Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Единая государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики по военному строительству, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, а так же иных нормативно-правовых актов, на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 42.34 Кб (Скачать)

    Данная  система состоит из территориальных  и функциональных подсистем.

    Территориальные подсистемы создаются в субъектах  РФ (республиках, краях, областях) для  предупреждения и ликвидации ЧС в  пределах соответствующей территории. Вопросы экологической безопасности курирует Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными бедствиями возложены на Росгидромет; контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатомнадзор и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь  на Минздрав; противопожарная безопасность — на МЧС России.

    Функциональные  подсистемы РСЧС организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения возможных  ЧС отраслях экономики (теплоэнергетики, химической и т.д.). Задача указанных  подсистем состоит в наблюдении и контроле за состоянием ОПС и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

    Уровни  РСЧС. К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный  и объектовый уровни, т.е. они фактически соответствуют ныне принятой классификации  ЧС.

    Каждый  уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие  органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения  и территорий от ЧС; 3) органы повседневного  управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы  связи и оповещения.

    Координирующими органами РСЧС являются:

    - на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

    - на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

    - на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ,

    - на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);

    - на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС.

    Органами  повседневного управления РСЧС являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения  федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Режимы  функционирования РСЧС. Они вводятся в зависимости от обстановки и  масштаба прогнозируемой или возникшей  ЧС.

    Режим повседневной деятельности устанавливается  при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и  гидрометеорологической обстановке, при  отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

    Режим повышенной готовности вводится при  ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности  возникновения ЧС.

    Режим чрезвычайной ситуации устанавливается  при возникновении и во время  ликвидации ЧС. В случае введения этого  режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район  ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ  по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль за состоянием природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

    Решение о введении соответствующих режимов  в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС  или соответствующие комиссии по ЧС.

    Согласно  статьям 24, 25 ФЗ «О защите населения  и территорий от ЧС природного и  техногенного характера» Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

    Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 

    1. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на объектах экономики
 

    Одним из главных звеньев в системе  МЧС РФ в силу своих людских  и материальных ресурсов считается объект экономики. Объект экономики - это предприятие, объединение, учреждение или организация сферы материального производства или непроизводственной сферы хозяйства, расположенных на единой промышленной площадке. Структура по делам ГОЧС организуется на всех ОЭ любой формы собственности, с учетом существующей системы управления деятельностью объекта, наличия людских и материальных ресурсов, минимального отрыва людей от выполнения функциональных обязанностей.

    В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские  организации гражданской обороны (ГОГО) представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному  принципу на базе ОЭ (организаций) независимо от организационно-правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил  РФ, владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для  защиты населения и организаций  от опасностей, возникающих при ведении  военных действий. "Положение о ГОГО" (постановление правительства № 620, 1999г.) устанавливает ОЭ, на которых создаются гражданские организации гражданской обороны (формирования), а также порядок образования и деятельности формирований. Формирования ГО создаются ОЭ, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

    К ОЭ, создающим формирования ГО, относятся  объекты, соответствующие хотя бы одному из условий:

    - наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с  федеральным законом "О промышленной  безопасности опасных производственных  объектов" к категории опасных  производственных объектов;

    - отнесение организаций к категории  особой важности, первой или второй  категории по гражданской обороне;

    - подготовка организации к переводу  на работу в условиях военного  времени;

    - размещение организации в зоне  возможного химического, радиоактивного  заражения и катастрофического  затопления.

    Предназначены для проведения АС и ДНР в зоне первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении  военных действий или вследствие этих действий, а также для участия  в борьбе с пожарами, в обнаружении  и обозначении районов, подвергнувшихся  радиоактивному, химическому и иному  заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном  восстановлении функционирования необходимых  коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах. Деятельность формирований осуществляется согласно планам ГОЧС объекта экономики муниципальных образований, субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.

      Организация по ГОЧС на ОЭ включает в себя пять структур:

    - руководство;

    - управление, отдел (штаб) по делам  ГОЧС;

    - службы ГОЧС ;

    - силы ГОЧС ;

    - эвакуационные органы управления.

    Силы  по ГОЧС. На большинстве промышленных ОЭ в качестве сил ГОЧС используют формирования общего назначения (сводная  команда, группа; спасательная команда, группа), а также формирования служб ГО. Сводная команда (группа) ОЭ является основным формированием общего назначения для ведения АС и ДНР в зоне ЧС. Спасательная же команда (группа) предназначена для ведения аварийно-спасательных работ.

    Сводная команда (СвК) - это наиболее мобильное и хорошо технически оснащенное объектовое формирование гражданской обороны общего назначения. Схема организации сводной команды крупного промышленного ОЭ приведена на рис. 6. Сводная команда предназначена для выполнения всех видов АС и ДНР в зоне ЧС, кроме пожаротушения и обеззараживания.

    Сводная команда состоит из: звена связи  и разведки, двух спасательных групп, сандружины, группы механизации и  аварийно-технических работ.

    В зависимости от характера выполняемых  работ, особенностей местных условий, характера стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф СвК может быть усилена объектовыми формированиями служб и территориальными формированиями общего назначения.

    Вполне  очевидно, что устойчивость экономики  любого государства к различным  проявлениям ЧС определяется устойчивостью  составляющих ее объектов. Под устойчивостью  объекта понимают его способность  производить установленные виды продукции (вещественной, энергетической, информационной) в надлежащих объемах  и номенклатуре в условиях ЧС, а  также приспособленность этого  объекта к восстановлению в случае повреждения. Для объектов, не связанных  с производством материальных ценностей (например, радиолокационной станции), устойчивость определяется их способностью выполнять свои функции в условиях ЧС. 


Информация о работе Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС