Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:48, курсовая работа
В последние десятилетия существенно изменились содержание и область применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления.
В основу обучения школьников проектированию должны быть положены основные принципы творческой деятельности новаторов, рационализаторов и изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых.
В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике.
Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности является обнаружение школьниками технического противоречия, возникновение проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел технического несоответствия, констатирует наличие задачи, проблемы, посредством сравнения сторон противоречия происходит локализация области поиска - школьник осознает смысл задачи.
Подростковая проектная
Большое значение для практики имеют такие существенные психологические закономерности творческого процесса, как отбрасывание второстепенных подробностей, членение крупных проблем на ряд простых условий задачи. Это дает возможность юному рационализатору сконцентрировать свое внимание на главном объекте деятельности, отказаться от привычных представлений, схем, установить необходимые взаимосвязи между главным и второстепенным.
В последние годы вопросы
эффективности научно-
2. Методическое, материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся.
2.1.Планирование учителями процесса проектной деятельности.
Для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю необходимо правильно организовывать свою деятельность.
Для решения учебных задач учителем составляется перспективный план учебного процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную, логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных ее тем.
Планирование начинается с изучения действующей программы.
Анализ программы.
Программа по школьному курсу «Технология» была подготовлена научным коллективом, руководителями которого является Симоненко В.О. и Хотунцев Ю.А.. Программа была выпущена издательством «Просвещение» в 1996 году.
Вариант I (мальчики)
По этому варианту занимаются учащиеся, которые углубленно изучают основы техники.
Основная цель этого раздела—формирование знаний, умений и навыков в области социальной этики, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.
На изучение этого разделка выделено 12 ч в 1-й четверти V класса. Материал раздела органически продолжает раздел «Культура дома» для начальной школы. Конечно, изучение культуры человеческих отношений не должно ограничиваться этим разделом программы, а проходить сквозной нитью через другие разделы образовательной области «Технология» в старших классах.
Вариант II (девочки)
Этот раздел является
основным для варианта II программы
образовательной области «
Кроме общих задач предмета «Технология» при изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи:
Принципы |
Реализация |
Научность |
Соответствует современному уровню развития науки и техники, раскрывает современные технологические процессы |
Учет возрастных и познавательных возможностей |
Программа учитывает возрастные возможности и особенности учащихся и построена по принципу от простого – к сложному, от малого – к большому |
Системность и последовательность изложения |
Эффективное распределение объема
учебного материала по классам. Комплексный
подход к изучению всех блоков материала.
Учтены межпредметные и |
Воспитывающий характер содержания |
В программе заложены основы эстетики, нормы морали, этикета. Предполагается экологическое, экономическое воспитание |
Четкость структуры |
Большое число разнообразных по содержанию разделов программы. Весь материал разбит на логические блоки |
Методические рекомендации к урокам (IV четверть):
Урок №1
«Творческая деятельность и творческий проект»
Обуч.: познакомить учащихся с видами деятельности, в т.ч. проектной. Раскрыть этапы выполнения проекта
Разв.: способствовать формированию познавательного интереса, расширению технического кругозора
Восп.: воспитывать
Начать урок можно с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно к творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты и просмотреть короткометражный фильм «Производство», откуда учащиеся узнают различные виды профессий, жизненный цикл продукции.
На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся самостоятельно составляют опорную схему проектной деятельности.
В конце урока целесообразно обсудить все составленные схемы, прийти к общему решению. На этом этапе необходимо применение плаката «Проектная деятельность», которая поможет обобщить новый материал.
В конце урока необходимо выдать домашнее задание.
Урок №2
«Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения»
Обуч.: обучить уч-ся комплексно оценивать свои возможности
Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческого воображения
Восп.: воспитывать самостоятельность в принятии решений.
Основная часть урока проходит в форме деловой игры. Класс разбивается на 4-5 групп. Каждая группа получает по карточке-указателю для поиска возможной проблемы «Дом», «Школа», «Магазин», «Завод», «Детская площадка» и т.д. Далее каждая группа выдвигает возможные проблемы по своему направлению и предлагает варианты их решения. Затем проводится групповой анализ выдвинутых проблем и способов их разрешения. Оценивается оригинальность идей.
Выбирается несколько самых интересных проблем.
После этого им следует дать задание: продумать все аспекты, необходимые для разрешения сложившейся проблемы и оформить в виде звездочки-обдумывания. Урок завершается подведением итогов и выдачей домашнего задания.
В конце урока необходимо распределить 3-4 доклада по дизайну к следующему уроку («Дизайн - а что это такое?», «Дизайн и интерьер», «На чем стоит дизайн?») .
Урок №3
«Пути поиска информации. Моделирование и дизайн»
Обуч.: научить учащихся работать с картотекой книг, искать требуемую литературу, ознакомить с понятием «дизайн»
Разв.: способствовать развитию творческой инициативы, творческого воображения
Восп.: воспитывать любовь к красивому и прекрасному
На уроке проводится экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь должен рассказать учащимся о способах поиска информации (включая Internet), о правилах пользования библиотекой, поиске книг по каталогу, показать книги по проектной деятельности. На этом этапе учащиеся должны сами попытаться найти по каталогу книги для своего проекта.
Далее урок проходит в читальном зале, где учащиеся зачитывают доклады по теме «Дизайн», смотрят книги по своему проекту, и решают задачу на моделирование. Она должна быть на развитие творческого воображения, т.е. иметь совершенно не стандартные, оригинальные решения.
В конце урока учитель должен показать все придуманные варианты решений и выбрать вместе с учениками самое интересное и не обычное.
Урок №4
«Критерии выбора модели проекта»
Обуч.: познакомить уч-ся с экологическими, экономическими и эстетическими требованиями
Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческой инициативы
Восп.: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, материальным и финансовым ресурсам.
В начале урока необходимо обязательно проверить домашнее задание. После чего учащиеся разбиваются на 4 группы, каждой из которых дается задание: разработать требования к изделиям по определенному направлению (экология, экономика, эстетика, эргономика…, Направление выбирается по жеребьевке), используя научную литературу, о которой заранее должен позаботится учитель. Далее каждая группа по очереди обучает другие группы, и таким образом все команды знают требования и экологии, и экономики, и эргономики …
После этого учитель задает различные вопросы по всем темам. Оценивается быстрота и правильность ответов.
В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы и выдает домашнее задание.
Урок №5
«Планирование технологического процесса. Разработка тех. документации»
Обуч.: обучить правилам составления тех. документов на примере технологической карты
Разв.: способствовать развитию технического и логического мышления
Восп.: воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность
В начале изложения новой
темы необходимо указать на значимость
планирования трудового процесса. Далее
учитель должен рассказать о видах
технических документов, объяснить
правила составление
На чтение технологических документов
выполняется самостоятельная
После самостоятельной работы учащиеся начинают составлять технологическую карту своего изделия. В это время на партах могут лежать образцы технолог. карт как ориентировочная основа действий. Данную работу учащиеся завершают дома.
Урок №6
«Изготовление изделия»
Обуч.: обучить уч-ся правильно организовывать свое рабочее место
Разв.: развивать практические навыки работы
Восп.: воспитывать
Перед началом выполнения практической работы необходимо проверить выполнение домашнего задания, проверить готовность к началу работы, наличие материалов, инструментов, приспособлений, технологической карты (у каждого ученика своя).
Так же необходимо вспомнить и повторить правила техники безопасности и санитарно гигиенические правила. Во время выполнения работы учитель наблюдает за учениками, при необходимости учитель оказывает помощь индивидуально каждому ученику, так как у каждого свой проект. Если же в классе несколько учеников выполняет одинаковый проект, то индивидуальная помощь так же необходима, так как ученики могут быть на разных этапах выполнения задания. Учитель контролирует насколько хорошо ученик ориентируется в технологической карте.
В конце урока подводятся итоги проделанной работы. Дома ученик заканчивает выполнение своего проекта.
Урок №7
«Знакомство с рекламой. Расчет себестоимости изделия»
Обуч.: познакомить уч-ся с видами рекламы, дать расчет себестоимости изделия
Восп.: на примере расчета себестоимости показать важность экономии ресурсов
Начать занятие надо
с повторения экономических требований
к изделию. После этого учитель
объясняет как правильно
На следующем этапе
урока проводится дискуссия о
рекламе, ее необходимости и важности
в современной жизни, а также
и о том как она работает.
Для активизации
Поскольку урок последний перед защитой, то следует проверить степень выполнения проектного задания. Дать последние консультации (кому это необходимо) по выполнению проекта.
Дома учащиеся готовятся к защите и выполняют рекламный проспект.
Урок №8
«Защита проекта, подведение итогов»
Обуч.: познакомить уч-ся с русскими народными традициями
Информация о работе 9-этажный жилой дом со встроенными помещениями