Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:43, реферат
На основе применения отходов промышленности возможно развитие производства не только традиционных, но и новых эффективных строительных материалов. Новые материалы обладают комплексом улучшенных технических свойств и в то же время характеризуются наименьшей ресурсоемкостью, как в процессе производства, так и при применении.
Одним из важнейших материальных ресурсов, необходимых для производства строительных материалов, является топливо. В последние годы проблема повышения эффективности использования топлива, его экономного расходования приобрела особую актуальность в связи с ростом его потребления на технологические нужды, увеличением затрат на его добычу.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Харьковский
национальный университет строительства
и архитектуры
Механико-технологический факультет
Кафедра физико-химической механики и технологии
строительных
материалов и изделий
Индивидуальное задание
по учебной дисциплине: «Технология строительных материалов и изделий из отходов промышленности»
на
тему: «Силикатный
кирпич на основе зол
и шлаков ТЭС»
Выполнила : студентка группы Т - 51
Котелевец И.С.
Харьков
- 2011 г
Введение
Бережное и рациональное использование природных ресурсов в настоящее время приобретает особое значение. Решение этой актуальной народнохозяйственной проблемы предполагает разработку эффективных безотходных технологий за счет комплексного использования сырья, что одновременно приводит и к ликвидации огромного экологического ущерба, оказываемого «кладбищами» отходов. Само понятие «отходы производства и потребления» для многих материальных продуктов становится условным. Они превращаются в ценное, порой даже дефицитное сырье.
В
то же время многие отходы промышленности
и городского хозяйства, представляющие
большой практический интерес, остаются
недостаточно востребованными по разным
причинам. В этом плане популяризация
возможных направлений
Наиболее
рациональным направлением утилизации
промышленных отходов является их использование
как техногенного сырья при получении
различного вида продукции и прежде
всего строительного
Так
как строительство потребляет около
трети всей массы продукции материального
производства, материальные ресурсы
составляют более половины всех затрат
на производство строительно-монтажных
работ. Решение проблемы ресурсосбережения
в строительстве возможно при комплексном
использовании технических, организационных,
экономических факторов и ускорении научно-технического
прогресса.
Важнейший
резерв ресурсосбережения в
Использование
промышленных отходов обеспечивает
производство богатым источником дешевого
и часто уже подготовленного
сырья; приводит к экономии капитальных
вложений, предназначенных для
Одно из наиболее перспективных направлений утилизации промышленных отходов — их использование в производстве строительных материалов, что позволяет до 40% удовлетворить потребности в сырье, этой важнейшей отрасли промышленности. Применение отходов промышленности позволяет на 10—30% снизить затраты на изготовление строительных материалов по сравнению с производством их из природного сырья, экономия капитальных вложений при этом составляет 35—50%.
На
основе применения отходов промышленности
возможно развитие производства не только
традиционных, но и новых эффективных
строительных материалов. Новые материалы
обладают комплексом улучшенных технических
свойств и в то же время характеризуются
наименьшей ресурсоемкостью, как в
процессе производства, так и при
применении.
Одним из важнейших материальных ресурсов, необходимых для производства строительных материалов, является топливо. В последние годы проблема повышения эффективности использования топлива, его экономного расходования приобрела особую актуальность в связи с ростом его потребления на технологические нужды, увеличением затрат на его добычу.
На производство неметаллических строительных материалов и конструкций ежегодно расходуется около 50 млн т условного топлива. Для снижения расхода топлива применяют промышленные отходы. В ряде, случаев промышленные отходы можно рассматривать как полуфабрикаты, при получении которых уже затрачен определенный объем топлива. Так, при получении 1 кг металлургических шлаков расходуется более 1260 кДж теплоты, топливных зол и шлаков — 600— 840 кДж. Часть промышленных отходов может содержать значительное количество топливных остатков (например, в золе их содержится иногда до 20—30%).
Масштабы применения промышленных отходов в производстве строительных материалов неуклонно увеличиваются. Некоторые виды отходов, как, например, доменные гранулированные шлаки, пользуются большим спросом в настоящее время и используются полностью. Передовые металлургические предприятия перешли практически на безотвальную работу.
В Украине накоплен положительный опыт создания комбинированных производств. Это производства глинозема, содопродуктов и портландцемента на основе нефелиновых шламов и известняков, легированного чугуна и глиноземистого цемента и др.
Развитие
и совершенствование
К
отходам топливно-
Отходы добычи и обогащения угля. Основными видами твердого топлива являются каменные и бурые угли. При добыче и обогащении углей побочными продуктами служат шахтные и вскрышные породы, отходы углеобогащения.
Шахтные отвальные породы наиболее часто представлены аргиллитами, алевритами, песчаниками, известняками.
Метаморфизированные аргиллиты, алевриты и песчаники обладают высокой плотностью и, как правило, трудно размокают в воде. Их можно отнести к малопластичному или непластичному глинистому сырью.
Для
применения в производстве строительных
материалов наибольший интерес представляют
отходы углеобогащения, характеризуемые
наименьшими колебаниями
В соответствии с типовыми схемами технологического процесса обогащения уголь из шахт после измельчения подвергают гидравлической классификации по крупности, затем обогащают методом гравитации, выделяя концентрат, промышленный продукт и породу (отходы гравитационного обогащения углей). При обезвоживании концентрата выделяют шлам с размером зерен менее 1 мм, который направляют на флотацию. После флотационного обогащения получают концентрат и отходы флотации (хвосты).
В зависимости от способа получения отходов и их класса по крупности содержание угля, а соответственно химический состав и число пластичности изменяются в широких пределах. Наибольшее количество угля (10—30%) находится в отходах флотации. В отходах гравитационного обогащения класса 1—13 мм количество угля может достигать 15%, а в отходах класса 13—150 мм — 4—7%. В отходах угледобычи содержание угля колеблется от 0 до 10%. Весьма важным ограничивающим фактором применения отходов обогащения углей является наличие в них серы. Содержание ее, например, в породах центрального Донбасса достигает 3—4%.
Влажность отходов зависит от способа их получения. Естественная влажность аргиллитов 4—5%. Отходы флотации углей, добываемые из шламонакопителей, имеют влажность 25—30%.
Продуктами обжига пустых пород, сопутствующих месторождениям каменных углей, являются горелые породы. Их разновидностями являются глиежи — глинистые и глинисто-песчаные породы, обожженные в недрах земли при подземных пожарах в угольных пластах, и отвальные перегоревшие шахтные породы.
Залежи природных горелых пород широко распространены в различных регионах. Истинная плотность их составляет 2,4—2,7 г/см3, средняя плотность — 1300—2500 кг/м3, прочность на сжатие — 20—60 МПа. По основным физическим и химическим свойствам они близки к глинам, обожженным при 800—1000 °С. Химико-минералогический состав горелых пород разнообразен, однако общим для них является наличие активного глинозема в виде радикалов дегидратированных глинистых минералов или в виде активных глинозема, кремнезема и железистых соединений. К горелым породам, наряду с природным сырьем, относятся и перегоревшие пустые шахтные породы, содержащие минимальное (менее 5%) количество углистых примесей и минеральную глинисто-песчаную часть, обожженную в той или иной степени.
Породы смешаны с отходами
угля, горючих сланцев, серой и
др. Под действием кислорода
Золошлаковые отходы. При сжигании твердых видов топлива в топках тепловых электростанций образуются зола в виде пылевидных остатков и кусковой шлак, а также золошлаковые смеси. Они являются продуктами высокотемпературной (1200—1700 °С) обработки минеральной части топлива.
В зависимости от температурных условий образование золы и топливных шлаков возможно без плавления, в присутствии расплава и при полном расплавлении исходных компонентов. В первом случае золы и шлаки образуются при сжигании низкокалорийных видов твердого топлива. Получение из расплава характерно для гранулированных топливных шлаков. Наиболее характерно получение топливных зол и шлаков в результате взаимодействия расплава с твердыми фазами.
Образование шлаков и зол первых двух групп происходит обычно в слабоокислительной среде, что способствует окислению органических соединений и сульфидов и присутствию соединений железа в трехвалентном виде. Образование отходов третьей группы происходит в восстановительной среде, что приводит к сохранению сульфидной серы и преобладанию двухвалентных соединений железа.
Топливо
сжигают в слое над колосниковой
решеткой в виде мелких кусков или
при вдувании в пылевидном состоянии.
Золы пылевидного сжигания проходят
высокотемпературную обработку. Они
имеют сравнительно однородный химический
состав и незначительное содержание
несгоревших частиц топлива. Некоторая
часть золы оседает на трубах котла,
поде и стенках топки, но основная
ее масса (зола-унос) уносится с дымовыми
газами, улавливается и скапливается
в бункерах, откуда удаляется потоком
воды или пневмотранспортом. На большинстве
действующих ТЭС применяют
Информация о работе Силикатный кирпич на основе зол и шлаков ТЭС