Лекции по "Бизнесу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:03, лекция

Краткое описание

Карьера

Система управления персоналом в организации

Кадровая политика организации

Обучение персонала

Оценка персонала

Служба управления персоналом

Подбор персонала

Файлы: 1 файл

Для липлома.docx

— 23.72 Кб (Скачать)

Лекции по Бизнесу

Карьера

Система управления персоналом в организации

Кадровая политика организации

Обучение персонала

Оценка персонала

Служба управления персоналом

Подбор персонала

 

Понятие развития персонала

 

Развитие персонала —  система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование  и планирование потребности в  персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной  культуры.

 

Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным  на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного  и образовательного потенциала сотрудников  предприятия.

 

Развитие персонала включает следующий комплекс мер:

профессиональное обучение;

переподготовка и повышение  квалификации кадров;

ротация;

делегирование полномочий;

планирование карьеры  персонала в организации.

 

Обучение персонала —  совокупность действий, разрабатываемых  в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных  на систематическое обучение персонала. При этом, данные действия оказывают  позитивное влияние на изменение  уровня квалификации и производительности работников всех иерархических уровней, удовлетворяя индивидуальную потребность  в обучении и потребность организации  в обученных сотрудниках.

 

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Цели развития персонала:

повышение трудового потенциала работников для решения личных задач  и задач в области функционирования и развития организации

повышение эффективности  труда;

снижение текучести кадров;

подготовка необходимых  руководящих кадров;

воспитание молодых способных  сотрудников;

достижение большей независимости  рынка труда;

адаптация к новым технологиям;

рост социальных качеств  сотрудников и их удовлетворенности  трудом.

Меры по развитию персонала:

сохранение работоспособности;

адаптация персонала к  изменяющимся условиям;

подготовка сотрудников  к выполнению более сложных задач;

организация психологической  помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.

Основные принципы развития персонала:

целостность системы развития, преемственность различных видов  и форм развития персонала;

опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно- технического развития и условий  развития организации;

гибкость различных форм развития, возможность их использования  на отдельных этапах развития;

профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов;

построение системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических  условий его функционирования.

Факторы, влияющие на необходимость  развития персонала в современных  условиях:

серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;

бурное развитие новых  информационных технологий;

системное, комплексное решение  вопросов управления человеческими  ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы  деятельности организации;

необходимость разработки стратегии  и организационной культуры организации;

участие всех линейных руководителей  в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач  организации;

наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным  направлениям развития человеческих ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и цели обучения персонала

 

 

 

Обучение персонала —  это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения  под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

 

При благоприятных обстоятельствах  обучение персонала выполняет важную двойную функцию наилучшего использования  работника и его мотивацию.

 

Важность непрерывного образования  подтверждают следующие основные факторы:

Внедрение новой техники, технологии, производство современных  товаров, рост коммуникационных возможностей;

Мир превращается в рынок  с высоким уровнем конкуренции  между странами. Страны, имеющие  современную систему инженерного  труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции;

Непрерывные и быстрые  изменения в технологии и информатике  требуют непрерывного обучения персонала;

Для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение  новых работников.

 

Цели обучения с точек  зрения работодателя и самого специалиста  существенно отличаются.

Цель обучения с точки  зрения работодателя:

организация и формирование персонала управления;

овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

воспроизводство персонала;

интеграция персонала;

гибкое формирование персонала;

адаптация;

внедрение нововведений.

Цели непрерывного образования  с позиции работника:

поддержание на соответствующем  уровне и повышение профессиональной квалификации;

приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;

развитие способностей в  области планирования и организации  производства.

Оценка потребности в  обучении

 

Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

Виды обучения персонала

 

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

 

Подготовка персонала  — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных  кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью  специальных знаний, умений, навыков  и способов общения.

 

Повышение квалификации персонала  — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в  должности.

 

Переподготовка персонала  — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с  овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

 

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции  обучения квалифицированного персонала:

Концепция специализированного  обучения, ориентированного на сегодняшний  день или ближайшее будущее и  имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок  времени, но с точки зрения работника  способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство  собственного достоинства.

Концепция многопрофильного обучения является эффективной с  экономической точки зрения, так  как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность  работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность  выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим  склонность к научным исследованиям  и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Предметом обучения являются:

знания — получение  теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для  выполнения своих обязанностей на рабочем  месте;

умения — способность  выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем  месте;

навыки — высокая степень  умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую  меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;

способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности — совокупность действий и поступков  индивида в процессе общения с  окружающей действительностью, выработка  характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим  местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Виды и методы обучения персонала

 

Как будет происходить  обучение — на рабочем месте или  с отрывом от работы — определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.

 

Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной  рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и  после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается  как частично производительный работник.

 

Обучение с отрывом  от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения, его  работа начинается с выполнения упражнений. Обучение с отрывом от основной работы может осуществляться в производственных помещениях компании- работодателя, в центре обучения, который посещают работники нескольких различных компаний, или в колледже.

Методы обучения персонала  на рабочем месте

№ п/п 

Методы обучения 

Характерные особенности  метода

 

Направленное приобретение опыта 

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального  обучения, в котором изложены цели обучения

 

Производственный инструктаж 

Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой

 

Смена рабочего места (ротация) 

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической  смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

 

Использование работников в  качестве ассистентов, стажеров 

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего  и качественно иного порядка  задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

 

Наставничество 

Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник  обеспечивает непрерывную, беспристрастную  обратную связь и периодически проверяет  уровень исполнения работы наставляемых. Применение метода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то неправильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении такого положения вещей. Метод может практиковаться как систематический

 

Подготовка в

 

проектных

 

группах 

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных  группах, создаваемых на предприятии  для разработки крупных, ограниченных сроком задач

 

 

Некоторые формы обучения возможны только на рабочем месте, например, ротация операций, натаскивание (репетиторство) и обучение таким видам работ, которые редко требуются в  ходе производственного процесса, и  поэтому нет надобности специально обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. Напротив, теоретическая подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях; обучающийся должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного места работы.

 

Методы профессионального  обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

Методы обучения персонала  вне рабочего места

№ п/п 

Методы обучения 

Характерные особенности  метода

 

Чтение лекций 

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта

 

Программированные курсы  обучения 

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических  знаний

 

Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством 

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает  логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных  ситуациях

 

Метод обучения руководящих  кадров, основанный на самостоятельном  решении конкретных задач из производственной практики 

Моделирование организационной  проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить  теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку  информации, конструктивно-критическое  мышление, развитие творчества в процессах  принятия решений

Информация о работе Лекции по "Бизнесу"