Строительство дорожной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Цель реферата – рассмотреть особенность римских дорог.
Основные задачи:
1. Изучить историю римских дорог
2. Рассмотреть цель их строительства
3. Описать виды и типы дорог и дорожных сооружений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1.История римских дорог…………………………………………………...4
1.1.Первые стратегические дороги…………………………….…………..4
1.2.Расцвет римских дорог………………………………………………….5
1.3.Планировка дороги…………………………………………….………..5
2.Строительство дороги……………………………………………….……..6
3.Виды римских дорог……………………………………………...………10
3.1.Viae publicae…………………………………………………………….10
3.2.Viae vicinales……………………………………………………………11
3.3.Viae privatae………………………………………………………….…11
4.Строительство дорожной инфраструктуры………………………….…11
Заключение……………………………………………………………..……14
Список литературы………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат по дорогам.docx

— 45.89 Кб (Скачать)

   Содержание   

   Введение………………………………………………………………………3

    1.История римских дорог…………………………………………………...4

     1.1.Первые стратегические дороги…………………………….…………..4

     1.2.Расцвет римских дорог………………………………………………….5

     1.3.Планировка дороги…………………………………………….………..5

     2.Строительство дороги……………………………………………….……..6

    3.Виды римских дорог……………………………………………...………10

     3.1.Viae publicae…………………………………………………………….10

     3.2.Viae vicinales……………………………………………………………11

     3.3.Viae privatae………………………………………………………….…11

     4.Строительство дорожной инфраструктуры………………………….…11

   Заключение……………………………………………………………..……14

   Список  литературы………………………………………………………….16

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   В это нелегко поверить, но еще на закате античности, более полутора тысяч лет назад, можно было пропутешествовать  из Рима в Афины или из Испании  в Египет, практически все время оставаясь на шоссе с твердым покрытием. За семь веков древние римляне опутали весь Средиземноморский мир – территории трех частей света – высококачественной дорожной сетью общей протяженностью в два земных экватора.

   Римские дороги – выдающееся достижение строительного  искусства. Каменная или плиточная  мостовая лежал на особой прочной  подстилке из чередующихся слоев  песка, щебня, мелких камней и глины, укреплялась стоками для ливневых вод. Римляне избегали многочисленных поворотов и крутых подъемов. Не останавливаясь перед проведением больших работ они выпрямляли повороты, пробивали тоннели в возвышенностях, в низинах.

   Прочные, прямые, прекрасно вымощенные, без  крутых подъемов и спусков, римские  дороги опоясали сначала Италию, а  позднее и провинции густой сетью. Из Рима расходился пучок крупнейших дорог, проходящих по всем областям Италии и продолжающихся за ее пределами. Дороги строились главным образом для  передвижения войск, но использовались и в торговых целях. На римском  форуме был поставлен золоченый  столбик, с которого начинался отсчет расстояний в милях главных дорог  Италии. Отсюда родилась поговорка: «Все дороги ведут в Рим».

   Цель  реферата – рассмотреть особенность римских дорог.

   Основные  задачи:

   1.  Изучить историю римских дорог

   2.  Рассмотреть цель их строительства

   3.  Описать виды и типы дорог и дорожных сооружений.  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.История  римских дорог

1.1 Первые стратегические дороги

   В 390 г. до н. э. в результате набега галлов в главе с Бренном Рим был  разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас римлян от капитуляции. Стремление расширить территорию государства и установить гегемонию над Италией привели к тому, что Римская республика, которая постоянно находилась под угрозой нападения извне, приняла решение построить сеть вымощенных дорог, отвечающих её нуждам. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.

   Первая  мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей: она получила название по имени своего создателя Via Appia (Аппиева дорога).

   В конце существования Римской  республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена. Также дорога могла получать название по направлению или по области, через которую проходила. Иногда дороги переименовывались после того, как другой римский деятель ремонтировал её.

   Дороги  мостились только на территории городов  или на подступах к ним (за исключением  полностью вымощенной Via Appia), а в основном покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

   Чаще  всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными  пунктами, что давало возможность  быстро переместиться в необходимое  место.

   Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской  империи между значимыми политическими  и экономическими центрами.

   Изначально  дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном итоге развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После  падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.

   В Римской империи в связи с  развитой сетью транспортных дорог (подразделявшихся на две категории) возникали повсеместно частные  постоялые дворы и заезды.

   Дороги  в Римской цивилизации предназначались  в первую очередь для военных  отрядов, а также для сборщиков  налогов, купцов, отдельных слоев  интеллигенции (художников, архитекторов, врачей, музыкантов и актеров). Существенной принадлежностью этих дорог была сеть «почтовых станций», где путешествующие по государственной надобности могли менять лошадей или мулов, а также получать пищу и ночлег. На этих станциях можно было заказать услуги гида, составить маршрут, получить карту и описание достопримечательностей.

 

 

1.2 Расцвет римских  дорог

   По  мере расширения Империи Рим стал строить подобные дороги и на завоёванных  территориях. Во время расцвета Империи  общая протяжённость римских  дорог составляла, по разным оценкам  историков, от 80 до 300 тыс. км. Купцы быстро проявили интерес к этим путям. В  отличие от других средиземноморских  государств, которые вели в основном морскую и речную торговлю, римляне  начали развивать и сухопутные торговые маршруты. Это позволило им торговать  с жителями Европы, Азии и Африки, что ознаменовало экономическую  экспансию империи. С развитием  торговли возникла специализация в  римских колониях на производстве тех  или иных видов товаров (вина и  масла производились на территории Иберии, злаки в Нумидии, керамические изделия и мясные продукты (копчения, соленья) — в Галлии).

 

 

1.3  Планировка дороги

   После решения о строительстве дороги, римские землемеры (лат. mensor) начинали заниматься разметкой будущих маршрутов. Во время работы они использовали следующие приборы:

   ·  Грома (предок современного угломера) — использовалась для начертания прямых углов. Состоял из крестовины, на четырех концах которых привязывались нитки со свинцовыми грузиками. Этот инструмент позволял проводить перпендикулярные прямые.

   ·  Хоробат — длинная негнущаяся линейка (около 6 м) на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Инструмент использовался для определения уклона в местностях с неровным рельефом.

   ·  Диоптр — треугольный инструмент, к которому подвешивалась нитка со свинцовым грузиком. Использовался для нивелировки дороги.

   В целом римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении  на максимально возможную длину. Они редко проходили по болотистым местностям или в непосредственной близости от рек. Когда водные преграды приходилось пересекать, строители  старались подвести дорогу к броду, или же перекидывали деревянные или  каменные мосты, некоторые из которых  сохранились до сих пор. В пересечённой местности на дорогах уменьшали  уклон для безопасности и удобства передвижения путешественников. Иногда дороги прокладывались по линии равных высот, а потом резко понижались и вновь шли горизонтально. На поворотах дороги становились значительно шире, чтобы едущие навстречу друг другу повозки могли разминуться, не сцепившись между собой колесами или передком.

   После выполнения всех необходимых геодезических  измерений и расчётов землемеры  с помощью специальных вех  начинали размечать будущую дорогу. Вырубался весь кустарник и другая поросль, которая мешала строительству  дороги.

   Дорогу  проектировали инженеры, строили  бесчисленные рабы, плиты вырубали каменотесы, но имен их мы не знаем. Но точно знаем из протоколов заседаний, что в 312 году римский сенат поручил  цензору Аппию Клавдию проложить дорогу от Рима до Капуи, и тот прекрасно справился с порученной ему задачей.

 

2.Строительство  дороги

   Обычно  дорога строилась одновременно на отдельных  участках, отдалённых друг от друга. Этим объясняется небольшие изменения  направления, которые археологи  обнаруживают при изучении древних  дорог. Дороги часто строили солдаты, особенно в мирное время, поэтому  отдельные участки дорог нередко  находились рядом с военными лагерями. Другие отрезки строили рабы, поселенцы, жившие недалеко от дороги, или пленные. Несмотря на распространённое мнение, римские дороги не строились по стандартному плану: чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества, при эксплуатации они поддерживались в лучшем или худшем состоянии  в зависимости от того, где именно проходили.

   Работа  землемеров не выходила за пределы  геодезических измерений и расчётов и расстановки вех вдоль маршрута будущей дороги. Но так как постепенно накапливалось множество данных (расстояния между городами, препятствия  на пути, расположение мостов и бродов и т. п.), начали появляться люди, которые  занимались составлением карт.

   Римские картографы составляли карты на свитках  стандартного размера. На них изображалась местность в несколько искажённом виде, так как законы перспективы  и масштабирование тогда не применялись. Однако римский путешественник мог  найти на такой карте множество  полезной информации о разных дорожных участках и остановках на пути, о  длине отдельных отрезков, о препятствиях или примечательных местах (главных  городах, храмах). Эти карты давали всю ту информацию, которая была необходима древним путешественникам.

   Жители  империи не пользовались в дороге картами, которые хранились в  основном в библиотеках и не имели  широкого хождения. Однако перед поездкой путешественник часто нуждался в  дополнительной информации — как  добраться до пункта назначения, сколько  времени это займёт и т. п. В  этом случае на помощь приходили итинерарии. Изначально это был просто список городов по пути следования. Но постепенно эти справочники усложнились — в них начали рисовать схематичные карты дорог и их ответвлений, но в карты они так и не превратились, так как на них не показывался ландшафт местности.

   Римское правительство время от времени  принимало решение распространить подобные итинерарии среди населения. Первая такая попытка из известных была предпринята Юлием Цезарем и Марком Антонием в 44 г до н. э. Трем греческим географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту было поручено составить такой итинерарий. Выполнение задачи заняло более 25 лет. В результате этой работы около Пантеона была установлена каменная плита, на который выгравировали этот итинерарий. Все желающие могли подойти к нему и сделать с него копию.

   Методы  строительства зависели от местных  топографических условий:

   На  ровной местности выкапывалось небольшое  углубление (после укладки всех слоёв  дорога все равно возвышалась  над почвой).

   На  рельефной местности уровень  дороги повышался за счёт рытья небольших  канав по сторонам от дороги, там  бралась земля для насыпи. Строители  старались либо срыть возвышения, либо, наоборот, «приподнять» дорогу.

   В местах, где грунт оседал, дороги оборудовались специальными подпорками.

   После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые  возможно было добыть в окрестностях.

   ·  Statumen (лат. подпора, устой) — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Они служили фундаментом дороги, также через щели между плитами осуществлялся дренаж.

Информация о работе Строительство дорожной инфраструктуры