Чрезвычайные ситуации социального характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Чрезвычайных ситуаций в нашей жизни встречается много. Каждый человек в течение жизни попадает в такую ситуацию. Главное не растеряться и правильно повести себя, совершать поступки, обдумывая их.
Чтобы человек правильно и обдуманно вёл себя в чрезвычайных ситуациях, ему надо знать, что и как делать. При этих знания он сможет адекватно и правильно реагировать на ситуацию, а значит избежать большинство, если не все возможные последствия, хотя бы, по крайней мере, уменьшить их влияние на себя.

Оглавление

Введение
1. Глава 1
2. Глава 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word - копия.docx

— 52.49 Кб (Скачать)

Обман малограмотных, доверчивых или  больных клиентов. Отечественное  население может рассматриваться  как поголовно грамотное и  умное только в пропагандистских целях. На практике не только многие дедушки  и старушки, но люди среднего возраста и молодежь готовы подписать все, что не предложат в банке. Этот же метод применяется и к плохо видящим, за которых кассир заполняет все документы и говорит: "Распишитесь вот здесь".

Списание недостачи на другие подразделения  банка. При доступе работников кассово - расчетного центра к бухгалтерским документам, возникшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где недостача может обнаружиться лишь через определенный период времени. Затяжка во времени позволяет запутать ситуацию.

  1. Правила защитников от мошенников:

- Держите дистанцию, проявляйте  элементарную осторожность с  малознакомыми людьми. Особенно  если они предлагают неожиданно  выгодные сделки, неоправданно низкие  цены на товары, огромные проценты  или «эксклюзивные» услуги.

- Если вас торопят с  принятием решения, совершения  сделки или покупки, насторожитесь.  Любое мошенничество построено  на быстроте и натиске, на  стремительном одурманивании клиента.  Критически оценивайте объяснения  и отговорки типа: «у нас рекламная  кампания», «это последняя партия»,  «гуманитарная помощь», «благотворительная  акция», «распродажа в связи с  ликвидацией» и т.п. Ваша якобы  нерешительность и дотошные расспросы  осложнят ситуацию для проходимцев  и, возможно, заставят их отступиться. 

- Управляя поступками  жертвы, мошенники обычно работают  по определенной схеме, стереотипу. Действуйте непредсказуемо! Задавайте  неожиданные вопросы, совершайте  неординарные поступки, отвечайте  парадоксальной реакцией. Побольше скепсиса. Недоверие обезоруживает проходимцев, а смех – опаснейшая помеха в работе мошенников всех мастей.

- Совет специалистов-психологов: коль скоро вы поддаетесь внушению, старайтесь не смотреть в глаза  приставалам, не отвечайте на  их вопросы, не вступайте в  дискуссию. Проходите мимо, будто  не слышите и не замечаете  их.

- Не совершайте серьезные  покупки или сделки в одиночку, без крепкого тыла. В крайнем  случае, пусть ваша «группа поддержки»  наблюдает со стороны. 

- Многие аферы строятся  на нашем желании «урвать кусочек», объехать закон «на кривой козе». Поэтому будьте щепетильны, не соглашайтесь на предложения, сомнительные с юридической или этической точки зрения. Спросите себя: почему, собственно, этот человек так хлопочет именно о моей выгоде?

Мошенничества в кредитном отделе (управлении).

Сама специфика работы кредитных  отделов (в крупных банках — кредитных  управлений) дает значительные возможности  для злоупотреблений. В банке, не принимающих должных мер защиты, могут иметь место следующие  виды мошенничества.

Кредит под "дутый" залог или  поручительство.

Любимое занятие отечественных "кидал" — взять кредит и затем не отдавать. Причем при взятии кредита они  часто не имеют достаточного залога или поручительства, в связи, с  чем им необходимы доверительные  отношения с персоналом кредитного отдела, если, конечно, они не имеют  выхода на высшее руководство банка. Нередки случаи, когда работники  этого отдела помогали получить кредит сомнительному клиенту с получением комиссионных до 30 процентов будущего безвозвратного кредита.

Все залоги, предлагаемые в качестве обеспечения кредита, должны исследоваться  ответственными за это лицами банка, непосредственно не связанными с  работниками, выдающими кредит. Это  изучение должно иметь цель определение  реальной стоимости залога, как перед  получением кредита, так и по мере погашения ссуды.

Необоснованные займы фирмам, в  которых есть личная заинтересованность.

Нередки случаи, когда высшие должностные  лица банка имеют акции или  другой экономический интерес в  коммерческих структурах. Более того, они часто сами или через подставных лиц входят в органы управления такими структурами. Естественно, что они  заинтересованы в процветании своих  коммерческих предприятий даже в  ущерб банку. В результате "свои" предприятия часто получают кредит под льготный процент даже при  отсутствии залога или поручителя.

Если кредит выдается по решению  высших руководителей банка, все  документы о выдаче кредита заполняются  относительно правильно. Однако если кредит "своему" предприятию необходимо продлить руководителю банка среднего уровня, то используется метод замены первого листа кредитного договора, на котором указана сумма кредита, его срок, процентная ставка. Подписи  же руководства банка стоят обычно на втором (не заменяемом) листе. Естественно, что возникают проблемы в связи  с наличием сводной отчетности по кредитам, но на практике они вполне решаемы.

Неправомерное освобождение залога.

Банк может понести значительные убытки из-за освобождения залога под  кредит. В отечественной практике все осуществляется достаточно примитивно. Клиент, взявший кредит, на определенном этапе начинает понимать (если он это  с самого начала не предвидел), что  он не сможет вернуть полученную ссуду.

В нормальных условиях он не имеет  возможности получить обратно свой залог, который, по правилам не должен находиться в распоряжении клиента. Однако, он иногда его слезно вымаливает на том основании, что он срочно нужен для работы.

В качестве залога одним отечественным  клиентом было предоставлено несколько  грузовых автомобилей МАЗ. Когда  срок возврата кредита стал истекать и кредитный отдел начал волноваться, клиент прибежал в банк и радостно сообщил, что товар, продажей которого он рассчитается за кредит, уже прибыл на Брестскую таможню и уже  расторможен, о чем показал соответствующие  факсы. Осталось всего - ничего вывести  товар в магазины. Но поскольку  деньги у клиента на исходе, арендовать транспорт он не может. Поэтому он попросил вернуть на несколько дней заложенные автомобили и обещал, что  затем все будет хорошо.

И хотя в банке знали простоту фальсификации факсовых сообщений, клиенту пошли навстречу, залог раскрыли. В результате кредитные деньги безвозвратно ушли за границу, а автомобили были проданы ничего не подозревающему покупателю.

Занижение получаемого дохода от выдаваемых ссуд.

На практике наиболее распространено выдача руководителем среднего звена, наделенного соответствующими полномочиями, кредита под заниженный по сравнению  со средним по банку процент. Оправдание низкой процентной ставки найти не сложно, особенно если выдача такой  ссуды сопровождается взяткой.

В банках с плохо налаженным учетом возврата ссуд имеются определенные возможности присвоения средств  путем занижения получаемых процентов  по кредиту. Кроме того, возможно временное  присвоение средств при досрочном возврате кредитов. При работе с наличными деньгами соответствующая сумма средств изымается из кассы.

В зарубежном банке помощник кассира  осуществлял обслуживание процентов  по займам. При составлении бухгалтерского регистра в конце рабочего дня  он занижал общий полученный доход  с ссудных процентов и забирал соответствующую сумму наличных денег из кассы.

Получение на себя необоснованно большой  суммы кредита.

Большинство банков дают возможность  своим работникам брать определенную сумму кредита на выгодных условиях. В отдельных случаях им открывается  кредитная линия в пределах установленного лимита. Такие кредиты периодически просматриваются руководством банка  и кредитными комитетами. Тем не менее, некоторые банковские должностные  лица на практике умудряются получать необоснованно большую величину, ссуды не уведомляя о ней руководство  банка, например, путем фиктивного ее распределения на несколько подчиненных  работников банка.

Подделывание подписей на векселях клиентов.

Такая операция пока экзотична для  отечественного бизнеса, но достаточно распространена за рубежом.

Иностранные банки выдают займы  под вексель заимополучателей и в этом случае для совершения хищения достаточно подделать такой вексель. Существование поддельных векселей иногда обнаруживается во время просмотра векселей должностными лицами, знакомыми с подписями заемщиков. Однако на практике векселя проверяются достаточно редко.

Наиболее эффективным способом установления подлинности векселей является их непосредственное подтверждение  заемщиками. К другим методам относятся  сравнение подписей на документах с  подписями того же лица на представленных ранее документах, имеющихся в  банке, а также прослеживание  выплаты сумм по документам. В крупных  банках работа между служащими отдела должна распределяться таким образом, чтобы исключить саму возможность  подделки (при условии, что между  ними нет тайного сговора). В небольших  банках такие меры предосторожности малореальные из-за ограниченного числа  работников.

Мошенничество с учтенными векселями..

Еще один пока экзотический для наших  условий метод. При его использовании  изымаются уже учтенные банком векселя  для повторного их учета в другом банке или даже в том же самом  банке. Совершать такую операцию имеет возможность, прежде всего  должностное лицо, отвечающее за учет и хранение учтенных векселей.

Ссуды под фальшивые счета дебиторов.

Указанный метод применяется при  выдаче ссуд под залог средств  на счетах получателя ссуды. В этом случае есть возможности злоупотреблений  путем выписки фальшивых счетов-фактур. Для предотвращения мошенничества  банк должен удостовериться в подлинности  счетов дебиторов.

Присвоение средств путем вхождения  в доверие к получателю кредита.

В зарубежной практике бывали случаи, когда работник банка присваивал крупные суммы денег, используя  чеки, оставленные в банке заемщиками с целью оплаты полученных кредитов по окончании срока.

Работник убеждал своих клиентов выписывать чеки, датированные будущим  числом, и отдавать ему на хранение. Затем он менял даты чеков и  получал по ним наличные, мотивируя  свои действия тем, что чеки были выписаны в погашение задолженности, срок оплаты которой наступил в день получения  денег.

Гражданин, получивший ссуду, умер.

Работники зарубежных банков, обслуживающие  ссуды населению с погашением в рассрочку, обнаруживают, что ссудополучатель  умер и спросить за кредит не с кого. В некоторых странах (например, в  США) получить свидетельство о смерти несложно даже живому человеку. В результате появляется возможность обмануть как  банк, так и страховщиков жизни  заемщика путем представления подложных  заявлений о смерти.

Противодействие злоупотреблениям при  получении банковских ссуд.

Политика противодействия необоснованному  получению банковских ссуд должна включать в себя следующие моменты:

  • Решения о выдаче кредитов принимаются только коллегиально на заседании кредитного комитета или аналогичного ему органа.
  • Четко разграничиваются полномочия руководителей различного ранга по выдаче кредита и установлению процентных ставок.
  • Все выданные или продленные кредиты полностью обеспечиваются ликвидным залогом, находящимся в распоряжении банка, или поручительствами (гарантиями). Осуществляется постоянный и тщательный контроль за наличием залога по ссудам.
  • Проводятся регулярные проверки правомерности выдачи кредитов и установления процентных ставок.
  • Жестко контролируется расходование средств со спецссудного счета клиента, взявшего кредит.
  • Назначаются незаинтересованные служащие для проверки обязательств по каждому заемщику.
  • Основные виды мошенничества с привлекаемыми ресурсами и ценными бумагами

В структуре большинства банков имеются отделы (управления) по работе со свободными финансовыми ресурсами  и с ценными бумагами (облигациями, акциями) для выгодного инвестирования как собственных средств, так и свободных финансовых ресурсов клиентов. Обычно этот же отдел осуществляет и трастовые операции. В маленьких банках такие операции обычно осуществляет один из руководителей, а учетные документы хранятся у рядового исполнителя, который также осуществляет контроль за ценными бумагами.

Наиболее распространены следующие  виды мошенничества.

  • "Продажа" клиентов в другой банк

Распространена практика, когда  работники низшего и среднего звена банка предоставляют информацию о своих клиентах банкам-конкурентам. При этом клиентам, желающим положить значительные суммы денег на депозит, специально сообщаются заниженные депозитные ставки.

а) При "наглом" подходе к клиенту  последнему сообщается, что ставка по депозиту в имярек - банке намного выше. Клиент благодарит и несет деньги в указанный банк. Работник же банка регулярно наведывается в имярек - банк и перечисляет клиентов, которых он "отвадил" от своего банка и получает комиссионное вознаграждение от банка-конкурента.

Если руководство банка, потерявшего  клиента, узнает о проделках своего работника, тот отвечает, что он всего-навсего  боролся за снижение банковских расходов на выплату процентов.

б) При более тонком подходе, когда  речь идет о клиенте - юридическом  лице, клиента "отваживают" от своего банка ничего лишнего не говоря, а затем сообщают о потенциальном  клиенте в банк-конкурент. Последний уже сам обрабатывает клиента и в случае успеха выплачивает комиссионные работнику, давшему информацию.

в) Этот вариант заключается в  создании личной финансовой компании банковского работника, учредителем  которой является подставное лицо. Схема привлечения средств стандартная: клиента убеждают, что у банка депозитные ставки низкие, а у финансовой компании — высокие. Клиент отдает деньги финансовой компании, которые работник-махинатор тут же кладет на депозитный счет в своем банке под значительно более высокий процент.

Занижение ставок при продаже ресурсов на межбанковском рынке.

Работник в конфиденциальном порядке  договаривается с другим банком о  продаже ресурсов по заниженной процентной ставке. Затем разница (или часть  разницы) в доходе при реальной и  заниженной ставке отдается работнику, обеспечившему продажу более  дешевых ресурсов.

Утаивание части выручки от продажи  ценных бумаг клиентов

Клиенты, продающие свои ценные бумаги через брокера банка, часто не сравнивают процентный доход, указанный  в отчете о продаже ценных бумаг, полученный от брокера банка, с рыночной котировкой ценных бумаг на дату продажи. Это позволяет занижать в отчете о продаже ценных бумаг реальную цену и тем самым обеспечивать личный доход, часто оформляемый  на третью фирму как комиссионные за посредничество.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации социального характера