Действия населения при угрозе и в период террористических актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с чрезвычайными ситуациями (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера, которые чаще возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество периодически переживает трагедии, вызываемые умышленными, целенаправленными действиями людей. Эти действия, всегда связанные с насилием, получили название терроризм.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

       В зависимости от своей компетенции  вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют эту борьбу главным образом по следующим направлениям:

       — ФСБ — борьба с террористическими  преступлениями политического характера;

       — МВД — борьба с террористическими  преступлениями корыстного характера;

       — СВР — обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом;

       — ФСО — обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов;

       — МО — защита вооружения и военных  объектов;

       — ФПС — охрана Государственной  границы.

       Другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. “Сообщение о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации её последствий, является гражданским долгом каждого” (ст. 9 ФЗ “О борьбе с терроризмом”).

       Одним из основных принципов борьбы с терроризмом  является приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимости могут проводиться и контртеррористические операции.

       Контртеррористическая операция является специальным мероприятием, направленным на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий теракта. Зоной проведения такой операции, в зависимости от обстоятельств, может быть участок территории, здание, отдельное помещение, автомашина и т.п.

       В пределах зоны контртеррористической  операции на время её проведения Федеральным законом “О борьбе с терроризмом” устанавливается особый правовой режим.

       Общее руководство операцией единоначально  осуществляется руководителем оперативного штаба.

       В зоне контртеррористнческой операции её участники имеют право:

       • Проверять документы, производить  личный досмотр граждан и транспорта.

       • Задерживать лиц без документов, не выполняющих их требования, а  также пытающихся проникнуть в зону проведения операции.

       • Беспрепятственно входить, а при  необходимости — проникать в  жилые и иные помещения и транспортные средства, принадлежащие гражданам или организациям.

       • Использовать транспортные средства, принадлежащие организациям, независимо от форм собственности, а в неотложных случаях — и гражданам в служебных целях для:

       — предотвращения теракта;

       — преследования и задержания террористов;

       — доставки пострадавших в лечебное учреждение;

       — проезда к месту происшествия.

       При проведении операции допускается вынужденное  причинение вреда здоровью, жизни  и имуществу террористов. При  этом лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда.

       В целях сохранения здоровья и жизни  людей, материальных ценностей допускается  ведение переговоров с террористами, в первую очередь для пресечения теракции без применения силы. Однако переговоры не могут служить основанием для освобождения террористов от ответственности за совершённые преступления.

       Кроме того, Федеральный закон “О борьбе с терроризмом” определяет права и обязанности граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Возмещение вреда, причинённого в результате террористической акции, а также социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате такой акции, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.   

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ЗАЩИТЕ ОТ ЧС  

       До  конца 80-х годов в России существовала система подготовки населения по гражданской обороне (ГО). Основное внимание сосредотачивалось на вопросах защиты населения в военное время, причём главным образом — от оружия массового поражения.

       Ряд крупных чрезвычайных ситуаций (ЧС), а именно: Чернобыльская катастрофа (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), авиационные катастрофы и железнодорожные  аварии начала 90-х годов, террористические акции на юге России и другие происшествия вскрыли серьёзные недостатки в системе подготовки населения к действиям в ЧС.

       Постановление Правительства Российской Федерации (№ 43 от 16.01.95 г.) утвердило федеральную  целевую программу “Создание  и развитие единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)”. Составной частью этой программы стала подпрограмма: «Обучение населения, подготовка специалистов органов управления и сил ликвидации ЧС».

       Основная  цель подпрограммы — создание до конца 1997 года новой государственной системы подготовки населения и специалистов, основанной на применении новых учебных программ и методов обучения. Её реализация позволяет удовлетворять потребности страны в квалифицированных специалистах по предупреждению и ликвидации ЧС, повышать готовность органов управления и сил РСЧС к действиям в экстремальной обстановке, организовывать эффективное обучение населения по вопросам защиты как в мирное, так и в военное время, в том числе при совершении террористических акций. Во исполнение поставленных задач по обучению в области ГО и ЧС в настоящее время в России функционируют:

       • Академия гражданской защиты — г. Новомосковск.

       • Специализированные факультеты военных  академий и институтов.

       • Центр подготовки спасателей.

       • Ряд государственных университетов и институтов, осуществляющих подготовку по специальностям “Защита от ЧС”, “Управление в ЧС” и т.п. (Санкт-Петербургский государственный технический университет и др.).

       • Все высшие, средние и общеобразовательные  учебные заведения (школы), осуществляющие подготовку учащихся по защите от ЧС.

       • Государственные учебно-методические центры по ГО и ЧС в каждом субъекте Российской Федерации,

       • Негосударственное образовательное  учреждение дополнительного образования (“Центр гражданской защиты” в г. Санкт-Петербурге).

       • Курсы ГО в административно-территориальных  и муниципальных образованиях.

       • Ведомственные институты, центры, курсы, школы, пункты повышения квалификации.

       • Учебно-консультационные пункты местных  органов власти.

       • Клубы “Юный спасатель”, общественное движение “Безопасность жизнедеятельности” и другие.

       Министерство  по чрезвычайным ситуациям (МЧС России) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС.

       Следующим шагом в совершенствовании системы подготовки населения явилось Постановление Правительства Российской Федерации № 738 от 24.07.95 г. “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС” (табл. 1).  

Информация о работе Действия населения при угрозе и в период террористических актов