Диаграмма Исикавы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:03, контрольная работа

Краткое описание

Причинно-следственные диаграммы (известны в миру как диаграммы Исикавы, рыбий скелет, дерево проблем, карта процесса») являются одним из примеров логического моделирования. Диаграммы используются в различных случаях для решения задач менеджмента и маркетинга. В частности, декомпозиции целей, выявления факторов влияющих на результат и др.
Традиционный способ составления таких диаграмм приводит к диаграмме внешне похожей на рыбий скелет. Основные принципы построения такой диаграммы иллюстрируются на рисунке.

Файлы: 1 файл

Диаграммы К.docx

— 74.95 Кб (Скачать)

Диаграммы К. Исикавы

Написал admin

апреля 16, 2009

Причинно-следственные диаграммы (известны в миру как диаграммы Исикавы, рыбий скелет, дерево проблем, карта процесса») являются одним из примеров логического моделирования. Диаграммы используются в различных случаях для решения задач менеджмента и маркетинга. В частности, декомпозиции целей, выявления факторов влияющих на результат и др.

Традиционный  способ составления таких диаграмм приводит к диаграмме внешне похожей  на рыбий скелет. Основные принципы построения такой диаграммы иллюстрируются на рисунке. 

На практике используются два способа построения: 
1). Анализ рассеивания. Анализируемая проблема изображена справа, у острия большой стрелки. Категории возможных причин представляются в виде ветвей, похожих на кости рыбьего скелета. Для каждой категории выявляются все возможные причины. 
2). Перечень причин. Возможные причины выявляются методом мозгового штурма и включаются в список в порядке поступления. Затем все эти причины разбиваются на категории и наносятся на схему. Конечный вид схемы получается одним и тем же вне зависимости от выбранного способа.

Диаграмму причин и результатов, вообще говоря, можно  построить в одиночку. Однако лучшие результаты получаются, если в процессе построения участвует группа людей. Последовательность действий следующая: 
1).Формирование группы людей, обладающих требуемыми знаниями в области, 
подлежащей изучению. Очень важный этап. Результата не будет, если «пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник!». 
2). Подготовьте шаблон диаграммы большого формата типа приведенного выше рисунка, но большого формата (лист А2 и более, доска). 
3). Сформулируйте описание проблемы, причины возникновения которой, предстоит найти. Такой проблемой может быть все что угодно. Важно, что бы эта проблема была четко обозначена и однозначно понималась всеми участниками группы. Напишите её на Вашем шаблоне. 
4). Выявите категории возможных причин возникновения рассматриваемой проблемы. Нанесите обозначения категорий около ветвей, выходящих из основной стрелки (смотри рисунок). Трудно дать обобщенный перечень возможных категорий. Тут начинается творчество. Однако можно предложить некоторые примеры для различных случаев.

Для физических процессов такими категориями могут  быть: люди; машины и оборудование; материалы; методы; измерение; окружающая среда: культура, организационная структура, физическое окружение и т.д.

Для проблем  в управлении в качестве категорий  можно использовать так называемые внутренние переменные:  цели, структура, задачи, технология, люди.

5). Для каждой категории методом мозгового штурма постарайтесь выявить все возможные причины и сразу обозначайте их на соответствующей ветви диаграммы. Используйте краткие описания и обозначения. Рассматриваете главные категории по очереди, но одновременно делайте пометки относительно других категорий, если они придут в голову по ходу дела. Причины, относящиеся к нескольким категориям, отмечайте везде, где надо. Эта работа может потребовать несколько раз перечертить схему после того, как очередная ее версия готова. 
6). Проанализируйте идентифицированные причины, выделите самые важные из них. Именно эти причины и являются главным результатом работы. Следующим этапом будет подготовка плана мероприятий по устранению причин.

Диаграммы К.Исикавы 2

Написал admin

октября 20, 2009

Некоторое время  тому назад была опубликована методика построения диаграммы Исикавы (Ишикавы), подпольная кличка “рыбий скелет” или “рыбья кость”. Посмотреть методику можно по данной ссылке “Диаграммы К. Исикавы”. После этой публикации мне поступали просьбы опубликовать примеры построения диаграммы. Выполняю эту просьбу.

Моя коллега, очень  хорошая знакомая, Галина Борисовна, любезно разрешила использовать для демонстрации результаты своего труда. За что ей низкий поклон. Для  ясности некоторые пояснения. Построение диаграммы осуществлялось в рамках совершенствования деятельности некого Инжинирингового Центра на основе процессного  и проектного управления. Ниже цитирую  Галину Борисовну:

Цитата:Следующим шагом проведения анализа результатов исследования будет построение причинно-следственной диаграмма Ишикавы. Она может быть построена индивидуально или в результате проведения «мозгового штурма» специально созданной командой. Мы построили эту диаграмму, используя все выводы и идеи, полученные в результате проведения первичных и вторичных исследований. Как правило, такие идеи группируются по категориям, известным под названием «шесть М» – методы, технологии (Methods), рабочая сила (Manpower), машины, механизмы (Machines), материалы (Materials), измерения, контроль (Measurements) и мать-природа или окружающая среда (Mother Nature). Затем в разрезе этих категорий строится причинно-следственная диаграмма, где в направлении главной стрелки отражается решаемая проблема, а в направлениях боковых стрелок отражаются причины, сгруппированные по категориям.

Применительно к решаемой задаче – определение  причин снижения конкурентоспособности продукции предприятия в разрезе управления предприятием, мы в качестве приоритетных направлений (в соответствие с графиком Парето) выбрали – «Процессный подход к управлению» (аналог «технология» работы) и «Проектный подход к управлению» (аналог «механизм» работы). В виде остальных «основных костей» управления выбраны соответственно «Организационная структура» (аналог «контроль» по иерархии), «Менеджмент» (аналог «материалы», т.е. то из чего создается продукт, в нашем случае – управленческие решения), «Сотрудники» (аналог «рабочая сила») и «Внешняя среда». На рисунке ниже представлена диаграмма причин и следствий. 
 
Определим корневые причины по каждому из основных направлений. В результате у нас получится: на снижение конкурентоспособности продукции в отношении процессного подхода к управлению влияет некомпетентность менеджеров и формальное внедрение ИСО 9001-2000, а в отношении проектного подхода к управлению – отсутствие регламента управления изменениями и тот факт, что обучение ГИПов стандарту управления проектами PMI PMBOK не было закреплено на практике. В отношении других основных, но менее приоритетных проблем в качестве корневых причин выступают в большей степени – отсутствие программ мотивации и программ обучения персонала и опять таки – некомпетентность менеджеров. Конец цитаты.

Присылайте свои работы, возможно кому то это поможет.

Информация о работе Диаграмма Исикавы