9-этажный жилой дом со встроенными помещениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия существенно изменились содержание и область применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления.

Файлы: 1 файл

пед.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Тематика проектов и  требования к отбору объектов проектирования.

 

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий  необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте (проекте).

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов  учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия  работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

Проекты рекомендуется  выполнять по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины,  металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена  для   формирования  для   формулирования   школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать  для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они  действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта  предъявляются требования, которые  должны быть восприняты учащимися почти  как инструкция, руководство:

  1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
  2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
  3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
  4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.

Основными критериями выбора проектов являются:

  • оригинальность, доступность, надежность;
  • техническое совершенство;
  • эстетические достоинства;
  • безопасность;
  • соответствие общественным потребностям;
  • удобства эксплуатации;
  • технологичность;
  • материалоемкость;
  • стоимость и т. д.

Сфера деятельности

Примерные направления  творческих проектов

Школа

Оформление  классных уголков, изготовление инструментов и приспосаблений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов, изготовление действующих моделей и макетов

Индустрия

Заказы предприятий, организаций, фирм.

Досуг

Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров.

Дом

Изготовление  кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок  под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспосаблений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспосаблений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка.


 

 

Перечень примерных  тем творческих проектов учащихся:

Из материалов и нитей – детская, нарядная и  деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.

Из различных  природных материалов – панно, подделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.

Из древесины  – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.

Из металла  – украшения с  применением  различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль).

Из глины  – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.

Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов

Значительные изменения, происходящие в современном обществе, максимально актуализируют роль и значение человеческого фактора. В последнее десятилетие в центре внимания психолого-педагогической науки находится изучение особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала. Понятие проектной деятельности направлено на достижение единой цели образования  - личностного развития школьника.

Любая деятельность состоит из следующих  элементов: потребность - мотив - цель - задача - действия - операции.

К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив, а совокупность зачастую противоречивых мотивов, образующих мотивацию данной деятельности.

Потребность есть состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются какими-либо потребностями. Мотивация - это и совокупность мотивов деятельности, и процесс преобразования потребности в мотив деятельности, вызывающий деятельность по удовлетворению этой потребности.

Характеризуя деятельность учащихся при выполнении творческих проектов, необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи  учения и труда, то есть целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельности определим как учебно-трудовую.

Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса трудовой деятельности.

Во-первых, овладение трудовой деятельностью  должно быть обеспечено в рамках качественно  иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации учебной деятельности и сама она не адекватны формам усваиваемой трудовой деятельности.

Отличие структуры проектной деятельности от других лишь в специфике и содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту деятельность и в соответствующих этим мотивам целях, задачах, действиях и операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Сравнение моделей учебной и  трудовой деятельности, определение содержания структурных компонентов позволили определить приоритетное направление трудовой деятельности в процессе выполнения творческих проектов.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать  общей структуре проектирования. На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

Завершающим элементом этого этапа  является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания  позволяет сделать вывод о  том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей.

На основе изучения и анализа  работ психологов и педагогов  установлено, что при соответствующей  организации учебного процесса в  школе развивается познавательный интерес и творческие возможности школьников, расширяется политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура.

Педагогический анализ специфики  творческой деятельности требует осмысления более широкого понятия "творчество". Общепринятая точка зрения - творчество как вид человеческой деятельности - отличается новизной и оригинальностью.

В психолого-педагогическом плане  является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно. Важно, чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Один из важнейших ее признаков - появление в результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений, творческих способностей личности.

Информация о работе 9-этажный жилой дом со встроенными помещениями