Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:44, контрольная работа
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Технология подготовки учащихся к написанию эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Особенности эссе, как литературного жанра
особенности объема | как правило, это небольшая работа |
индивидуальность работы | субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему |
особенности стиля | образность, афористичность, разговорные интонации и лексика |
особенности композиции | композиция
свободна, однако, это не предполагает
ее полное отсутствие;
последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению |
Можно заметить, что не зависимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:
- вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);
- основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);
-
заключение (обобщения и
В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление | Основная часть | Заключение |
Для меня эта фраза является ключом к пониманию… | Во-первых,…Во-вторых,… В-третьих,… |
Таким образом,… |
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… | Рассмотрим
несколько подходов…
Например,… |
Подведем общий итог рассуждению… |
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… | Проиллюстрируем
это положение следующим |
Итак,… |
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… | Для
полемического эссе:
С одной стороны,…С другой стороны, … |
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания… |
Для выдвижения
аргументов в основной части эссе
можно воспользоваться, так называемой,
ПОПС-формулой:
П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…; О – Объяснение – Потому что…; П – Пример, иллюстрация – Например,…; С – Суждение (итоговое) – Таким образом,... |
||
… | … | … |
Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков») полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.
Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:
- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите
ту, которая будет отвечать
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
- распределите
подобранные аргументы и/или
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.
НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. В историческом образовании не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3. При
выдвижении собственной
а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
б) способность
понимания, оценки и установления связи
между ключевыми моментами
в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
г) умение понимать аналитические подходы и модели;
д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
4. Выигрывают
те работы, которые написаны коротко,
четко и ясно.
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия
структурированности в
3.Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4.Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком
обширной описательной части,
не подкрепленной
7. Изложения
других точек зрения без
8. Повторов
без необходимости.
Сделаем последние замечания, касающиеся устной презентации и защиты авторского эссе. Выделим те моменты, на которые, в первую очередь, обращают внимание члены жюри и зрители (слушатели):