Чрезвычайные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, темпу развития, происхождению. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Файлы: 1 файл

ЧС.docx

— 109.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важнейшей составной  частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе министра МЧС России С. Шойгу за 1996 годбыли опубликованы следующие показатели:

  • всего действовало 129 спасательных формирований (отрядов) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;
  • силами спасательных отрядов проведено более 2000 операций, в которых было спасено более 500 человек.

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

  • военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
  • учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
  • формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
  • части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
  • силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
  • воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
  • силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
  • восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
  • аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;
  • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
  • территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
  • подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
  • военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
  • аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;
  • отряды и специалисты -  добровольцы общественных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура  и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации  и состоят из звеньев, соответствующих  административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она  включает в себя:

  • руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
  • постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной  комиссии назначается первый заместитель  главы администрации исполнительного  органа власти. Оперативным органом  управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штабГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения  безопасности жизнедеятельности, территориальные  исполнительные органы власти могут  образовывать и вспомогательные  структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в  комиссии по ЧС передаётся информация:

  • о стихийных бедствиях;
  • о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
  • о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

  • о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
  • об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;
  • о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения  природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким  загрязнением окружающей природной  среды понимается следующее.

  1. Для атмосферного воздуха:
    • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
    • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
    • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
    • в 50 и более раз (без учёта времени);
    • визуальные и органолептические признаки:
    • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
    • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);
  2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
    • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;
    • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км2;
    • сильный необычный запах от воды водоёма;
    • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
    • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
    • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
    • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;
  3. Для почв и земель:
    • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
    • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
    • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
    • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
  4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:
    • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
    • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м2;
    • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые временно допустимые уровни (ВДУ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита населения  в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Защита населения в укрытиях

В чрезвычайных ситуациях  военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения  при ЧС в современных условиях являются:

  • укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;
  • рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;
  • своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.

Для укрытия людей заблаговременно  на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:

  • по назначению (для населения или для размещения органов управления);
  • по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);
  • по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);
  • по характеру (убежища или укрытия).

Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.

По степени защиты убежища подразделяют на пять классов. Однако с 1991 года в России убежища  строятся, в основном, не выше 4 класса.

Современные убежища - это сложные в техническом  отношении сооружения, оборудованные  комплексом различных систем и приборов, необходимых для обеспечения  нормальных условий жизнеобеспечения в течение расчетного времени. По вместимости убежища, возводимые заблаговременно, условно разделяют на следующие  виды:

  • малой вместимости (до 150 чел.);
  • средней вместимости (150-600 чел.);
  • большой вместимости (свыше 600 чел.).

В убежищах от воздействия  ударной волны, обломков разрушающихся  зданий, проникающей радиации, светового  излучения и высоких температур защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические  двери, ставни, ворота), клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Для  защиты от отравляющих бактериальных  средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют.

Каждое убежище  состоит из основных помещений (отсеки для укрываемых и медпункт) и вспомогательных (санузлов, дизельной электростанции, склада горюче-смазочных материалов, фильтровентиляционной камеры, складских  помещений, кладовой для продуктов, тамбуров, аварийного выхода и др.).

Вместимость убежища  определяется числом сидячих мест на первом ярусе нар и числом лежачих  мест - на втором, но так, чтобы внутренний объем помещения составлял не менее 1,5мна одного укрываемого. При определении вместимости убежища норма площади на одного укрываемого принимается 0,5м2при двухъярусном расположении нар и 0,4мпри трехъярусном. Высота помещения должна быть не менее 2,2м. Количество мест для сидения при двух ярусах должно составлять 80%, а при трех ярусах - 70%.

В защитных сооружениях  запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения лампы, свечи, пахучие  вещества, приводить животных. Укрывающиеся люди обязаны держать в готовности имеющиеся средства индивидуальной защиты и медицинские средства. Не следует без особой надобности ходить по помещению. Сведения о наземной обстановке укрываемые получают по радиотрансляционной  сети или по телефону. Своевременная  и спокойная информация необходима для предотвращения паники.

Убежища оборудуются  всеми системами жизнеобеспечения. Система воздухоснабжевия включает воздухозаборные устройства, противопылевые фильтры и фильтры-поглотители, вентиляторы, воздухорегулирующие и защитные устройства.

Отчистка воздуха  осуществляется:

  • в режиме чистой вентиляции, когда наружный воздух очищается только от пыли с воздухообменом 8-13мна человека в час;
  • в режиме фильтровентиляции, когда воздух дополнительно пропускается через фильтры-поглотители для очищения от отравляющих веществ и бактериальных средств с воздухообменом не менее 2мна человека в час.

Регенерация воздуха  осуществляется посредством соответствующих  патронов. Очищенный воздух вентиляторами  нагнетается по воздуховодам в отсеки убежища.

Система водоснабжения  обеспечивает людей водой для  питья и гигиенических нужд. Она  осуществляется от наружной водопроводной  сети. Предусмотрен также аварийный  запас (только для питья из расчета 3 литра на 1 человека), который хранят в стационарных баках. Санузел размещается  в помещении, изолированном перегородками  от отсеков убежища, с вытяжкой. Предусматривается  отведение фекальных вод из расчета 2 литра на человека в сутки.

Убежища оборудуются  также системами отопления, электроснабжения, освещения, радио и телефоном.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации