Инстинкт и научение животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:26, реферат

Краткое описание

История концепции инстинкта сложным образом переплетается с концепцией произвольного поведения и нашей ответственностью за свои действия. Платон и большинство древнегреческих философов рассматривали поведение человека как результат рациональных и произвольных процессов, когда индивидуумы свободны в выборе любого пути действия, который диктует их разум. Этот подход, названный рационализмом, существует и по сей день.

Файлы: 1 файл

Инстинкт и научение в поведении насекомых - копия (2).docx

— 46.10 Кб (Скачать)
Бейтсон полагает, что  для того, чтобы птица могла  распознать своего родственника, она  должна научиться узнавать своих  семейных собратьев не сразу после  рождения, а только тогда, когда они  приобретут признаки молодого животного, и это обеспечит надежное опознавание  их облика, когда они станут взрослыми. На рис. 9 представлены примеры изменения  с возрастом внешнего облика утенка кряквы, цыпленка японского перепела и цыпленка домашней курицы; скорость изменения экстерьера у разных видов  этих птиц различна. Период полового импринтирования  у кряквы начинается примерно на четвертой  неделе жизни утенка и продолжается около месяца; он совпадает со временем, когда утенок начинает принимать  облик взрослого животного. У  перепела половое импринтирование  происходит в первые несколько недель после вылупления, и через три  недели оперение цыпленка становится таким же, как у взрослого. Напротив, у цыпленка домашней курицы взрослое оперение появляется намного позже, и чувствительный период для полового импринтирования продолжается у  него от пятой до шестой недели жизни.
Бейтсон полагает, что  начало полового импринтирования связано  по времени с развитием у птицы  взрослого оперения, благодаря чему создается хорошая возможность  ознакомиться с внешним обликом  семейных собратьев. В своих экспериментах  Бейтсон обнаружил, что японские перепела предпочитают спариваться  с теми птицами, которые по окраске  оперения очень мало отличаются от их родителей. Если воспитанным в  группе коричневым самцам предоставляется  выбор партнерш из коричневых и мутантных  белых самок, то они, как правило, стараются спариваться с коричневыми  самками. Однако если можно было выбрать  между чужой коричневой самкой и  знакомой самкой, с которой они  вместе воспитывались, самцы предпочитали чужую. Точно так же существуют определенные данные о том, что особи малого лебедя стараются не спариваться с близкими родственниками. Эти лебеди различают характерный рисунок на клюве лебедя, и у членов одной и той же семьи эти черты, как правило, очень похожи. У спаривающихся партнеров характерные рисунки на клювах различаются гораздо больше, чем это можно было бы объяснить простой случайностью; по-видимому, молодые птицы избегают близкородственного скрещивания, выбирая таких половых партнеров, которые по рисунку на клюве отличаются от своих семейных собратьев.
Некоторые исследователи  высказывали предположение, что  люди стараются выбирать себе таких  супругов, которые были бы с социальной, психологической и физической точек  зрения похожими на них самих. Вместе с тем существуют определенные данные, свидетельствующие и о том, что  если будущие супруги проводят вместе свое раннее детство, то брак их оказывается  неблагополучным. Результаты исследования тайванских браков по договоренности и израильских киббутцев показали, что у людей, которые воспитывались  в детстве вместе, отсутствует  половое влечение друг к другу. В  тайванских браках по договоренности невеста, еще будучи маленьким ребенком, удочеряется семьей своего будущего мужа. Во многих киббутцах дети с  самого рождения растут и воспитываются  в группах, состоящих из детей  одного возраста. В обоих этих случаях  происходит определенное социальное давление на обязательное заключение браков, которые, однако, редко бывают благополучными. Хотя такие человеческие взаимоотношения  осложнены социальными обычаями и табу, здесь можно видеть и  существенные доказательства определенного  биологического воздействия негативного  импринтирования.

Информация о работе Инстинкт и научение животных