Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа
Задача по расчету строительной конструкции
Исходные данные
Определение основных размеров поперечной рамы цеха
Расчет подкрановой балки
Расчет поперечной рамы
Расчет и конструирование колонны
Расчет базы колонны
Расчет фермы
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
поперечной рамы цеха
ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ ЦЕХА.
Q,т |
Про- лет здан, м |
Размеры, мм |
Максимальное давление колеса |
Вес теле-жки Gт, кН |
Вес кран. с теле-жкой Gк, кН |
Тип кран. Рельса |
Выс-ота рель-са, hр, мм |
|||||||
Глав крюк |
Всп. крюк |
Hк |
В1 |
В2 |
К |
Fк1 max |
Fк2 max | |||||||
80 |
20 |
24 |
3700 |
300 |
9100 |
4350 |
350 |
370 |
380 |
1100 |
КР-100 |
150 |
Рис. 1. Определение основных размеров поперечной рамы.
Пролет мостового крана Lк = L – 2,0 м = 21,4 м – 2,0 м = 19,4 м (при Q = 80 т
Высота колонны от обреза фундамента до оси нижнего пояса ригеля:
H = h1 + h2 + h3 = 14,8 + 3,95 + 0,8 = 19,55 м;
h1 = 14,8 м; - расстояние от нулевой отметки до головки кранового рельса;
h2 = Hк + 150 + 100 = 3700 + 150 + 100 = 3950 мм – расстояние от головки подкранового рельса до оси нижнего пояса ригеля;
150 мм – минимальная величина,
учитывающая высоту
связей по нижним
поясам ферм и прогиб
100 мм – минимальный зазор между конструкцией крана и низом покрытия;
h3 = 0,8 м; - заглубление башмаков колонн рамы ниже уровня пола цеха;
Величина сечения подкрановой части колонны е:
е = 750 мм при грузоподъемности крана Q = 80 т.
Высота сечения подкрановой части колонны из условия свободного подхода крана:
m = е + В1 + Д = 750 + 400 + 100 = 1250 мм.
где В1 – свес мостового крана (за осью подкранового рельса);
Д - минимальный зазор между внутренней гранью колонны и конструкцией
мостового крана, принимается равной 100 мм;
При этом высота сечения нижней части колонны из условия жесткости должна быть не менее: m = 1/22 * H = 1/22 * 19550 = 888,6 мм;
По сортаменту принимаем m = 900 мм (прил. 14 табл. 5 [1])
Расчетный пролет рамы равен расстоянию между осями надкрановых частей колонн:
Lр = L – e + 500 = 21400 – 750 + 500 = 21150 мм;
Расчетная высота колонны: Hp = H = 19550 мм;
Расчетный пролет ригеля рамы (фермы): Lф = Lp – e = 21400 – 750 = 20650 мм;
Высота ригеля рамы (фермы):
в середине пролета hф = 2,7 м [5]
на опоре hо = 1,8 м
Осредненное давление колес:
Fк1нmax + Fк2нmax 350 + 370
Fкнmax = ----------------------- = --------------- = 260 кН;
(9,8Q + Gк) (9,8 * 80 + 1100)
Fкнmin = ----------------- - Fкнmax = ----------------------- - 360 = 111 кН;
4 4
Нормативная сила горизонтального давления колеса крана на рельс от поперечного торможения тележки крана с гибким подвесом груза:
Ткн = 0,05 (9,8Q + Gт ) / no = 0,05 (9,8 * 80 + 380) / 2 = 29,1 кН;
где Q = 80 т – вес тележки;
Gт = 380 кН – вес тележки;
nо = 4 – число колес с одной стороны крана.
2.1. Определение расчетных усилий.
Величина изгибающих моментов и поперечных сил определяем по линиям влияния.
Правильность загружения линии влияния на Мmax проверяется по следующим критериям:
1) FR1 + Fкр >=0,5∑ Fк ; 2) FR1 <=0,5∑ Fк ;
FR1 – равнодействующая сил расположенных слева от середины пролета балки;
∑ Fк – сумма давлений сил, расположенных на балке;
max величина критической силы (давление колеса, ближайшего к середине пролета
балки;
FR1 = 690 кН; ∑ Fк = 8 * 360 = 2880кН; Fкр = 360;
1) 690 + 360 > = 0,5 * 2880; 2) 690 <= 0,5 * 2880;
1035 > 690 кН; 690 = 690 кН;
Величина расчетного изгибающего момента от вертикальных сил (крановой, собственного веса подкрановой балки, веса тормозной балки и рельса) определяем по формуле:
Мmax = γн * n * nс * α * Fнmax * ∑ Ŷi * K = 0,95 * 1,1 * 0,95 * 1,03 * 360 * 2,4 * 1,1 = 931,33 кН*м
где Fнmax = 360 кН – наибольшая сила давления колеса крана;
γн – коэффициент надежности по назначению [1, c.57];
n – коэффициент перегрузки для крановой нагрузки [3, п.4.8];
nс – коэффициент сочетаний [3, п.4.17];
α - коэффициент, учитывающий вес подкрановой и тормозной балок с
рельсом, принимаемый по табл. 2.1;
Расчетный изгибающий момент от поперечных тормозных сил определяется по той же линии влияния, что и Мmax и при том же загружении:
Мmax = γн * n * nс * Тнк * ∑ Ŷi = 0,95 * 1,1 * 0,95 * 10,35 * 2,4 * 1,1 = 27,13 кН*м
где Тнк – горизонтальная сила одного колеса крана от поперечного торможения
тележки с грузом;
n – коэффициент перегрузки для крановой нагрузки [3, п.4.8];
γн – коэффициент надежности по назначению [1, c.57];
nс – коэффициент сочетаний [5, п.4.15].
Расчетная поперечная сила в сечении у опоры от вертикальной нагрузки определяется по линии влияния, изображенной на рис. 3б.
Qmax = γн * n * nс * α * Fнmax * ∑ Ŷi * K = 0,95 * 1,1 * 0,95 * 1,04 * 360 * 1,8 * 1,1 =
691,71 кН;
Подбор сечения балки
Оптимальная высота из условия прочности, отвечающая наименьшей ее массе при упругой работе материала, определяется по формуле:
Wтр
hопт = K ------;
tст
где К = 1,1 – коэффициент, равный для сварных балок;
Wтр - требуемый момент сопротивления сечения балки;
Мmax
Wтр = ---------;
где Rу = 24,5 кН/см2 (сталь С 255);
tст = 7 + 3 h (мм) – толщина стенки;
h – высота балки подставляется в метрах;
h = 0,75 – 0,666; Принимаю h = 0,75 м;
tст = 7 + 3 * 0,75 = 9,25 мм; Принимаю tст = 10 мм;
4223,7187
hопт = 1,1 --------------- = 71,4892 см;
1
Наименьшая допустимая высота балки из условия жесткости:
5 24,5 * 600 * 600
hmin = ------ * ------------------------ = 79,54; Принимаем hст = 800 мм.
Wmax (кН*м) 931,33
---------------- = ---------- = 38,0135; β = 0,9;
R (кН/см2) 24,5
По графикам подбираем сечение подкрановой балки с высотой стенки не менее принятой выше.
Полная площадь А = 170 см2;
А стенки = 80 см2;
А полки = 90 см2;
По найденной по графикам полной площади поперечного сечения балки А и площади сечения стенки Ас находим площади сечений поясов:
Площадь сечения верхнего пояса:
Ав = А/(1 + β) – 0,5 Аст = 170/(1 + 0,9) – 0,5 * 80 = 49,4736 см2;
Площадь сечения нижнего пояса:
Ан = А/(1 + β)* β – 0,5 Аст = 170/(1 + 0,9)*0,9 – 0,5 * 80 = 40,5263 см2;
Ширина верхнего пояса: вв = (1/3 – 1/5) hст = 26,66 – 16 см;
Толщина верхнего пояса: tвп = Ав / вв = 49,4736/25 = 1,978 см;
Принимаю вв = 250 мм; tвп = 20 мм;
Толщина нижнего пояса: tнп = tвп = 20 мм;
Ширина вн = Ан / tнп = 40,5263/20 = 20,26 см;
Принимаю tнп = 20 мм, вн = 210 мм;
При назначении сечений поясов необходимо иметь ввиду следующие условия:
вн E 25 2,1 * 106
---- <= ----; ---- <= --------------; 12,5 < 29,276 – устойчивость обеспечена;
tн R 2 2450
где Е – модуль упругости стали по [2, табл. 63].
Тормозная балка (горизонтальный лист и швеллер).
В состав тормозной балки включается верхний пояс подкрановой балки. Принимаю швеллер № 14.
Толщина горизонтального листа tгл = 6 мм;
Ширину листа находим по формуле: вгл = m – 0,5 вв – 6(см) + 3(см) = 90 – 0,5 * 2,5 – 6 + 3 = 73,5 см;
Принимаю вгл = 800 мм [1, прил. 14, табл. 5];
где m – высота сечения нижней части колонны, см. раздел 1;
вв – ширина верхнего пояса подкрановой балки;
6 см – необходимый зазор между
стеновыми панелями и
3 см – минимальная величина
нахлестки горизонтального
Рис. 2. Сечение подкрановой балки со сплошной тормозной балкой.
Швеллер № 14.
h = 140 мм; R = 8 мм; ix = 5,6 см; iy = 1,7 см;
в = 58 мм; А = 15,6 см2; Sx = 40,8 см2; Zo = 1,67 см;
d = 4,9 мм; Jx = 491 см4; Jy = 45,4 см4; Jк = 3,19 см4;
t = 8,1 мм; Wx = 70,2 см3; Wy = 11 см3;
Определение центра тяжести сечения подкрановой балки относительно оси (Х – Х) производится по формуле:
∑S tп (вв – вн )( hст /2 + hп /2) 2(25 – 21)(80/2 + 2/2)
Z = ------ = ------------------------------
∑S tп (вв + вн ) + tст * tст 2 (25 + 21) + 1 * 80
Момент инерции сечения
Jx = вв * tп ( hст /2 + tп /2 - Z)2 + вн * tн (hст /2 + tп /2 + Z)2 + tст /3 (hст +Z) 2 + tст /3 (hст /2 - Z)3 = 25 * 2 (80/2 + 2/2 – 1,909) 2 + 21 * 2 (80/2 + 2/2 + 1,906) 2 + 1/3 (80/2 + 1,906) 3 + 1/3 (80/2 – 1,906) 3 = 196693,17 см2 ;
7. Проверка
местой устойчивости стенки
Устойчивость стенки подкрановой балки будет обеспечена, если соблюдается неравенство:
λст = hст / tст R/E <= 2,2
λст = 80 / 1 24,5 / 2,1 * 104 <= 2,73 < 2,2