Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:37, реферат

Краткое описание

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики, оригинальный мыслитель и писатель-фантаст.
Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико- биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
3. АНТИНОМИИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Константин Эдуардович Циолковский.docx

— 272.25 Кб (Скачать)
 
Реферат по философии. 

"Земля - это колыбель разума, 
но нельзя вечно жить в колыбели."                                                                                                                    

 

 
        •  
           

    Студентки 5.2 группы

     педагогического  колледжа №2 

    Телепня Ирины 

    2009г. 

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.ВВЕДЕНИЕ

    2.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

    3. АНТИНОМИИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

        
    Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики, оригинальный мыслитель и писатель-фантаст.

       Он  первым изучил вопрос о ракете —  искусственном спутнике Земли и  высказал идею создания околоземных  станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных  баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико- биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах.

       Космическую философию К.Э. Циолковский считал наивысшим своим достижением, а  исследования в области ракетной техники и космонавтики — только сферой применения идей об "океане счастья", разлитом во Вселенной. Изучение мировоззренческой  концепции К.Э. Циолковского показало, что она является не чем иным, как новым вариантом религиозной "доктрины спасения", которую сам  ее автор рассматривал в качестве "более оптимистической", чем  все остальные. 
    Научные заслуги Циолковского были в полной мере признаны только после Октябрьской революции, ученому была назначена персональная пенсия, а все его основные работы переизданы и стали достоянием научного сообщества.

        
     
    ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

        
    Константин Эдуардович Циолковский  родился 17 (5 cентября) 1857 г. в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. Отец ученого - Эдуард Игнатьевич Циолковский. Мать ученого, Мария Ивановна Юмашева, была русской с примесью татарской крови. Русская земля и ее язык стали родными для будущего ученого. Его родители являли собой полную противоположность. Вот как писал много лет спустя сам Константин Эдуардович в автобиографических набросках "Черты моей жизни": "... среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором. Среди чиновников - красным и нетерпимым по идеальной честности... Вид имел мрачный. Был страшный критикан и спорщик... Отличался сильным и тяжелым для окружающих характером... Придерживался польского общества и сочувствовал фактически бунтовщикам-полякам, которые у нас в доме всегда находили приют... Мать - веселая, жизнерадостная, хохотунья и насмешница..." Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики.  
    Семья Циолковских переехала в Рязань в 1860 г. Отец, Эдуард Игнатьевич, был определен делопроизводителем Лесного отделения Рязанской палаты государственных имуществ.  
    В 1866 г. Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии он назвал "самым грустным, самым темным временем моей жизни". Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам.  
    Переезд Семья Циолковских переезжает в Вятку (1868). Новая должность отца - столоначальник Лесного отделения Вятской палаты государственных имуществ.  
    После поступления в гимназию (1869), большими успехами будущий ученый не блистал. Предметов было много, и полуглухому мальчику учиться было нелегко. За шалости он неоднократно попадал в карцер.  
    В 1870 г. Константин Эдуардович теряет мать - Марию Ивановну Циолковскую (Юмашеву). Горе придавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту, делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчик учится все хуже и хуже... А затем наступает день, когда он вынужден поменять плохие отношения с гимназией на многолетнюю дружбу с книгами...  
    Отчисление из гимназии (1871) сопровождается характеристикой "... для поступления в техническое училище". Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи), домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы (бесценным материалом для них стали стальные пластины каркасов от пышных дамских юбок, полностью вышедших уже из моды, и продававшиеся поэтому за бесценок на рынке).  
    В 1873 г. Циолковский переезжает в Москву для продолжения образования. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру (точный адрес, по которому проживал Циолковский, неизвестен) и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в Чертковской библиотеке (ныне - Румянцевская). За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. Во время занятий в Румянцевской библиотеке в Москве он познакомился с философом и библиографом Н.Федоровым, который "заменил... университетских профессоров"; не без влияния федоровской "Философии общего дела" созрели собственные философские воззрения Циолковского - причудливая эклектическая смесь дерзких научных проектов, обращенных в будущее (Циолковского можно считать пионером отечественной футурологии), заимствованных элементов мистицизма и оккультизма, своеобразного религиозного утопизма; все вместе принадлежит традиции русского "космизма" (см. Религия, Философия, Утопия). В конце 19 - нач. 20 в. опубликовал (часто за собственный счет) основные научные работы, заложившие фундамент современной космонавтики. 
    После возвращения Циолковского в Вятку (1876) состарившийся отец собирается в отставку и ему уже не по силам поддерживать сына материально. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в городской публичной библиотеке. От брюшного тифа погибает гимназиста брат Константина - Игнатий Циолковский.  
    Переезд семьи в Рязань. Вышедший в отставку Эдуард Циолковский решил покинуть город, где умерли его жена и один из сыновей и возвратиться доживать свой век в Рязань (1878). Константину пришлось снова вести борьбу за существование - в Рязани уже не было знакомств, не было и частных уроков. Константин Циолковский решает готовиться к экзаменам экстерном на звание учителя уездной школы.  
    8 июля 1878 г. Константин Циолковский начал составлять астрономические чертежи и таблицы, после чего построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными (1879). Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.

       Находясь  вдали от основных научных центров  России, Циолковский, оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить  исследовательские работы в интересовавшей его области - аэродинамике. Он начал  с того, что разработал основы кинетической теории газов и отослал свои расчеты  в Русское физико- химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но Циолковский пережил это известие, ставшее для него как ученого ударом, и продолжил исследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества.

       В 1892 году Константин Циолковский был переведен  учителем в Калугу. Там он также  не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике. В Калуге 
    Циолковский построил специальный туннель, который позволил бы измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов. Поскольку 
    Физико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты, ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. К слову, Циолковский на свои средства построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их - не самое дешевое удовольствие! Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку - 470 рублей, на которые Циолковский построил новый, усовершенствованный туннель.

       В ходе аэродинамических экспериментов Циолковский  все больше стал обращать внимание на космические проблемы. В 1895 году была опубликована его книга "Грезы  о земле и небе", а через  год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же 
    1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда 
    "Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя". В этой книге были затронуты проблемы использования ракетных двигателей в космосе - навигационные механизмы, поставка и транспортировка топлива и другие.

       Первые  пятнадцать лет ХХ века были самыми тяжелыми в жизни ученого. В1902 году его сын Игнатий покончил жизнь самоубийством. В 1908 году во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчеты утеряны. В Физико-химическом обществе не оценили значимость и революционность представленных Циолковским моделей.

       При Советской  власти условия жизни и работы Циолковского радикалыю изменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Разработки Циолковского стали интересны новой власти, которая оказала ему значительную материальную поддержку. В 1919 году Циолковский был избран в социалистическую Академию (будущую Академию наук СССР), а 9 ноября 1921 год ученому была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. 
    Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-1881 году. Не зная об уже сделанных открытиях, он написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. 
    Вторая его работа — «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата 
    (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
     

       АНТИНОМИИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

       Взгляды К.Э. Циолковского на сущность философии  навеяны эпохой Просвещения. По его  словам, философия — "вершина  научного знания, его венец, обобщение, наука наук". Космическая философия  содержит основные разделы традиционных философских систем — метафизику (учение о бытии), теорию познания, этику, а также детально разработанное  социальное учение, выступающее в  форме грандиозной утопии. К числу  высших ценностей К.Э. Циолковский  относил рациональность философии  и науки: "Моя проповедь, в моих глазах, даже не мечта, а строго математический вывод из точного знания".

       Однако, К.Э. Циолковский, постоянно провозглашая научный характер своей философии, высказал редко цитируемое признание:"... я не могу руководствоваться исключительно научными выводами, сделанными нами ранее. Помимо того, что они не могут решить мне всех вопросов, которые возникают в жизни, мое сердце жаждет большего, видит дальше, чем разум, и чище его. Смутные чувства и желания влекут меня к великому учителю, с его великою любовью... Только непонятно, откуда эти чувства, которые выше разума".

       Отсюда  следует, что чисто научный подход оказывается недостаточным для  К.Э. Циолковского. Хотя космическая  философия включает многочисленные фрагменты научных знаний того времени, в целом она стала метафизической концепцией, находящейся далеко за пределами науки. Эта концепция  глубоко антиномична, т.е. основывается на множестве взаимоисключающих положений.

       К.Э. Циолковский неоднократно и самым  категорическим способом настаивал  на материалистическом характере своей  мировоззренческой системы: "В  сущности, моя философия — чистейший  материализм". Но, по словам К.Э. Циолковского, материализм остановился на половине дороги в "беспомощном и жалком состоянии", так как не может  разрешить ряд философских проблем. Конечно, в основаниях космической  философии можно усмотреть некоторые  материалистические идеи — но преимущественно  в устаревших формах (гилозоизм или вульгарный материализм: он ссылался на философию Л. Бюхнера).

       В то же время, понятие материи у  К.Э. Циолковского довольно противоречиво. Наука указывает, по его мнению, на "духовность материи". С одной  стороны, он говорит о духе или  душе как о "материальных атомах без всякой таинственности". С  другой - о духах, "воплощающихся  или приходящих в материальный мир", то есть дух - материален. Называя себя материалистом, К.Э. Циолковский считал, что Вселенная (космос) имеет сотворившую  ее причину или первопричину. Причина  Вселенной у К.Э. Циолковского совпадает  с определением Бога (Бога-отца).

       Антиномично отношение К.Э. Циолковского к проблеме истины, в том числе научной. Он считал истинной свою философию (добавляя, что подобная оценка субъективна), высоко ставил ценность научного знания и научной истины. К.Э. Циолковский неоднократно говорил о "точном знании" и сформулировал ряд положений, казавшихся ему несомненными. Например: "Нельзя отрицать, что атому присуща способность ощущать жизнь, когда он входит в состав мозга животного" или "Нельзя, таким образом, отрицать, что Вселенная заполнена высшею сознательною и совершенною жизнью".

       Абсолютной  истины, по его мнению, все же "нет, потому что она основывается на полном познании космоса. Но такого полного  познания нет и никогда не будет". Наука непрерывно идет вперед, "отвергает или утверждает старое и находит новое", причем "конца этому не будет". Значит, "истина может быть только условная, временная и переменная".

       Тем не менее в контексте свойственной космической философии антиномичности К.Э. Циолковский настаивал на существовании абсолютной истины в этике, которая заключается в нашем желании, чтобы "каждому чувствующему существу было всегда хорошо". В качестве абсолютной истины выступает этический императив, выражающий благо.

       Антиномично отношение К.Э. Циолковского и к религии. С одной стороны, К.Э. Циолковский неоднократно утверждал, что учение "галилейского учителя" решает все его духовные проблемы. С другой - духовный опыт К.Э. Циолковского, выраженный в космической философии, выходил за рамки какой-либо одной религиозной традиции. Наряду с неортодоксально христианскими мы находим у него и многочисленные нехристианские идеи — буддистские, эзотерические, оккультные (наличие последних он категорически отрицал). Но — не будем удивляться. В некоторых своих философских сочинениях К.Э. Циолковский буквально обрушивался на религию. "Религиозная вера называет свои догматы истиной. Но может ли какая-либо вера быть истиной? Они противоречат друг другу, опровергаются часто наукой и потому не могут быть приняты даже за условную истину". Подобные высказывания иногда служили поводом объявлять К.Э. Циолковского атеистом!

       Еще один пример антиномичности космической философии — отношение К.Э. Циолковского к проблеме свободы. С одной стороны, он провозглашал себя энергичным сторонником демократического устройства будущего, свободы слова, соблюдения того, что впоследствии было названо правами человека. С другой — К.Э. Циолковский полагал, что человек обязан подчиняться воле Вселенной, транслирующей предначертания Причины и целенаправляющей его поступки. Свобода человека может развертываться лишь в пределах этой всепроникающей воли.

    Информация о работе Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели