Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:40, творческая работа
Итак, в данной статье поднята проблема мотивации персонала в условиях кризиса. Автор указывает на необходимость применения автоматизированной системы для сбора, хранения показателей и организации учета субъективных оценок работы персонала. В статье приведены значимые факторы, от которых зависит работоспособность технологии управления по целям длительное время.
Кризис, будь он внутренним или внешним, заставляет людей учиться, а компании меняться. Пока компания приносит прибыль, и нет намека на проблемы, собственник и директор вряд ли готовы к серьезным переменам.
Мотивация персонала. Борьба за эффективность. Время действовать! Борьба за эффективность. Время действовать!
Итак, в данной статье поднята
проблема мотивации персонала в
условиях кризиса. Автор указывает
на необходимость применения автоматизированной
системы для сбора, хранения показателей
и организации учета
Кризис, будь он внутренним или внешним, заставляет людей учиться, а компании меняться. Пока компания приносит прибыль, и нет намека на проблемы, собственник и директор вряд ли готовы к серьезным переменам.
Низкая эффективность в бизнесе (как и скрытая болезнь), опасна тем, что во время кризиса она угрожает не только устойчивости, но и самому существованию компании. К тому же, мало кто любит закаляться, делать прививки и применять профилактические меры. Первое, что приходит в голову во время недомогания - принять аспирин (для компании - отказаться от инвестиционных проектов, сократить рекламу и часть сотрудников), чтобы убрать симптомы, зачастую не решая глубинные проблемы бизнеса. Логика точечных, срочных мер во время острой фазы кризиса кажется вполне оправданной. Однако, «симптоматическое лечение» приводит к тому, что когда потребность в глубоких, структурных изменениях становится для всех очевидной, у компании не хватает ни ресурсов, ни времени на серьезные изменения.
Самое сложное, на мой взгляд,
в управлении - это ориентация на
потребности рынка (читай - клиента)
и мотивация персонала. Сколько
копий сломано в поисках
Первое, что приходит на ум руководителю во время кризиса - оптимизировать затраты на фонд оплаты труда, т.е. сократить, отправить в отпуска, уволить. Но, если вдуматься, основную ценность в бизнесе, создают люди, их знания, навыки и таланты. Конкурентоспособность предприятия определяется ее сотрудниками. Причем большую ценность создают именно наиболее высокооплачиваемые («дорогие») сотрудники, а сэкономить много на низкооплачиваемых работниках вряд ли удастся. Ошибочно полагать, что талантливые и эффективные специалисты не смогут найти себе применение в меняющихся условиях. Они, пожалуй, быстрее других умеют адаптироваться, и достигать личного успеха в новых ситуациях. Те, компании, которые смогут быстро перестроиться под новые кризисные условия, смогут взять себе в штат высококвалифицированный персонал, попавший на рынок труда в результате бума сокращений. А при умелом руководстве талантливые сотрудники, несомненно, приведут компанию к лидерству на рынке. Итак, если Вы в кризисной ситуации выбираете стратегию лидерства, тогда нужно сделать уверенный шаг в сторону изменений в бизнесе и повышения эффективности существующего персонала.
Взаимосвязь стратегии и эффективности компании
Успех и эффективность
компании определяется тем, как быстро
и какими ресурсами компания добивается
своих стратегических целей. Систему
мотивации в организации
Рисунок 1 Элементы формализованной стратегии предприятия
В этой статье мы рассмотрим два последних элемента реализации стратегии - выбор организационных показателей результативности и действия по достижению целей. Причем нас интересует именно то, как, используя формализованный подход в реализации стратегии, добиться повышения эффективности, как персонала, так и работы всего предприятия в целом.
Насколько привлекательно для руководителя выглядит предложение повысить эффективность бизнеса на 10-30% за достаточно короткий период? Я предлагаю сделать небольшой расчет. В различных отраслях затраты на фонд оплаты труда варьируются от 20% до 60% от общих затрат. Эти затраты остаются одними из самых больших в бюджете практически любого предприятия, задействованного в сфере реальной экономики. Насколько может вырасти прибыль предприятия (даже в условиях кризиса), если эффективность Ваших сотрудников вырастет в 1,5-2 раза (при тех же затратах на оплату труда, выработка вырастет на 50-100%). Более доступного ресурса с большим потенциалом отдачи, имеющегося в распоряжении руководителя сложно представить. Тем не менее, управлять эффективностью персонала значительно сложнее, чем управлять эффективностью финансов.
Высокая эффективность персонала
на предприятии зачастую является результатом
длительной работы руководства компании
по формированию на предприятии атмосферы
результативного и
Каждый руководитель хоть
раз в жизни решает для себя
проблему повышения эффективности
работы сотрудников. Если компания работает
на рынке длительное время, у нее,
как правило, есть свои маленькие
ноу-хау в сфере материальной
мотивации персонала. Но мотивационные
схемы, зачастую ограничиваются сбытовыми
подразделениями, а все остальные,
в лучшем случае, получают бонусы по
субъективному решению
Построение системы мотивации, ориентированной на стратегию
Для руководителя любого уровня важно уметь связать цели бизнеса с трудовой мотивацией. Система материальной мотивации будет в этом случае тем механизмом, который поможет руководителю выделить и отметить успехи сотрудника, направив его усилия на достижение целей бизнеса.
Если рассматривать механизм материальной мотивации как элемент признания результатов работы, то необходимо отказаться от идеи уравнивания оплаты труда сотрудников, имеющих различную квалификацию и продуктивность. Такой подход приводит к демотивации и снижает инициативу. В системе материальной мотивации должны найти свое место как постоянная (окладная) часть оплаты труда, так и нефиксированная часть, размер которой будет определяться от производственных результатов. Важно чтобы эта связь осталась очевидной не только руководителю, но и самому сотруднику, иначе непрозрачный подход в распределении бонусов по итогам работы вызовет недовольство в коллективе, вместо роста производительности.
Вопросы мотивации - особенно
материальной, самые болезненные. Если
руководитель примет решение об изменение
системы оплаты, то высока вероятность,
что он столкнется с сопротивлением
и непониманием персонала. Вероятно,
во время кризиса руководству
будет легче аргументировать
необходимость перестройки
Фиксированная часть оплаты
труда (оклад) часто определяется уровнем
квалификации сотрудника, стажем работы,
его производственным потенциалом,
в то время как нефиксированная
часть (бонус) определяется результативностью
в работе. Для создания системы
координат для расчета
Через эти показатели можно достаточно полно описать должностные обязанности сотрудника и оценить качество их исполнения.
Набор KPI у сотрудников
может сильно отличаться в зависимости
от набора функций, исполняемых ими.
Показатели на основе объективных данных
имеют обычно самый высокий вес
в сравнении с другими
Показатели результативности, необходимо выбрать из четырех основных областей мониторинга деятельности предприятия:
Выбор показателей для оценки результативности сотрудников - задача творческая, но, определяя набор таких показателей, необходимо ориентироваться на формализованную стратегию и состав организационных целей, поставленных в рамках нее.
Отдельным элементом в системе оценки результативности сотрудника является выполнение им поручений и задач, поставленных руководством. Такие задачи формулируются в рамках имеющихся целей, но имеют собственную значимость. Важно определять приоритеты между этими задачами и установить критерии их выполнения. По итогам рабочего периода, сотрудник, отвечающий за контроль выполнения задач, указывает, какие из них выполнены, а выполнение каких не достигнуто. С учетом веса и количества выполненных задач, рассчитывается итоговый показатель, который влияет на общую результативность сотрудника.
Третьей группой критериев, на основании которых происходит оценка эффективности работы сотрудника, являются субъективные критерии: соблюдение процессуальных ограничений и периодических процедур, а также соответствие его работы ожиданиям со стороны «внутренних клиентов». Такие субъективные оценки мы будем называть процессуальными или корпоративными стандартами. Для однозначного понимания требований, которые предъявляются к выполнению сотрудниками таких стандартов, руководству необходимо подробно описать эти требования и критерии оценок по ним.
Все три группы показателей
объединяются в единую матрицу, через
которую планируется и
Использование автоматизированных инструментов в управлении результативностью
С одной стороны, серьезной
задачей при формировании системы
мотивации является правильный выбор
показателей результативности, а
с другой - необходимо обеспечить поддержание
в актуальном состоянии всех показателей
в течение длительного времени.
Добиться этого без автоматизированной
системы крайне сложно. Без автоматизации
придется использовать лишь те показатели,
которые мы можем посчитать вручную,
либо заменить объективные данные субъективной
оценкой, что для системы мотивации
часто неприемлемо. Например, вместо
того, чтобы постоянно оценивать
удовлетворенность клиентов по нескольким
критериям (например, удовлетворенность
товаром, сервисом, уровнем квалификации
продавца) и сохранять эти данные
для дальнейшего анализа, мы можем
подменить это субъективной оценкой
руководителя степени «