Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа
Наряду с чрезвычайными ситуациями (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера, которые чаще возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество периодически переживает трагедии, вызываемые умышленными, целенаправленными действиями людей. Эти действия, всегда связанные с насилием, получили название терроризм.
В зависимости от своей компетенции вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют эту борьбу главным образом по следующим направлениям:
— ФСБ — борьба с террористическими преступлениями политического характера;
— МВД — борьба с террористическими преступлениями корыстного характера;
— СВР — обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом;
— ФСО — обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов;
— МО — защита вооружения и военных объектов;
— ФПС — охрана Государственной границы.
Другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. “Сообщение о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации её последствий, является гражданским долгом каждого” (ст. 9 ФЗ “О борьбе с терроризмом”).
Одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимости могут проводиться и контртеррористические операции.
Контртеррористическая операция является специальным мероприятием, направленным на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий теракта. Зоной проведения такой операции, в зависимости от обстоятельств, может быть участок территории, здание, отдельное помещение, автомашина и т.п.
В пределах зоны контртеррористической операции на время её проведения Федеральным законом “О борьбе с терроризмом” устанавливается особый правовой режим.
Общее
руководство операцией
В зоне контртеррористнческой операции её участники имеют право:
• Проверять документы, производить личный досмотр граждан и транспорта.
•
Задерживать лиц без
• Беспрепятственно входить, а при необходимости — проникать в жилые и иные помещения и транспортные средства, принадлежащие гражданам или организациям.
• Использовать транспортные средства, принадлежащие организациям, независимо от форм собственности, а в неотложных случаях — и гражданам в служебных целях для:
— предотвращения теракта;
— преследования и задержания террористов;
— доставки пострадавших в лечебное учреждение;
— проезда к месту происшествия.
При проведении операции допускается вынужденное причинение вреда здоровью, жизни и имуществу террористов. При этом лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда.
В
целях сохранения здоровья и жизни
людей, материальных ценностей допускается
ведение переговоров с
Кроме
того, Федеральный закон “О борьбе
с терроризмом” определяет права и
обязанности граждан в связи с осуществлением
борьбы с терроризмом. Возмещение вреда,
причинённого в результате террористической
акции, а также социальная реабилитация
лиц, пострадавших в результате такой
акции, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ
К ЗАЩИТЕ ОТ ЧС
До конца 80-х годов в России существовала система подготовки населения по гражданской обороне (ГО). Основное внимание сосредотачивалось на вопросах защиты населения в военное время, причём главным образом — от оружия массового поражения.
Ряд крупных чрезвычайных ситуаций (ЧС), а именно: Чернобыльская катастрофа (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), авиационные катастрофы и железнодорожные аварии начала 90-х годов, террористические акции на юге России и другие происшествия вскрыли серьёзные недостатки в системе подготовки населения к действиям в ЧС.
Постановление Правительства Российской Федерации (№ 43 от 16.01.95 г.) утвердило федеральную целевую программу “Создание и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)”. Составной частью этой программы стала подпрограмма: «Обучение населения, подготовка специалистов органов управления и сил ликвидации ЧС».
Основная цель подпрограммы — создание до конца 1997 года новой государственной системы подготовки населения и специалистов, основанной на применении новых учебных программ и методов обучения. Её реализация позволяет удовлетворять потребности страны в квалифицированных специалистах по предупреждению и ликвидации ЧС, повышать готовность органов управления и сил РСЧС к действиям в экстремальной обстановке, организовывать эффективное обучение населения по вопросам защиты как в мирное, так и в военное время, в том числе при совершении террористических акций. Во исполнение поставленных задач по обучению в области ГО и ЧС в настоящее время в России функционируют:
• Академия гражданской защиты — г. Новомосковск.
• Специализированные факультеты военных академий и институтов.
• Центр подготовки спасателей.
•
Ряд государственных
• Все высшие, средние и общеобразовательные учебные заведения (школы), осуществляющие подготовку учащихся по защите от ЧС.
•
Государственные учебно-
•
Негосударственное
•
Курсы ГО в административно-
• Ведомственные институты, центры, курсы, школы, пункты повышения квалификации.
• Учебно-консультационные пункты местных органов власти.
• Клубы “Юный спасатель”, общественное движение “Безопасность жизнедеятельности” и другие.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС.
Следующим
шагом в совершенствовании системы
подготовки населения явилось Постановление
Правительства Российской Федерации №
738 от 24.07.95 г. “О порядке подготовки населения
в области защиты от ЧС” (табл. 1).
Информация о работе Действия населения при угрозе и в период террористических актов