Проектирование малого города

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:35, контрольная работа

Краткое описание

Малые и средние города, как правило, лишены ряда положительных сторон, связанных с увеличением города, и, в то же время, они в меньшей степени подвержены действию отрицательных условий, вызванных деградацией естественной среды.
Мировой опыт развития и существования малых городов говорит о возможности органического соединения положительных качеств, присущих крупному городу, и качеств поселения, существующего в гармонии с окружающей природной средой.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
I Глава. Характеристика объекта исследования……………………………….4
II Глава. Анализ градостроительной ситуации……………………………….11
III Глава. Прогнозирование использования проектируемого города………21
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ (Автосохраненный).docx

— 664.84 Кб (Скачать)

 Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.

Объектами градостроительного проектирования и исследования являются развивающиеся градостроительные системы разного масштаба и функционального содержания, пространственная организация которых направлена на создание среды общественных процессов.

Градостроительная система — совокупность пространственно организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.

Элемент градостроительной системы — часть такой системы, рассматриваемая как единая, неделимая составляющая. Существуют два подхода к выделению элементов градостроительной системы:

1. По характеру  расположенных на территории  физических объектов:

 

 — зона — территориальный элемент градостроительной системы, характеризуемый размещением на нём однотипных градостроительных или природных компонентов. По функциональному признаку выделяются жилые (селитебные) и производственные зоны. По видам хозяйственного использования — сельского, лесного хозяйства и массового отдыха населения. Выделяются также зоны исторически сложившейся и новой застройки, зоны высокой и низкой плотности населения и др.;

 

 — район — относительно целостная и автономная единица;

 

 — комплекс — территориальная целостность и высокая степень функциональной или композиционной целостности;

2. По назначению  элемента в структуре градостроительной  системы:

 

 — центр (узел) — функциональный или композиционный фокус градостроительной системы. Одновременно — точка концентрации какого-либо признака;

 

 — ось — линейная концентрация, а также функциональные (дорога) и композиционные (река);

 

 — ядро — участок территории с высокой концентрацией признака системы в целом. Ядру системы противостоит периферия;

 

 — сеть — группа объектов точечного или линейного характера, упорядоченно размещённая на рассматриваемой территории (сеть учреждений культурно-бытового обслуживания, транспортная сеть).

Типы планировочной структуры города:

Тип планировочной структуры – это основная стратегия развития  городской застройки в зависимости от  исторического, географического и административного его расположения:

  1. Компактный – все элементы планировочной структуры находятся в одном периметре, доступность от одной функциональной зоны до другой – минимальная. (а)
  2. Расчлененный – возникает при пересечении территории города реками, оврагами и транзитной ЖД.(б)
  3. Рассредоточенный – несколько планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями.(в)

К основным планировочным  элементам города относятся:

  1. Жилые здания и сооружения, объединенные в микрорайоны.
  2. Здания административно-общественных и производственных учреждений.
  3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.
  4. Улицы, мосты, площадки, набережные, туннели.
  5. Промышленные предприятия.
  6. Устройство внешнего транспорта.
  7. Коммунальные предприятия.
  8. Кладбища и крематории.
  9. Искусственные и естественные водоемы.
  10. Санитарно-защитные зоны.

 

Основные нормы и правила проектирования малого города

    Проектирование города – широкая и многообразная творческая деятельность, которая объединяет связанное со строительством и реконструкцией городов законодательное регулирование, народнохозяйственное планирование, инженерное и архитектурно-планировочное проектирование, организацию и производство строительных работ.

В современных условиях отправной точкой  роста и развития малых и средних городов является необходимость существенно повышать качество планировочных, архитектурных и строительных решений, снижать стоимость строительства зданий и сооружений.

Проектирование осуществляет разработку и представление проектных решений по перспективному развитию города (население, градообразующая база, территория), по общей планировочной организации территории, планировке и застройке производственных зон, жилых районов и городского центра, созданию инженерных систем, транспортных сетей и мест массового отдыха, формированию городской архитектурной среды, наделенной качествами идейно-образной содержательности и художественной выразительности. Задача проектирования – выявить проблемы развития и предложить оптимальные способы их снятия в виде соответствующих проектных решений, т.е. поставить цели и найти пути их достижения по всему кругу задач проектирования.

Общие задачи градостроительного проектирования по-особому проявляются и решаются в различных градостроительных условиях. В разных городах возникают свои проблемные планировочные ситуации.

Города по своему народнохозяйственному профилю делятся на промышленные, портовые, курортные, города – железнодорожные узлы, научные центры и т.д.

Важнейшая роль в социальной, функциональной и архитектурно-композиционной  интеграции современного города принадлежит системе взаимосвязанных общественных центров, включающей общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых районов, промышленных районов и зон отдыха, а также общественные центры местного значения (микрорайонные и др.).

Городской центр современного города представляет собой не только высшее звено в системе социально-культурного обслуживания и главный архитектурный ансамбль города. Это – комплексная функциональная зона, в которой реализуются общественно-политическая работа и управление, культура и отдых, транспортные функции (центр – важнейший транспортный узел города).

Виды городских центров:

-административный(политический);

-геометрический;

-исторический(квартальный);

-транспортная развязка(локальный).

Композиционные приемы проектирования городского центра:

  1. Площадь – проектируется в городах, основанных на исторических аспектах, как правила, располагается внутри застройки и имеет правильную геометрическую форму
  2. Набережная – в виде усеченного конуса, либо балконный тип или многоуровневый.
  3. Улица как центр – пешеходные или магистральные.
  4. Мост – может являться центром или связывать два исторических квартала.

Транспортно-планировочная организация города играет большое значение. В ее задачу входят: обеспечение хороших пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между собой; организация этих связей с наименьшими затратами времени и комфортом в пределах социально-нормативных показателей.

К основным средствам решения поставленных задач относятся:

- оптимальное взаимное  расположение всех основных центров  тяготения (функциональных зон) города;

- формирование единой  системы магистральных улиц и  дорог;

- рациональный выбор видов  общественного городского транспорта;

- взаимная согласованность  планировочной организации и  транспортной системы города.

Улично-дорожная сеть – важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс.

Схемы построения уличных сетей:

  1. Радиально-кольцевая – суть данной схемы сводится к тому, то центром города является круг, дороги ведут к центру, тем(а) самым образуя трапециевидные кварталы.
  2. Радиальная.(б)
  3. Лучевая - веерная (в)
  4. Прямоугольная (г)
  5. Комбинированная схема
  6. Свободная схема

Одну из главных функциональных частей города составляет его селитебная зона – территория, на которой размещаются жилые районы, общественные центры, парки и другие элементы города. Данная зона располагается в одной или нескольких частях города.

Под производственной зоной города следует понимать всю совокупность промышленных предприятий, научно-производственных организаций и учреждений, опытные производства и проектные организации. Производственная зона может занимать одну или несколько разных частей города, но во всех случаях должна формироваться как единая территориально-планировочная система на основе градостроительных и технологических требований к размещению и функционированию предприятий и объемов, входящих в состав производственной зоны.

Вопросы формирования производственной зоны города относятся к стадии проектирования генерального плана города и детализируются в последующем детальном проектировании.

Градостроительные требования к размещению промышленности:

- эффективность использования  территории;

- экологическая защита  среды;

- грузооборот промышленных  предприятий.

Функциональное зонирование территории производственной зоны

  1. Продольное (а);
  2. Поперечное (б);
  3. Центровое (в);
  4. Многорядное (г);
  5. Линейное (д).

 

 

 

 

Неотъемлемой частью города является – озеленение. Система зеленых насаждений наряду с другими композиционными средствами обусловливает единство планировочной структуры города.

Правильно организованная и продуманно спроектированная система озеленения территорий города создает для населения то здоровое природное окружение, которое приближает условия жизни в городах к более здоровым, «естественным» условиям жизни в сельской местности. Велико значение зеленых насаждений и как декоративного и эстетического фактора. Деревья, кустарники, цветы украшают улицы, площади, жилые районы, органически дополняя архитектуру зданий и сооружений, помогая формировать привлекательный внешний облик и своеобразие малых городов.

Сложная, многосторонняя по своему содержанию работа по составлению проектов планировки и застройки малых городов, а также научные исследования в этой области проводятся при тесном сотрудничестве архитекторов-градостроителей со специалистами ряда других профессий – экономистами, социологами, специалистами по окружающей среде, инженерами разных направлений и многими другими. Только такое тесное сотрудничество со специалистами смежных профессий позволяет всесторонне, комплексно решать важнейшую задачу организации структуры города в соответствии с материальными и культурными потребностями населения.

 

Градостроительный стиль

Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее кризисные стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца 16в. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В Маньеризме усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи. Одним из самых необычных примеров искусства маньеризма древности можно назвать рельеф храма Бела в Пальмире (32г. н.э.) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить только подчинением изображения орнаментальным задачам, скорее здесь отражается общий кризис искусства эллинизма. Маньеризм всегда свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Впервые после ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Этот путь неизбежен для эволюции форм любого художественного стиля, но величайшая по своим художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм. Нарушение классической гармонии сопровождалось и поисками новых, иных способов организации отдельных изобразительных элементов. Эта тенденция получила в итальянском искусстве название “форцато” (итал. Forzato – принужденный, насильственный). Она заключалась в гиперболизме, выражении чрезмерного, крайне напряженного действия, движения, никак не мотивированного содержанием: сюжетом, темой, идеей изображения. Отсюда странная, непонятная для воспитанного на классическом искусстве зрителя, дисгармония форм, деформация фигур, кажущихся в картинах маньеристов надуманными, жеманными и даже уродливыми. Однако за всем этим стоят определенные исторические закономерности, придающие искусству Маньеризма вполне “законный статус” художественного стиля. Маньеризм проявился в произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов. Разрушение строгой, логичной связи элементов ордера, присущей классической системе, можно было бы назвать эклектичным и нехудожественным, если бы не новые, пусть и алогичные, композиционные принципы, которые заключались, прежде всего, в смене тектонического формообразования пластическим. Особое течение в искусстве архитектурного маньеризма представляют стилизации под причудливые естественные образования: пещеры, гроты, обросшие мхом стены

Информация о работе Проектирование малого города