Бизнес-план организации коллекторского агенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время хуже всего обстоят дела именно в регионах России. С одной стороны, имеется высокий потенциальный спрос на услуги коллекторских агентств, т.к. банки в регионах столкнулись с проблемой массового невозврата задолженности по потребительским кредитам. С другой стороны, услуги региональных организаций по возврату таких задолженностей практически не предлагаются. В связи с этим, у компании, которая первой предложит на рынок качественную услугу в своем регионе, есть все вероятные шансы стать лидером этой отрасли.

Файлы: 1 файл

Бизнес-план.docx

— 91.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • БИЗНЕС – ПЛАН
  •  

    ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТОРСКОГО АГЕНТСТВА

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Кемерово, 2015

     

    Резюме

     

    В настоящее время в России сложились уникальные условия для организации перспективного вида бизнеса: агентств по сбору просроченной задолженности от юридических и физических лиц (далее именуемые коллекторскими агентствами). Объемы банковского кредитования с каждым годом стремительно растут. Количество товарных кредитов, выдаваемых крупными оптовыми организациями, так же увеличивается. Однако, все держатели кредитных портфелей сталкиваются с проблемой просрочки и невозвращения долгов. С такой непростой задачей сбора денег с недобросовестных клиентов участники рынка справляются по-разному. Остановимся на наиболее показательном примере кредитных организаций, как самых передовых структур, старающихся использовать все современные достижения в сфере технологии и управления.

    Зачастую, банки выстраивают кредитную политику, закладывая невозврат в процентную ставку и скрытую комиссию по вновь выдаваемым кредитам, возлагая тем самым свои риски на плечи добросовестных плательщиков - подобный способ не может не приводить к росту ставок и понижению конкурентоспособности на рынке розничных банковских услуг. Другие кредитные организации распределяют колоссальную нагрузку по сбору задолженности (коллекторство) на штатных сотрудников, что непременно требует значительных инвестиций в непрофильную деятельность (специальное программное обеспечение, поиск, обучение, наем персонала) и косвенно приводит к снижению лояльности к банку-сутяжнику, который вместо того, чтобы давать деньги, выколачивает долги. Третьи отдают функцию на аутсорсинг в специализированные коллекторские (долговые) фирмы, которые работая "на результат", более мотивированы в отличие от сотрудников банков.

    По данным ЦБ, в 2014 просроченная задолженность по кредитам, выданным населению, увеличилась с 13,3 % до 16,1 %. Достоверность этих данных, впрочем, вызывает сомнение даже у самого регулятора. Например, один из лидеров потребительского кредитования - банк «Хоум Кредит энд Финанс» показал в своей отчетности убытки по итогам второго полугодия 2014 года в размере 4,2 млрд. руб. И дело не в том, что банк вел более рисковую политику, чем его конкуренты. Просто он, возможно, оказался самым искренним. Общий объём невозвращённых потребительских кредитов по официальным данным за прошлый год превысил 6 млрд. долларов, а по независимым экспертным оценкам он как минимум в несколько раз больше. Количество кредитов, которые так и не были возвращены, увеличилось в минувшем году на 70%. Рост объёма выданных кредитов происходит за счёт увеличения числа наиболее высокорисковых операций - кредитования физических лиц.

    Обратите внимание - это только банковские просрочки, а как оценить объём невозвращённых долгов в различных сферах бизнеса, где компании из-за растущей конкуренции вынуждены предоставлять отсрочку оплаты за свои товары и услуги или в комплексе жилищно-коммунального хозяйства с их объёмами неплатежей. Всё это - потенциальные клиенты коллекторских агентств. Таким образом, поле деятельности в данной области представляется необъятным.                                                                                                                                                    

    В настоящее время хуже всего обстоят дела именно в регионах России. С одной стороны, имеется высокий потенциальный спрос на услуги коллекторских агентств, т.к. банки в регионах столкнулись с проблемой массового невозврата задолженности по потребительским кредитам. С другой   стороны, услуги региональных организаций по возврату таких задолженностей практически не предлагаются. В связи с этим, у компании, которая первой предложит на рынок качественную услугу в своем регионе, есть все вероятные шансы стать лидером этой отрасли.

    В общем, подводя итог, можно сказать, что мы находимся в начале большого пути с огромным полем деятельности и перспективой превращения российского коллекторского бизнеса в индустрию с миллиардными оборотами.

     

     

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.  Описание проекта

     

    Реализация проекта – создание коллекторского агентства, которое представляет собой комплекс средств и методов законного давления на неплательщиков, конечным итогом которого выступает полное погашение существующей задолженности.

    Организация работы по сбору задолженности начинается с изучения истории должника – физического, юридического лица (анализа кредитной истории, финансовой отчетности, причин невозврата долга). На следующем этапе происходит формирование персонального дела должника путем анализа всей существующей информации, что позволяет правильно выбрать манеру общения с учетом возрастных, культурных, профессиональных, имущественных и иных факторов на стадии досудебного урегулирования, а на стадии исполнительного производства дает приставу-исполнителю необходимые фактические данные.

    Далее информация передается в call-центр, где устанавливается тип неплательщика и применяется в соответствии с этим типом определенная стратегию возврата долга. Эту стадию можно назвать просветительско-профилактической. Также на этой стадии выделяются те заемщики, которые требуют к себе «повышенного внимания» (например, предусматриваются систематические встречи с самим должником, с целью урегулирования сложившейся ситуации, разъяснения юристом правовых вопросов). В случае начала исполнительного производства готовятся все необходимые документы для передачи в суд, с целью принудительного взыскания просроченной задолженности. 

    Несмотря на то что, в настоящее время отсутствуют специальные нормативно - правовые акты, регулирующее коллекторский бизнес, все методы работы коллекторов основаны на нормах действующего законодательства Российский Федерации.

    Заинтересованность создания коллекторского бизнеса в настоящее время может быть обусловлена следующими принципами:

    • С принятием закона, регулирующего коллекторский бизнес существенно ужесточатся требования к организации коллекторских компаний, в частности, требование к минимальному размеру уставного капитала и пр.;
    • Возможность выхода на региональный рынок;
    • Освоение других направлений коллекторского бизнеса, не связанных напрямую с банковскими кредитами (предметом деятельности коллекторского агентства могут быть любые несвоевременные платежи за товары или услуги, предоставленные в кредит или оплаченные частично с рассрочкой платежа);
    • Высокая рентабельность (в среднем коллекторские агентства зарабатывают 25 - 30% от суммы возвращенной задолженности).

     

     

     

    2. Описание услуги

     

    Схема «Основные виды деятельности коллекторского агентства».

     


     


     


     


     

     

     

     

     

    1.  Услуги банкам:

    1.1. Call–центр    

    • Анализ правовой ситуации и платежеспособности должника;
    • Услуги call-центра агентства (по желанию Банка): обзвон должников и предупреждение о необходимости в кратчайшие сроки погасить задолженность, информирование о неблагоприятных для должника последствиях неисполнения указанного обязательства;  
    • Отправление в адрес должников уведомлений о дефолте (наступлении случая досрочного истребования задолженности);  
    • Личное общение с должниками и (или) их доверенными лицами по месту их жительства, а также общение с работодателями должников.

     

    1.2. Судопроизводство                                                                                                                                            

    Сопровождение в гражданском судопроизводстве:

    • Как правило, в приказном (упрощенном) порядке, предусматривающем получение исполнительного документа в относительно короткие сроки (зависящие в основном от надлежащей работы почты) и без судебного разбирательства по существу;
    • Исковое производство необходимое в частности, в случаях обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество.

     

    1.3. Исполнительное производство

      На этапе исполнительного производства, агентство будет предъявлять исполнительные документы (судебного приказа, исполнительного листа) в подразделения ФССП для производства принудительного взыскания суммы долга. Специалисты агентства будут осуществлять контроль заходом исполнительного производства, предпринимать меры к его форсированию (обнаружение и изъятие предметов залога, самостоятельная сдача - получение документов, совместный с судебным приставом - исполнителем выезд по его месту регистрации (жительства, месту нахождения имущества должника).

     

    1.4. Уголовное производство

    Уголовное производство направленно на привлечение к уголовной ответственности недобросовестных заемщиков, в частности, сообщивших Банку недостоверные сведения о себе при получении кредита. Сотрудники агентства будут производить подготовку доказательной базы, подадут заявления о преступлении в правоохранительные органы, примут участие в следственных действиях, обжалуют действия, решения правоохранительных органов, примут участие в уголовном процессе на стороне потерпевшего.

     

    2.  Услуги коммерческим организациям:

    2.1. Арбитраж

    Одним из основных направлений деятельности агентства будет являться представление интересов клиента в судах Российской Федерации, в том числе в системе федеральных арбитражных судов. Взаимодействия агентства с клиентом будут строиться следующим образом:

    • Юридическая экспертиза специалистами агентства представленных клиентом документов, по результатам которой будет дана первоначальная оценка перспектив судебного спора;
    • Представление и изучение дополнительных документов;
    • Повторная оценка перспектив спора;
    • Принятие клиентом, с учетом оценки судебных перспектив, решения о целесообразности инициирования судебного разбирательства;
    • Заключение договора на оказание юридических услуг, выдача специалистам агентства соответствующих доверенностей;

     

    2.2. Взыскание долгов

    Кроме использования общепринятых методов, будут применяться методы медиации – это такая форма разрешения спора предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны (медиатора), авторитетной для всех участников спора.

     

    2.3. Банкротство

    Этот способ взыскания задолженности имеет много нюансов и подводных камней. Эта процедура следует, как правило, за исполнительным производством и зачастую бывает последней возможностью вернуть долг. Обслуживая этот процесс, агентство будет оказывать следующие услуги:

    • Комплексную подготовку документальной базы для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
    • Консультации по вопросу привлечения саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
    • Представление интересов заказчика в комитете кредиторов;
    • Проведение экспертизы о наличии или отсутствии признаков преднамеренного банкротства;
    • Анализ и оценка структуры баланса должника;
    • Выявление возможностей восстановления платежеспособности должника.

    3. Услуги физическим лицам (гражданам):

    3.1. Взыскание  долгов по договорам займа

    • Юридическая экспертиза документов, подтверждающих право требования, оценка перспективности взыскания задолженности;
    • Сбор необходимой для работы информации о должнике;
    • Выезд, встреча и ведение переговоров с должником;
    • Урегулирование задолженности во внесудебном порядке;
    • Участие квалифицированных юристов в судебных заседаниях;
    • Сопровождение исполнительного производства;
    • Продажа (уступка) прав требования к должникам.

     

    4. Финансирование  под уступку права требования (факторинг)

    По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Анализ рынка

     

    Маркетинговые исследования свидетельствуют о первичном формировании рынка данных услуг. Это вызвано следующими обстоятельствами:

    • Востребованностью предлагаемой услуги;
    • Отсутствием достаточного количества коллекторских агентств на рынке услуг;
    • С возрастанием неплатежей по кредиторским задолженностям, как среди юридических, так и физических лиц;
    • Отсутствием необходимой инфраструктуры в регионах страны;

     

    В ходе маркетингового исследования анализировались следующие аспекты:

     

    1. Анализ динамики количества клиентов коллекторских агентств за 2011-2014 гг. (рис. 1)

    Информация о работе Бизнес-план организации коллекторского агенства