Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты,
как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс
хозяйства и экономики, является скоплением
архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение
населения.
Объектами
градостроительного проектирования и
исследования являются развивающиеся градостроительные
системы разного масштаба и
функционального содержания, пространственная
организация которых направлена на создание
среды общественных процессов.
Градостроительная
система — совокупность пространственно
организованных и взаимосвязанных материальных
элементов — технически освоенных территорий,
зданий и сооружений, дорог и инженерных
коммуникаций, совместно с природными
компонентами формирующих среду общественной
жизнедеятельности на разных территориальных
уровнях.
Элемент
градостроительной системы — часть такой системы,
рассматриваемая как единая, неделимая
составляющая. Существуют два подхода
к выделению элементов градостроительной
системы:
1. По характеру
расположенных на территории
физических объектов:
— зона — территориальный
элемент градостроительной системы, характеризуемый
размещением на нём однотипных градостроительных
или природных компонентов. По функциональному
признаку выделяются жилые (селитебные)
и производственные зоны. По видам хозяйственного
использования — сельского, лесного хозяйства
и массового отдыха населения. Выделяются
также зоны исторически сложившейся и
новой застройки, зоны высокой и низкой
плотности населения и др.;
— район — относительно целостная
и автономная единица;
— комплекс — территориальная
целостность и высокая степень функциональной
или композиционной целостности;
2. По назначению
элемента в структуре градостроительной
системы:
— центр (узел) —
функциональный или композиционный фокус
градостроительной системы. Одновременно —
точка концентрации какого-либо признака;
— ось — линейная
концентрация, а также функциональные
(дорога) и композиционные (река);
— ядро — участок
территории с высокой концентрацией признака
системы в целом. Ядру системы противостоит
периферия;
— сеть — группа
объектов точечного или линейного характера,
упорядоченно размещённая на рассматриваемой
территории (сеть учреждений культурно-бытового
обслуживания, транспортная сеть).
Типы планировочной
структуры города:
Тип планировочной
структуры – это основная стратегия развития
городской застройки в зависимости от
исторического, географического и административного
его расположения:
- Компактный – все элементы
планировочной структуры находятся в одном периметре,
доступность от одной функциональной
зоны до другой – минимальная. (а)
- Расчлененный – возникает
при пересечении территории города реками,
оврагами и транзитной ЖД.(б)
- Рассредоточенный
– несколько планировочных образований,
связанных между собой транспортными
линиями.(в)
К основным планировочным
элементам города относятся:
- Жилые здания и сооружения,
объединенные в микрорайоны.
- Здания административно-общественных
и производственных учреждений.
- Внеквартальные зеленые
насаждения и спортивные сооружения общего
пользования.
- Улицы, мосты, площадки,
набережные, туннели.
- Промышленные предприятия.
- Устройство внешнего
транспорта.
- Коммунальные предприятия.
- Кладбища и крематории.
- Искусственные и естественные
водоемы.
- Санитарно-защитные
зоны.
Основные
нормы и правила проектирования малого
города
Проектирование города – широкая и многообразная
творческая деятельность, которая объединяет
связанное со строительством и реконструкцией
городов законодательное регулирование,
народнохозяйственное планирование, инженерное
и архитектурно-планировочное проектирование,
организацию и производство строительных
работ.
В современных условиях отправной
точкой роста и развития малых и средних
городов является необходимость существенно
повышать качество планировочных, архитектурных
и строительных решений, снижать стоимость
строительства зданий и сооружений.
Проектирование осуществляет
разработку и представление проектных
решений по перспективному развитию города
(население, градообразующая база, территория),
по общей планировочной организации территории,
планировке и застройке производственных
зон, жилых районов и городского центра,
созданию инженерных систем, транспортных
сетей и мест массового отдыха, формированию
городской архитектурной среды, наделенной
качествами идейно-образной содержательности
и художественной выразительности. Задача
проектирования – выявить проблемы развития
и предложить оптимальные способы их снятия
в виде соответствующих проектных решений,
т.е. поставить цели и найти пути их достижения
по всему кругу задач проектирования.
Общие задачи градостроительного
проектирования по-особому проявляются
и решаются в различных градостроительных
условиях. В разных городах возникают
свои проблемные планировочные ситуации.
Города по своему народнохозяйственному
профилю делятся на промышленные, портовые,
курортные, города – железнодорожные
узлы, научные центры и т.д.
Важнейшая роль в социальной,
функциональной и архитектурно-композиционной
интеграции современного города принадлежит
системе взаимосвязанных общественных
центров, включающей общегородской и специализированные
центры, центры планировочных и жилых
районов, промышленных районов и зон отдыха,
а также общественные центры местного
значения (микрорайонные и др.).
Городской центр современного города представляет
собой не только высшее звено в системе
социально-культурного обслуживания и
главный архитектурный ансамбль города.
Это – комплексная функциональная зона,
в которой реализуются общественно-политическая
работа и управление, культура и отдых,
транспортные функции (центр – важнейший
транспортный узел города).
Виды городских центров:
-административный(политический);
-геометрический;
-исторический(квартальный);
-транспортная развязка(локальный).
Композиционные приемы проектирования
городского центра:
- Площадь – проектируется в
городах, основанных на исторических аспектах,
как правила, располагается внутри застройки
и имеет правильную геометрическую форму
- Набережная – в виде усеченного
конуса, либо балконный тип или многоуровневый.
- Улица как центр – пешеходные или магистральные.
- Мост – может являться центром
или связывать два исторических квартала.
Транспортно-планировочная
организация города играет большое значение. В
ее задачу входят: обеспечение хороших
пешеходных и транспортных связей всех
функциональных зон города между собой;
организация этих связей с наименьшими
затратами времени и комфортом в пределах
социально-нормативных показателей.
К основным средствам решения
поставленных задач относятся:
- оптимальное взаимное
расположение всех основных центров
тяготения (функциональных зон) города;
- формирование единой
системы магистральных улиц и
дорог;
- рациональный выбор видов
общественного городского транспорта;
- взаимная согласованность
планировочной организации и
транспортной системы города.
Улично-дорожная сеть – важнейшая
из систем, объединяющих город в целостный
функционально-планировочный комплекс.
Схемы построения уличных сетей:
- Радиально-кольцевая – суть
данной схемы сводится к тому, то центром
города является круг, дороги ведут к центру,
тем(а) самым образуя трапециевидные кварталы.
- Радиальная.(б)
- Лучевая - веерная (в)
- Прямоугольная (г)
- Комбинированная схема
- Свободная схема
Одну из главных функциональных
частей города составляет его селитебная зона – территория, на которой размещаются
жилые районы, общественные центры, парки
и другие элементы города. Данная зона
располагается в одной или нескольких
частях города.
Под производственной
зоной города следует понимать всю
совокупность промышленных предприятий,
научно-производственных организаций
и учреждений, опытные производства и
проектные организации. Производственная
зона может занимать одну или несколько
разных частей города, но во всех случаях
должна формироваться как единая территориально-планировочная
система на основе градостроительных
и технологических требований к размещению
и функционированию предприятий и объемов,
входящих в состав производственной зоны.
Вопросы формирования производственной
зоны города относятся к стадии проектирования
генерального плана города и детализируются
в последующем детальном проектировании.
Градостроительные требования
к размещению промышленности:
- эффективность использования
территории;
- экологическая защита
среды;
- грузооборот промышленных
предприятий.
Функциональное зонирование
территории производственной зоны
- Продольное (а);
- Поперечное (б);
- Центровое (в);
- Многорядное (г);
- Линейное (д).
Неотъемлемой частью города
является – озеленение. Система зеленых насаждений
наряду с другими композиционными средствами
обусловливает единство планировочной
структуры города.
Правильно организованная и
продуманно спроектированная система
озеленения территорий города создает
для населения то здоровое природное окружение,
которое приближает условия жизни в городах
к более здоровым, «естественным» условиям
жизни в сельской местности. Велико значение
зеленых насаждений и как декоративного
и эстетического фактора. Деревья, кустарники,
цветы украшают улицы, площади, жилые районы,
органически дополняя архитектуру зданий
и сооружений, помогая формировать привлекательный
внешний облик и своеобразие малых городов.
Сложная, многосторонняя по
своему содержанию работа по составлению
проектов планировки и застройки малых
городов, а также научные исследования
в этой области проводятся при тесном
сотрудничестве архитекторов-градостроителей
со специалистами ряда других профессий
– экономистами, социологами, специалистами
по окружающей среде, инженерами разных
направлений и многими другими. Только
такое тесное сотрудничество со специалистами
смежных профессий позволяет всесторонне,
комплексно решать важнейшую задачу организации
структуры города в соответствии с материальными
и культурными потребностями населения.
Градостроительный
стиль
Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность,
манерничанье от maniera – прием, способ)
– название, условно обозначающее кризисные
стилистические тенденции, а так же определенный
этап в развитии европейского, главным
образом итальянского, искусства середины
и конца 16в. Этот этап отражал кризис художественных
идеалов эпохи Итальянского Возрождения.
Искусство Маньеризма в целом характеризуется
превалированием формы над содержанием.
Изысканная техника, виртуозность манеры,
демонстрация мастерства не соответствует
скудости замысла, вторичности и подражательности
идей. В Маньеризме усталость стиля, исчерпанность
его жизненных источников. Именно поэтому
этот термин часто толкуют более широко,
называя маньеризмом последнюю, кризисную
фазу развития любого художественного
стиля в различные исторические эпохи.
Одним из самых необычных примеров искусства
маньеризма древности можно назвать рельеф
храма Бела в Пальмире (32г. н.э.) с изображением
фигур храмовой процессии, лица которых
трактованы как орнаментальные завитки.
Подобную трансформацию невозможно объяснить
только подчинением изображения орнаментальным
задачам, скорее здесь отражается общий
кризис искусства эллинизма. Маньеризм
всегда свидетельствует о вырождении
одного и скором пришествии нового стиля.
Впервые после ренессанса с таким трудом
достигнутая гармония содержания и формы,
изображения и выражения стала распадаться
из-за чрезмерного развития и эстетизации
отдельных элементов, изобразительных
средств: линии и силуэта, красочного пятна
и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно
взятой детали становилась важнее красоты
целого. Этот путь неизбежен для эволюции
форм любого художественного стиля, но
величайшая по своим художественным достижениям
эпоха Возрождения создала и выдающийся
Маньеризм. Нарушение классической гармонии
сопровождалось и поисками новых, иных
способов организации отдельных изобразительных
элементов. Эта тенденция получила в итальянском
искусстве название “форцато” (итал.
Forzato – принужденный, насильственный).
Она заключалась в гиперболизме, выражении
чрезмерного, крайне напряженного действия,
движения, никак не мотивированного содержанием:
сюжетом, темой, идеей изображения. Отсюда
странная, непонятная для воспитанного
на классическом искусстве
зрителя, дисгармония форм,
деформация фигур, кажущихся в картинах
маньеристов надуманными, жеманными и
даже уродливыми. Однако за всем этим стоят
определенные исторические закономерности,
придающие искусству Маньеризма вполне
“законный статус” художественного стиля. Маньеризм проявился в произвольном
смешении и алогичном использовании элементов
различных ордеров, романских и готических
архаизмов. Разрушение строгой, логичной
связи элементов ордера, присущей классической
системе, можно было бы назвать эклектичным
и нехудожественным, если
бы не новые, пусть и алогичные,
композиционные принципы, которые заключались,
прежде всего, в смене тектонического
формообразования пластическим. Особое
течение в искусстве архитектурного маньеризма
представляют стилизации под причудливые
естественные образования: пещеры, гроты,
обросшие мхом стены