергоустановками  более 4500 потребителей, в том числе  в районах с ограниченными  сроками доставки грузов. Управление проводит большую работу по широкому внедрению в регионе нетрадиционных источников энергии. – ГУ «Красноярскгосэнергонадзор» (начальник управления – С.А. Воприков) – охватывает своей деятельностью территорию более 2,5 млн. км2, включая Красноярский край, Республику Тыва, Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Большая часть территории региона отнесена к территориям с ограниченными сроками доставки грузов. Под государственным надзором и контролем Управления и его подразделений находится около 500 электростанций различной мощности, более 2700 котельных, более 60 тыс. потребителей электрической и более 57 тыс. – тепловой энергии.

6. Создание системы управления энергосбережением

Реализация политики энергосбережения невозможна без четко  функционирующей системы управления энергосбережением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Система управления энергосбережением  предполагает наличие 4 базовых блоков:

– создание законодательной  базы энергосбережения;

– разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных и отраслевых программ энергосбережения;

– создание фондов энергосбережения для консолидации финансовых средств  всех уровней в целях внедрения  энергосберегающих проектов;

– создание центров энергосбережения, призванных осуществлять научно-методическое сопровождение и координацию энергосберегающей политики соответствующего уровня.

В субъектах Российской Федерации при активном участии  органов Госэнергонадзора:

– приняты 43 закона в  области энергосбережения, разработаны  и представлены к принятию 13 проектов законов;

– разработаны 47 региональных программ энергосбережения, в двух субъектах Федерации приняты  концепции энергосбережения; в 9 субъектах  программы энергосбережения разработаны  и внесены в правительства  субъектов Российской Федерации на утверждение. Кроме того, разработаны 26 отраслевых программ;

– функционируют 20 региональных фондов энергосбережения;

– в 45 регионах Российской Федерации действует около 60 центров  энергоэффективности;

– в области стандартизации пересмотрен 271 действующий стандарт на продукцию машиностроения, приборостроения и электротехники с целью включения в их состав показателей энергоэффективности.

Наибольших успехов  в создании инфраструктуры энергосбережения и разработке комплексных региональных программ энергосбережения достигли Владимирская, Кемеровская, Ивановская, Свердловская, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Томская, Тюменская, Иркутская, Челябинская области, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Карелия.

Это объясняется в  первую очередь налаженной системой взаимодействия Минэнерго России и  его территориальных органов  – региональных управлений Госэнергонадзора с уполномоченными представителями  Президента Российской Федерации в  федеральных округах и с администрациями регионов. И указанная взаимосвязь будет укрепляться, особенно в нормативно-методическом и информационном плане, совместном поиске новых финансово-экономических механизмов реализации энергосберегающих мероприятий.

Законодательной основой реализации энергосберегающей политики на федеральном уровне является Федеральный закон «Об энергосбережении» от 1996 года.

К настоящему времени  закон выполнил свою основную функцию. Завершено формирование идеологии  энергосбережения, осуществлен переход к последовательному решению практических задач энергосбережения, в первую очередь в регионах России.

Вместе с тем невозможность  на практике использовать большинство  статей указанного закона непосредственно  как статей прямого действия без наличия подзаконных нормативно-правовых актов явилась тормозом в динамичном поступательном осуществлении энергосберегающей политики. Следует подчеркнуть, что закон выполнил свою миссию и на данном этапе развития страны в него необходимо внести изменения и дополнения. Поэтому по инициативе Минэнерго России и при активной поддержке субъектов Российской Федерации разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об энергосбережении». Данный законопроект прошел необходимые согласования и экспертизы в министерствах и ведомствах и сейчас находится на рассмотрении в Минюсте России.

В проект закона внесено 17 базовых поправок, которые позволят в случае принятия превратить его  в закон прямого действия. Поправки в первую очередь касаются потребителей бюджетной сферы, правовой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбережения, определенных льгот при реализации энергосберегающих мероприятий и административного воздействия за нерациональное использование ТЭР, а также разработки новых финансово-экономических механизмов по внедрению малозатратных быстроокупаемых энергоэффективных проектов.

Основным инструментом осуществления государственной  политики энергосбережения являются программы  энергосбережения.

На федеральном уровне завершает свое действие ФЦП «Энергосбережение России». Заданиями Программы экономия ТЭР на период 1998–2000 годов была установлена на уровне 60 млн. т у.т. Реальная экономия за этот период составила около 25 млн. т у.т. ( 41% от задания).

По 2000 году показатели экономии ТЭР составили около 12 млн. т у.т., в том числе в ТЭК – 4,7 млн. т у.т.

Одной из главных причин недовыполнения плановых заданий по экономии ТЭР явилась слабая проработка финансовых механизмов привлечения средств для реализации первоочередных энергосберегающих проектов программы. Так, прямая поддержка ФЦП «Энергосбережение России» из федерального бюджета за 3 года составила чуть более 20 млн. руб., в то время как в регионах на цели энергосбережения было выделено более 1 млрд. 200 млн. руб.

Информация о работе Государственный энергетический надзор