Управление общественным мнением

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:00, реферат

Краткое описание

Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий, управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.
В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Уважаемая фирма сможет мобилизовать свой капитал в области общественных отношений и управлять общественным мнением намного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты по связям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесс построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 41.81 Кб (Скачать)

Социальное и  общественное настроение

Не стоит забывать, что  важнейшей, если не определяющей характеристикой  реально функционирующего сознания, его доминантой является феномен социального настроения. Принципиально важно подчеркнуть, что оно одновременно является и реальной формой поведения, вернее вероятностной формой выражения общественного сознания в процессе превращения его в общественную мнение. Говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт.

Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер, вбирающий  в себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не является их механической суммой или неким условным объединением: это принципиально новое качество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и определенности.

Во-вторых, социальное настроение более определенно и более  наглядно и специфически «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его, сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее в общественной и личной жизни, делая выводы и  получая уроки на будущее. В этом случае опыт выступает не как кладезь  мудрости, созданный и хранимый на . всякий случай, а как инструмент, прямо влияющий на характер, глубину социального настроения.

В-третьих, социальное настроение - это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент времени. Несмотря на то, что настроение может иметь волнообразный характер выражения и в нем на первый; план могут выходить те или иные проблемы, оно обладает в целом большей долговременностью своего действия, чем общественное мнение, носящее часто быстро преходящий характер.

В-четвертых, социальное настроение - это тот элемент реально функционирующего сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и  даже компонентом поведения. Если при изучении общественного сознания мы постоянно убеждаемся, что далеко не все его реальные элементы - информированность, знания, суждения, мнения – приобретают характер активного начала, то социальное настроение - именно тот предшественник (а иногда участник) поведения человека, по которому непосредственно можно судить о действительных реальных намерениях людей, их отношении к окружающему миру и процессам, происходящим в нем.

И, наконец, социальное настроение - это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой  степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать  возможность усиления позитивных и  ослабление негативных аспектов общественного  сознания.

Принципиальных различий между социальным и общественным настроением нет, но общественное настроение - более широкое понятие, характеризующее  отношение людей к экономическому, политическому, социальному состоянию  общества в определенный период времени. Но и социальное настроение формируется  под влиянием политических, экономических, социальных и духовных факторов. В этом отношении значительных различий между общественным и социальным настроением мы не находим. Общественное настроение объединяет и побуждает к действию определенные группы, слои населения и даже народы.

Первое отличие общественного  настроения от социального настроения состоит в том, что социальное настроение в настоящее время  в значительной степени находится  под воздействием общественно-политических процессов, и именно в политическом аспекте глубже затрагивает социальные проблемы жизни общества. Оно может  проявляться через отдельные  проблемы, даже детали этих проблем. Скажем, для человека не важно, каковы сегодня  российско-американские политические отношения, но для него важно - что  он конкретно будет иметь, чувствовать, если они улучшатся или ухудшатся. На его социальное настроение вряд ли сможет положительно повлиять информация о том, что в каком-то регионе  полностью решена жилищная проблема, если он не имеет своей квартиры. Иными словами, на социальное настроение влияет не только вся масса проблем, неразрешенных вопросов, но и отдельные  их проявления. Это второе отличие  общественного настроения от социального  настроения.

И, наконец, третье отличие  общественного настроения от социального  состоит в том, что общественное настроение - это массовидное явление, способное быть движущей силой всего общественного развития, тогда как социальное настроение большей частью - лишь отражение доминант общественного сознания и социальной практики людей, социальных групп и социальной организации общества. А так как все общество социально неоднородно, то и социальное настроение у различных слоев общества тоже может быть разным.

Социальное настроение может как объединять, так и разъединять людей. Примером является современное состояние общества, когда небольшая часть, используя характерную для переходного периода нестабильность, экономический и правовой хаос, занялась не организацией производства, а личным обогащением за счет обнищания других слоев. Различные периоды жизни общества также могут отражаться в социальном настроении.

Информация и  общественное настроение

Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с  потреблением, использованием и производством  массовой информации, при тотальной  распространенности и доступности  информация становится необходимым  условием и средством осуществления  практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма  массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и  потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории  необходимо включать в число целей  коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Информационные потребности  следует рассматривать как потребности  в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям  для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них  картины мира, для выбора линии  поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего  равновесия и согласованности с  социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому  степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны  с социальной активностью человека.

Необходимо различать  понятия «информационные потребности» и «тематические интересы» аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ  жизни населения. Это позволяет  объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины  неодинаковой эффективности использования  отдельных каналов информации определенными  группами населения. Так, например, если эффективность телевидения зависит  от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой.

Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта  как аудитория СМИ раскрывается системой показателей, создание которых  опирается на выявление его целостности  и четкое представление его структуры  и функций. К первой группе характеристик  аудитории относятся признаки внутренней структуры аудитории, относительно независимые от системы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует  аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях со СМИ и описывает  процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением  воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории.

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора  и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации.

В механизме функционирования общественного настроения важное место  занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия .

Согласно логике развития, какова социальная жизнь - такова и  информация о ней. Все дело в том, что в обществе главным информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию, является государство, которое  не всегда заинтересовано в распространении объективной информации. Например, той, которая содержит военную и государственную тайну, источники, несущие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может принести ущерб, государство, разумеется, имеет полное право налагать запрет. Во всех других случаях замалчивание, а еще хуже, искажение информации, может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей.

Предание гласности некоторых  материалов о недавней истории, произошедшее после 1985 года, размыло ранее сформированное представление об истории страны, развенчало многие идеологические стереотипы, посеяло у людей недоверие  к официальной информации. Резкий переход от замалчивания к широкой  гласности вызвал у людей, особенно старшего поколения, психологическое  невосприятие заново прочитанных страниц истории и недоверие к новым источникам информации.

Особо значительную роль в  выработке такого отношения к  информации сыграли средства массовой информации. Положительную в том, что донесли до широкого читателя, зрителя более полные исторические сведения; отрицательную в том, что  многие публикации и передачи носили поверхностный характер и не отражали всю сложность происходящих процессов  в далеком и не совсем далеком  прошлом. Сознательное искажение информации нельзя считать случайным так  же, как и невозможно считать причиной этого явления неизбежность такого процесса. Искажение информации в той или иной мере присуще любому общественному устройству.

Управление

Понятие управления

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует большое число определений этого понятия. В самом общем виде, управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

С научной точки зрения управление – это направленная координация  и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью  человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей [1].

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи  выделяют три компонента – неживую  природу, живую природу и человеческое общество. На этом основывается укрупненная  классификация процессов управления по трем его основным классам:

- процессы управления  в неживой природе (в технических  системах) называют управлением  вещами, что является областью  изучения преимущественно технических  наук;

- процессы управления  в живых организмах относятся  к управлению биологическими  системами и являются предметом  изучения естественных наук;

- процессы управления  в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми  или социальным управлением, что  относится преимущественно к  области социальных наук.

Социальное управление охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Оно  воздействует на общество с целью  его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и  развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда  и жизни. Это наиболее сложная  область управления. Возникновение  управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.

Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью  людей. Важнейшими видами социального  управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Классификация видов  социального управления соответствует  классификации основных сфер организации  общества: политическая – область  отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная – область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая – область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Информация о работе Управление общественным мнением