Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Единая государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики по военному строительству, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, а так же иных нормативно-правовых актов, на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 42.34 Кб (Скачать)

Глава 1. 

    1. Государственная политика в области  защиты населения  и территорий от ЧС
 

    Единая  государственная политика в области  гражданской обороны формируется  на основе Конституции Российской Федерации,  Концепции национальной безопасности Российской Федерации,  Военной доктрины  Российской Федерации и Основ  государственной политики по военному строительству, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, а так же иных нормативно-правовых актов, на основе общепризнанных принципов  и норм международного права.

    Государство в соответствии с действующим  законодательством  является основным субъектом обеспечения безопасности граждан.  Однако, мнение, что гражданская оборона, как составляющая часть оборонных мероприятий страны, является функцией только федеральных органов, ошибочно. Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ. Сейчас замечается такая тенденция, когда все хотят быть объектами защиты, а роль субъекта отводят только государству.  Решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества.  Большие и сложные задачи гражданской обороны могут быть решены только при активном участии всех федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

    Во  всех развитых странах в настоящее  время значительное внимание уделяется  теории национальной безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной  политике,  в том числе в части, касающейся природно-техногенной и экологической безопасности. С конца 20 века Правительства развитых стран стали делать акцент  на виды безопасности, не относящиеся к сфере вооруженной борьбы. В настоящее время в обобщенное понятие национальной безопасности обычно включаются такие ее виды, как политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная и др. виды безопасности.

    Так как основным субъектом  обеспечения  безопасности является государство, то состояние безопасности достигается  проведением государственной политики в данной области, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, соответствующих  угрозам жизненно важным интересам  личности, общества и самого государства. Государство – особая организация  политической власти, которая располагает  специальным аппаратом (механизмом) управления обществом, выполнения своих  функций, которые можно свести к  двум основным:

    - управленческо-обеспечительная (создание  условий и правил для поддержания  нормальной жизни и развития  общества);

    - охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

    Финансовое  обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение  задач в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным  законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и  муниципального образования.

    Государственный механизм – это система органов  и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Составными частями государственного механизма являются государственный  аппарат, вооруженные силы, полиция, налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Одной из функций государства является  обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, объединение с международными системами безопасности.

    В организационном плане государственная  политика в области обеспечения  природной и техногенной безопасности включает следующие направления:

    - нормативно-правовая и организаторская (государственное строительство);

    - научно-техническая;

    - предупреждение ЧС;

    - смягчение последствий ЧС;

    - образование, подготовка руководителей,  специалистов, населения;

    - международное сотрудничество.

    Цели  государственной политики можно  разделить на кратко-, средне- и долгосрочные. Краткосрочными целями является минимизация потерь от ЧС и давления на федеральный бюджет. Среднесрочными -  снижение материальных потерь от ЧС до приемлемого уровня; снятие непосредственной угрозы для устойчивого развития страны; выравнивание уровней риска для населения по территории страны; осознание населением природных и техногенных опасностей для нынешнего и будущего поколений. Долгосрочными целями является снижение уровней природных и техногенных опасностей для жизнедеятельности населения до уровня развитых стран; ликвидация предпосылок экологического кризиса; внедрение экологического сознания; обеспечение устойчивого развития страны.

      Эффективность управления в области  защиты населения и территорий  от ЧС природного и техногенного  характера зависит от совершенства  его нормативно-правового обеспечения.  Любая деятельность в области  защиты, если она не регламентирована  законами государства, обречена  на низкую эффективность. Однако, чтобы законы или иные  нормативные правовые акты заработали, необходимы большая организаторская работа, целый комплекс мероприятий по правовому обеспечению деятельности в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Кроме подготовки и внесения в законодательные органы проектов федеральных законов, необходимо создавать соответствующую базу на уровне субъектов РФ. Одновременно с принятием законодательных актов должны разрабатываться и механизмы их реализации, которые включают подзаконные нормативные документы, конкретизирующие отдельные положения и нормы, определенные законами и другими актами, и способствующие их внедрению в практику. Основные нормативно-технические документы по ЧС объединены в Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Основными целями указанного комплекса являются:

    - повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном, объектовом) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС;

    - предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

    - эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

    Дальнейшее  улучшение положения дел в области защиты населения и территорий от ЧС требует все больших затрат, эффективность которых падает. Поэтому важным средством реализации единой государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС (в том числе и произошедших ранее) являются федеральные целевые программы (ФЦП). Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Особое  место занимает научно-техническая политика государства в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Практика показывает, что без должного научного обеспечения, разработки и привлечения новейших технологий и технических средств эффективность противодействия ЧС низка. Министерствами и ведомствами должны приниматься инженерно-технологические меры повышения безопасности функционирования объектов промышленности, транспорта, систем жизнеобеспечения. Они включают: улучшение качества проектирования, строительства и монтажа; обновление основных фондов; внедрение энерго-, ресурсосберегающих и других совершенных технологий; уменьшение объемов хранящихся и транспортируемых опасных веществ; создание эффективных систем техно-логического контроля и диагностики, безаварийной остановки технологических процессов, локализации или подавления аварийных ситуаций; оповещение об авариях; формирование высокопрофессиональных объектовых спасательных служб и др.

    Защита  населения от природных и техногенных  катастроф является одной из обширных сфер применения научно-технических  достижений. К числу основных направлений  НИОКР в данной области относятся: прогнозирование природных катаклизмов, вероятностная оценка возможности возникновения и разработка средств предупреждения промышленных аварий и катастроф, создание эффективных технических решений и технологий поиска, спасения и реабилитации пострадавших, исследование возможностей выживания в экстремальных условиях, замена человека роботами на опасных работах.

    Еще недавно усилия правительств многих стран по уменьшению опасности стихийных  бедствий и техногенных ЧС были направлены на ликвидацию их последствий, оказание помощи пострадавшим, организацию спасательных работ и представление гуманитарной помощи. Однако ныне, когда неуклонный рост числа катастрофических событий и связанного с ними ущерба делает эти усилия все менее эффективными, выдвигается в качестве приоритетной иная задача: прогнозирование и предупреждение катастроф. Такой подход особенно актуален для России, в отношении которой, согласно данным Центра стратегических исследований гражданской зашиты МЧС России, в первой четверти XXI века ожидается обострение обстановки в сфере техногенной опасности. Сейчас риск ЧС от изнашивания производственных фондов и старения технологий отчасти «компенсируется» спадом промышленного производства, имеющим место в стране. Однако в случае подъема экономики фактор старения технологий и оборудования станет, как считают ученые, определяющим в росте числа ЧС и тяжести их последствий. Из-за этого перспективы успешного развития экономики страны в значительной степени будут определяться способностью прогнозировать и заблаговременно устранять риск возникновения ЧС природного и техногенного характера.

    Стратегией  снижения опасности необходимо руководствоваться  во всех проектах и программах, связанных  со строительством, образованием, социальным обеспечением, здравоохранением. Следует  направить усилия на повышение информированности  общественности об опасных природных  явлениях и ЧС техногенного характера, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.

 

    1. Управление  рисками ЧС и государственная  система предупреждения и ликвидации последствий  ЧС
 

     В последние десятилетия возрастает уровень опасностей и угроз, окружающих человека, происходит сверхпропорциональный  рост риска. Он становится доминирующим фактором развития общества. В научной  литературе для характеристики этого  качества используется термин «общество  риска». Это общество, в котором  риск проникает практически во все  сферы социума и в нем неуклонно  снижается запас (уровень) безопасности.

     Сложившаяся ныне ситуация актуализирует необходимость  качественного изменения деятельности органов власти по уменьшению уровней  опасности для жизни и здоровья людей. К числу приоритетных направлений  в этой области следует отнести  следующие:

     - снижение уровня опасности для жизни и здоровья населения от постоянных («хронических») рисков и чрезвычайных ситуаций;

     - организация системы по разработке и реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение от опасностей, «катастрофических рисков» и защиту от них населения и территорий;

     - ликвидация последствий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и т. д. характера, военных конфликтов (социально-политических катастроф). Для решения этих задач необходима единая государственная система обеспечения безопасности личности, общества и государства.

     Риск (применительно к проблеме обеспечения  безопасности) представляет собой вероятность  появления потерь, убытков, травм, болезней, смерти за единицу времени и тяжесть (серьезность) негативных последствий, если они возникнут. Применительно  к другим ситуациям понятие риск может иметь и иное содержание.

     Термин  «опасность» (угроза) обычно употребляется для описания источника риска. Скажем самолет, в котором летят пассажиры, является опасностью. Риском же является вероятность аварии этого самолета, которая повлечет за собой негативные последствия. Опасности могут классифицироваться по различным основаниям:

     1) по источнику происхождения –  политические, военные, экологические,  информационные, экономические, сейсмические, радиационные, техногенные, криминальные, террористические;

     2) по масштабу распространения  и тяжести последствий – локальные,  объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные.

     Термин  безопасность в законе Российской Федерации  «О безопасности» определяется как  состояние защищенности интересов  личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз. Безопасность может анализироваться применительно  к различным сферам деятельности общества: экономика, развитие техники  и технологий, здравоохранение, политика, экология, духовная и социальная жизнь. На этом основании можно выделять различные виды безопасности:

     а) национальная безопасность представляет собой «состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних  угроз»;

Информация о работе Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС