Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:57, контрольная работа
Политическая мысль России возникла фактически вместе с русской государственностью и отражала ее эволюцию и развитие. История России чрезвычайно своеобразна, и чтобы понять ее уникальность, нужно учитывать прежде всего особую роль географического и геополитического факторов, значение принятия православной религии.
Введение 3
1 Западничество, сущность и основные политические идеи 4
2 Славянофильство, сущность и основные политические идеи 7
3 Отличительные особенности западничества и славянофильства 11
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Славянофилы стремились доказать, что русскому народу органически присущи социальный мир и неприятие революционных переворотов. Если и были смуты в прошлом, то они были связаны не с изменой высшей власти, а с вопросом о законности власти монарха. Русский народ (по своей природе негосударственный) не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, но считаясь с его мнением. Отсюда требование славянофилов созыва совещательного Земского собора, который выражает мнение народа, выступает в роли "советчика" царя. Отсюда также и требование свободы слова и печати для свободного выражения общественного мнения.
Правительство
настороженно относилось к
3ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНИЧЕСТВА И СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
С 1840-х годов идейно-
Славянофилы исходили из органической концепции общества, в соответствии с которой все политические институты естественно вырастают из культуры, а она зависит от религиозных мировоззрений. Западники же делали акцент на рациональном осмыслении этих институтов и приведении их в соответствии с осознанными научными законами развития общества, которые, по их мнению, носят универсальный характер.
Таким образом, столкнулись религиозно-
Славянофилы поставили под сомнение однозначно положительную оценку реформ Петра I. Они считали, что до этого исторического перелома Россия имела самобытное развитие, которое было естественным для нее и могло привести к большим общественным результатам.
В основе политической концепции славянофилов лежала антропология, т.е. учение о человеке. Они пытались найти золотую середину между коллективизмом и индивидуализмом с их специфическими недостатками и видели выход в развитии индивидуально-нравственных начал.
В русской крестьянской общине славянофилы усматривали институт, который мог бы избавить Россию от пороков Запада и его катаклизмов. Община – это и есть тот реальный синтез личного и коллективного, с помощью которого разрешается противоречие между ними.
Наряду с общиной славянофилы
подчеркивали идею соборности в православии,
когда люди, оставаясь личностями,
соединяются в общей любви
к Богу. Свою главную задачу славянофилы
видели в том, чтобы объединить два
этих начала: общину как организационно-
Славянофилы критиковали индивидуализм и своекорыстие западного понимания свободы и противопоставляли ему общинность. Общинная свобода осуществляется по принципу хора, когда каждый поет по-своему, но вынужден подчиняться общей тональности, чтобы не было диссонанса.
В условиях дискуссии между западниками
и славянофилами некоторые
Западники и славянофилы вошли в историю как люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Основные расхождения в их взглядах касалось судьбы России (см. Приложение №1)
Основными чертами славянофилов являлись целостность и разум, а западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:
1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное
богословие, обоснование истины
путем логического сцепления
понятий; на Руси - стремление
к истине “посредством
2) на Западе - государственность
из насилий завоевания, на Руси
- из естественного развития
3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Руси их “единодушная совокупность”;
4) на Западе - поземельная собственность - первое отношение гражданских отношений, на Руси - собственность только случайное выражение отношений личных;
5) на Западе - законность формально-
Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия внутреннего и внешнего”; “ постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному” - такова древнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе.
Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный человек почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее бывает доволен собой”.
Сегодня, к счастью, здоровые силы
в общественно-политической жизни
страны заметно усилились, окрепли,
Россия отошла от края пропасти, успешно
развивает свой экономический, социальный,
«людской», военный потенциал, громко
и решительно заявила о своих
национальных интересах на мировой
арене. Путь к возрождению великой
России стал реальнее, ближе. Далеко не
последнее место в становлении
на этот путь занимает возрождение
национально-исторической и культурной
традиции, в том числе и ее философской,
религиозной, духовной, идейной составляющих
и, главным образом, глубокие размышления
об исторических судьбах страны, о
месте России в мире, о будущих
путях развития, ее национально-государственных
интересах, ее друзьях и союзниках,
противниках и оппонентах. Эти
размышления идут далеко не только
в тиши историко-философских
Другoe дело, что по форме эти
споры ныне ведутся, казалось бы, между
новыми «субъектами», сторонами: демократами,
либералами, патриотами, правыми, левыми,
различными партийными группировками
и т. д. Слова «славянофил» и «западник»
кажутся сегодняшним «
Если «славянофилы», разрабатывая
христианское и прежде всего православное
мировоззрение, идеализировали социально-поли-тическое
прошлое России, русский национальный
характер, абсолютизировали порою самобытность
и особенность русской
Они были убеждены (и в отличие от «славянофилов», аргументируя свои убеждения, прибегали не только и не столько к умозрительности, святоотечески-религиозным доводам, к желаемому, но и к историческим фактам, мировому философско-методологическому опыту, анализу эволюции «живой» действительности, политики и экономики, истинных и реальных, а не мнимых и идеальных интересов страны и ее народа), что Россия в определенных отношениях отстала от Запада и должна, проходя, в принципе, тот же путь развития, кое-чему у него и поучиться, что вполне естественно для всех стран мира и в чем ничего зазорного нет. Они стремились, чтобы Россия усвоила высшие достижения европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала бы различий в традициях и психологии, значения и роли религии и церкви, научилась полностью ценить и признавать политическую свободу и идеи человеческих прав и равенства людей не только перед Богом, но и в реальной социальной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия всегда была и остается органической,
неотъемлемой частью Европы; споры
о месте России в мире и о
ее будущем объективно приводили
к теории и практике ее сближения,
единения (в том числе и «юридического»,
формального) с Европой, – «критика»
Европы зачастую служила как бы «негативным»
основанием к такому сближению. Превалирующая
и в итоге победившая концепция
«западничества» прямо и
Вхождение России в ЕС
в этом плане – лишь первый,
хотя и чрезвычайно важный
шаг. Но это – глобальная
проблема пути России в
Но самое важное, что и заставляет нас сегодня в обязательном порядке обращаться к урокам истории, заключается в том, что при всем плюрализме идей, широкой палитре «красок» речь, в конце концов, как и во времена Чаадаева и Герцена, идет о судьбах и путях России в еще более ответственный, поворотный момент истории: кто мы? куда идем? с кем мы? кто наши союзники и противники? что делать? Речь идет (в контексте объективных процессов нынешней глобализации) о принципиальных и далеко идущих геополитических и геостратегических проблемах, о проблемах национально-государственных интересов и государственной безопасности, о месте и роли России в современном мире, о будущем страны и народа, о том, будем ли мы существовать завтра и как, в каком «качестве» будем существовать, о возрождении величия России. И в этом плане при всем «громадье» проблем великие уроки отечественного «западничества» позволяют нам сегодня сформулировать вполне определенную, конкретную, наиважнейшую и первостепенную задачу, сделать главный вывод: правы наши западники, – Россия, будучи неотъемлемой и важнейшей частью Европы, должна, несомненно, объединиться с ней политически, экономически и т. д., преследуя свои национальные интересы, в целях национально-государственной безопасности, для сохранения России и русского народа, для выполнения задач по выживанию, стоящих перед всем человечеством. Эта задача и этот вывод должны, конечно, конкретизироваться, дополняться, развиваться с учетом современных реалий, используя весь комплекс достижений современной культуры, науки, используя усилия специалистов всех областей теории и практики для проведения, в частности, большого количества исследований, опираясь, естественно, не только на отечественный, но и на западноевропейский опыт.
Необходима детальная
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Западничество и славянофильство: противоположность политических ориентаций