Цикл индивидуального развития организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Индивидуальное развитие организмов или онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.

Оглавление

1.Введение.
2.Основная часть.
2.1.Исторические сведения.
2.2.Индивидуальное развитие организмов.
2.3. Эмбриональный период.
2.3.1.Дробление.
2.3.2. Гаструляция.
2.3.3.Органогенез.
3.Заключение.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

биология.docx

— 75.14 Кб (Скачать)

  На  стадии двух зародышевых листков  заканчивается развитие губок и  кишечнополостных. У всех остальных  животных образуется третий – средний  зародышевый листок, расположенный  между эктодермой и энтодермой. Он называется мезодермой.

  После гаструляции начинается следующий  этап в развитии зародыша – дифференцировка  зародышевых листков и закладка органов (органогенез). Вначале происходит формирование осевых органов – нервной  системы, хорды и пищеварительной  трубки. Стадия, на которой осуществляется закладка осевых органов, называется неирулой.

  Нервная система у позвоночных формируется  из эктодермы в виде нервной трубки. У хордовых первоначально она  имеет вид нервной пластинки. Эта пластинка растет интенсивнее  всех остальных участков эктодермы  и затем прогибается, образуя  желобок. Края желобка смыкаются, возникает  нервная трубка, которая тянется  от переднего конца к заднему. На переднем конце трубки затем формируется  головной мозг. Одновременно с образованием нервной трубки происходит формирование хорды. Хордальный материал энтодермы  выгибается, так что хорда выделяется из общей пластинки и превращается в обособленный тяж в виде сплошного  цилиндра. Нервная трубка, кишечник и хорда образуют комплекс осевых органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела. Впоследствии хорда у позвоночных животных замещается позвоночником, и только у некоторых низших позвоночных  ее остатки сохраняются между  позвонками даже во взрослом состоянии.

  Одновременно  с образованием хорды происходит обособление третьего зародышевого листка – мезодермы. Способов образования  мезодермы несколько. У ланцетника, например, мезодерма, как и все  основные органы, образуется вследствие усиленного деления клеток с двух сторон первичной кишки. В результате

  10

  образуются  два энтодермальных кармана. Эти карманы увеличиваются, заполняя собой первичную полость тела, края их отрываются от энтодермы и смыкаются между собой, образуя две трубки, состоящие из отдельных сегментов, или сомитов. Это и есть третий зародышевый листок – мезодерма. В середине трубок находится вторичная полость тела, или целом.

  2.3.3.Органогенез.

  Дальнейшая  дифференцировка клеток каждого  зародышевого листка приводит к образованию  тканей (гистогенез) и формированию органов (органогенез). Кроме нервной  системы из эктодермы развивается  наружный покров кожи – эпидермис, и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д.

  Из  энтодермы развиваются эпителиальные  ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную  железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

  Производными  мезодермы являются соединительнотканная основа кожи (дерма), вся собственно соединительная ткань, кости скелета, хрящи, кровеносная и лимфатическая  системы, дентин зубов, брыжейка, почки, половые железы, мускулатура.

  Зародыш животных развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и органы находятся в  тесном взаимодействии. При этом один зачаток оказывает влияние на другой, в значительной мере определяя  путь его развития. Кроме того, на темпы роста и развития зародыша оказывают влияние внешние и  внутренние условия.

  Эмбриональное развитие организмов протекает по-разному  у разных типов животных, но во всех случаях необходимая связь зародыша со средой обеспечивается

  11

  специальными  внезародышевыми органами, функционирующими временно и называемыми провизорными. Примерами таких временных органов  являются желточный мешок у личинок  рыб, плацента у млекопитающих.

  Развитие  зародышей высших позвоночных животных, в том числе и человека, на ранних стадиях развития весьма похоже на развитие ланцетника, но у них, уже  начиная со стадии бластулы, наблюдается  появление специальных зародышевых  органов – дополнительных зародышевых  оболочек (хориона, амниона и аллантоиса), обеспечивающих защиту развивающегося зародыша от высыхания и различного рода воздействий среды.

  Наружная  часть сферического образования, развивающегося вокруг бластулы, называется хорионом. Эта оболочка покрыта ворсинками. У плацентарных млекопитающих хорион вместе со слизистой оболочкой матки  образует детское место, или плаценту, обеспечивающую связь плода с  материнским организмом.

  Рис. 2. Схема зародышевых оболочек: 1 – зародыш; 2 – амнион и его полость (3), заполненная амниотической жидкостью; 4 – хорион с ворсинками, образующими детское место (5); 6 – пупочный или желточный пузырь; 7 – аллантоис; 8 – пуповина. 
 
 

  12

  Второй  зародышевой оболочкой является амнион (лат. amnion – околозародышевый пузырь). Так в древности называли чашу, в которую сливали кровь  животных, приносимых в жертву богам. Амнион зародыша заполнен жидкостью.

    Амниотическая жидкость – водный раствор белков, Сахаров, минеральных солей, содержащий также гормоны. Количество этой жидкости у шестимесячного зародыша человека достигает 2 л, а к моменту родов – 1 л. Стенка амниотической оболочки – производное экто- и мезодермы.

  Аллантоис (лат. alios – колбаса, oidos – вид) –  третья зародышевая оболочка. Это  зачаток мочевого мешка. Появляясь  в виде небольшого мешковидного выроста  на брюшной стенке задней кишки, он выходит через пупочное отверстие  и очень быстро разрастается и  охватывает амнион и желточный мешок. У различных позвоночных животных его функции различны. У пресмыкающихся и птиц в нем накапливаются  продукты жизнедеятельности зародыша до вылупливания из яйца. У зародыша человека он не достигает больших  размеров и исчезает на третьем месяце эмбрионального развития.

  Органогенез завершается в основном к концу  эмбрионального периода развития. Однако дифференцировка и усложнение органов  продолжается и в постэмбриональном  периоде.

  Воздействие факторов окружающей среды на развивающийся  зародыша.

  Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона. В эмбриональном периоде  развитие любого организма зависит  от условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость  проявляется у беспозвоночных животных. Яйца птиц практически изолированы  от окружающей среды, а оптимальную  температуру для зародыша обеспечивают родители при высиживании. У плацентарных млекопитающих «посредником» между  зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион  получает питание, кислород, тепло. Интенсивно делящиеся клетки

  13

зародыша  весьма чувствительны к неблагоприятным  воздействиям, которые могут привести к различным нарушениям в формирующемся  организме. Опаснее всего воздействие  химических веществ, способных проникать  через плаценту в эмбрион. В частности, к таким веществам относятся  алкоголь и никотин. Родившийся у  курящей или пьющей матери ребенок  может быть абсолютно нормальным внешне, но все равно будут повреждены его нервная и эндокринная  системы. Более того, ребенок рождается  с алкогольной или никотиновой  зависимостью использование снотворного  талидомида в Западной Европе в 50-е  годы привело к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые  принимали патентованное снотворное; недостаток витаминов группы В может  стать причиной ряда морфологических  уродств, в том числе и внутренних органов (сердца, печени). Антибиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12-й день беременности у всех зародышей сформировалась волчья пасть; шумовой стресс у беременных крыс приводит к нарушению формирования скелета и ряду других дефектов у  плодов; причиной уродств являются токсины паразитов.

  У развивающегося зародыша (особенно у  человеческого) есть периоды, называемые критическими, когда он наиболее чувствителен к повреждающему воздействию  факторов среды. Это период имплантации  на 6–7 сутки после оплодотворения, период плацентации – конец второй недели и период родов. В эти периоды  происходит перестройка во всех системах организма.

  Развитие  организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным  периодом. У разных организмов он имеет  различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).

  Различают два основных типа постэмбрионального развития:

  14

  ·  прямое

  ·  непрямое.

  Прямое  развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери – и связан с ним через плаценту (плацентарные млекопитающие).

  Непрямое  развитие связано с превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии). Например, у лягушки из икринки развивается личинка (головастик), которая по строению, образу жизни и среде обитания резко отличается от взрослых животных. Так, у головастика имеются жабры, орган боковой линии, хвост, двухкамерное сердце, один, как у рыб, круг кровообращения. По достижении личинкой определенного уровня развития происходит ее метаморфоз, в процессе которого вырабатываются признаки взрослого организма. Так головастик превращается в лягушку. Наличие личиночной стадии в развитии земноводных обеспечивает им возможность жить в разной среде я использовать разные источники пищи: головастик живет в воде и питается растительной пищей, а лягушка ведет в основном наземный образ жизни и питается животной пищей. Такое явление наблюдается у многих насекомых. Смена среды обитания и, как следствие, смена образа жизни животного при переходе его от личиночной стадии к взрослому организму снижает интенсивность борьбы за существование внутри вида. Кроме того, у некоторых прикрепленных, малоподвижных или паразитических животных свободноплавающая личинка способствует расселению вида, расширению его ареала.

  15

  3.Заключение.

  Индивидуальное  развитие живых организмов завершается  старением и смертью.

  Продолжительность эмбрионального периода может длиться  от нескольких десятков часов, до нескольких месяцев.

  Продолжительность постэмбрионального периода у разных многоклеточных организмов различна. Например: черепахи – 100–150 лет, грифа  – 117 лет, белуги – 80–100 лет, попугая  – 70–95 лет, слона – 77 лет, гуся – 50–100 лет, человека – 70 лет, крокодила – 60 лет, карпа – 50–100 лет, актинии  – 50–70 лет, филина – 68 лет, носорог  – 45 лет, омар – 50 лет, лошадь – 40 лет, чайка  – 30–45 лет, обезьяна – 35–40 лет, лев  – 35 лет, уж – 30 лет, корова – 20–30 лет, кот – 27 лет, лягушка – 12–20 лет, ласточка – 9 лет, мышь – 3–4 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16

4.Список  использованноой  литературы: 

  1.  Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. Заведений В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. - 624с.
  2. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.
 
  1. Тейлор  Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т.  1 – 3. – М.: Мир, 1996.
 
  1. Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17 
 
 
 
 

Информация о работе Цикл индивидуального развития организма