Чрезвычайные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, темпу развития, происхождению. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Файлы: 1 файл

ЧС.docx

— 109.68 Кб (Скачать)

 
В качестве примера предлагается следующая  последовательность событий:

  • наступление пожароопасного периода в лесу можно оценить как стадию зарождения чрезвычайной ситуации;
  • оставленный не затушенным костер в лесу вызвал стадию инициирования чрезвычайной ситуации;
  • лесной пожар - это стадия кульминации чрезвычайной ситуации;
  • стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации (ограничения). Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

 

 

 

Российская служба по чрезвычайным ситуациям

Российская Федерация - одно из немногих государств мира, где  для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных  бедствий, на всех уровнях государственной  власти, созданы специализированные службы и формирования.

Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций. Вскоре, в 1991 году, он был преобразован в ГоскомитетРФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.

В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий (МЧС России). В подчинение МЧСРоссии были переданы Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения (КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на решение задач мирного времени.

Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер - министр). Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей. Они по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.

В 1994 году был принят федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данный закон определял общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты населения страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1998 году, с 19 февраля  вступил в силу федеральный закон "О гражданской обороне". Этот закон определил в области  гражданской обороны:

  • основные задачи;
  • принципы организации и ведения гражданской обороны;
  • полномочия органов государственной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • права и обязанности граждан и др.

В настоящее время  Россия стала полноправным членом Международной  организации "Защита населения в  чрезвычайных ситуациях".

Профессиональным  праздником всех спасателей является 1 марта - "День гражданской обороны".

 

 

 

 

 

 

 

Гражданская оборона  Российской Федерации.

Новый этап развития гражданской обороны Российской Федерации связан с 1993годом, когда Президентом Российской Федерации был подписан указ, регулирующий назревшие проблемы в данной области. Указ Президента РФ "О Гражданской обороне" подтвердил её необходимость и значимость как составной части общей системы национальной безопасности, как элемента стратегического оборонного потенциала страны. В развитие указа ПрезидентаРФ, Правительство РФ приняло специальное постановление, где были решены следующие задачи:

  • об укомплектовании войск ГО России военнослужащими по контракту;
  • о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для информирования населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • о создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных обьектов и др.

Федеральным законом "О  гражданской обороне" были определены следующие основные задачи:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий;
  • борьба с пожарами, обеззараживание населения, техники, зданий и сооружений;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • защита населения от последствий стихийных бедствий, катастроф и применения противником современных средств поражения;
  • повышение устойчивости работы обьектов экономики в чрезвычайных условиях;
  • проведение спасательных и других неотложных работ и др.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при стихийных бедствиях, ведении военных действий или вследствии этих действий.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении военных действий или вследствии этих действий.

Гражданские организации гражданской  обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий. Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны обязаны:

  • принимать нормативные акты по ГО и доводить их до подчинённых организаций;
  • разрабатывать и реализовывать планы ГО, организовывать проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств;
  • осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • создавать запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

  • организуют проведение мероприятий по ГО;
  • осуществляют меры по поддержанию сил ГО, органов управления ГО в состоянии постоянной готовности;
  • проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и др.

Организации в соответствии с требованиями нормативно - правовых актов в области ГО:

  • планируют мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают в целях ГО запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие  потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень  опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Для выполнения мероприятий  по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Госорганизаций.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях  и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в  основном, переориентированы на решение  задач мирного времени. Полную ответственность  за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-востановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики - руководитель предприятия (работодатель).

Решением руководителя организации (работодателя) создаётся  структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально - техническому снабжению и по эвакуации). При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО - орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.

По решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться невоеннизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:

  • спасательных,
  • охраны общественного порядка,
  • оповещения и связи,
  • радиационной и химической защиты,
  • пожаротушения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура  Министерства по чрезвычайным ситуациям  России

Одним из направлений  в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием  Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Функциональная схема РСЧС представлена на рис.10.2.

 
 
Рис. 10.2. Функциональная схема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям  включает в себя:

  • органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
  • силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

 

 

 

 

 

 

Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям

В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.

Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:

  • повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;
  • повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;
  • работа по созданию резервных фондов;
  • организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.

 
Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:

  • организации руководства и детальному изучению обстановки;
  • усилению работы диспетчерской службы;
  • усилению контроля и прогнозированию обстановки;
  • защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;
  • повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.

 
Чрезвычайный  режим предполагает следующие действия :

  • организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
  • организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;
  • выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;
  • организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;
  • организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;
  • усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации