Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:19, реферат
Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
Функции политической культуры:
1. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали".
4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
Политическая культура: понятие, функции, типы.
Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
Функции политической культуры:
1. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
2. Интегративная
- достижение на базе
3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали".
4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
5. Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность, гражданина.
Структура политической культуры включает 3 составляющие: Познавательную - включает в себя политические знания, образованность и элементы политического мышления. Нравственную - касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую - установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .
Уровни политической культуры:
Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.
Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.
Политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.
Типы политической культуры: Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.
Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.
Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Основные пути формирования
политической культуры. Условием формирования
политической культуры людей является
их включенность в политический процесс,
взаимодействие с политической реальностью.
С политической системой взаимодействуют
различные сферы общественной жизни,
все они в той или иной степени
участвуют в формировании политической
культуры, определяют основные направления
этого процесса. Ими являются: целенаправленная
образовательно-
Современные концепции политической культуры.
Психологический подход (школа Г. Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.
Комплексный, обобщающий подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к политическим отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.
Эвристическая концепция
(С. Хантингтон): политическая культура
понимается как гипотетическая нормативная
модель желаемого поведения.
Современные концепции международных отношений. Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, приоритеты и принципы
Современные концепции международных отношений. Международные отношения – сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, гос-ва и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.Основные субъекты МО и мировой политики прежде всего государства и международные организации.Через гос-во народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может сущее. вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Госу-во контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц, общ организаций, фирм, индивидов.Субъекты международных отношений – международные полит или военно-полит, общественные и профессиональные организации: ООН, ЕС, НАТО. Современные тенденции международных отношений: 1)интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека, обеспечения всех аспектов его безопасности; 2)решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов; 3)демилитаризация и демократизация –отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений. Проблемы, стоящие перед МО:1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; 2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; 3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры
.
внешняя политика
РБ:сущность, приоритеты,
принципы. Внешняя
политика – разновидность политики,
регулирующая взаимоотношения между гос-вами
и народами. Внешнеполитические цели отражают
национальные интересы. Реализуя их, гос-во
осущ внешнеполитическую
деятельность. Концепция
внешней политики государства
включает след принципы: 1) защита национ
интересов, целей и приоритетов гос-ва;
2)сохранение и обеспечение экономического,
полит и военно-полит суверенитета, территориальной
целостности и неприкосновенности границ
страны; 3)защита прав, свобод, достоинства
и материального благополучия всех граждан;
4)обозначение регионов и стран, на которые
распространяются жизненно важные интересы
страны; 5)установка внешнеполитической
стратегии на сотрудничество в мировом
сообществе. Внешняя политика РБ служит
обеспечению благоприятных внешних условий
для внутреннего развития страны как основы
поступательного роста благосостояния
бел народа. РБ осуществляет многовекторную
внешнюю политику. Вместе с тем, объективная
ограниченность внешнеполитических ресурсов
диктует необходимость их концентрации
на ряде наиболее важных направлений.
Поэтому, на базе соотнесения собственных
национальных интересов с оценкой международной
ситуации и действий партнеров, в рамках
многовекторности РБ формулирует и
реализует приоритетные направления внешней
политики. Приоритетом
внешней политики Беларуси
в сфере международных
экономических отношений является содействие
развитию нац экономики, которое в современных
условиях требует широкой интеграции
страны в систему мирохозяйственных связей.
РБ выступает за обеспечение прав
человека и основных
свобод. Важным направлением
бел внешней политики
является обеспечение
международной поддержки
в преодолении последствий
Чернобыльской катастрофы.Главный
приоритет внешней политики РБ - страны-соседи.
РФ - основной торговый партнер, источник
широкой поддержки РБ на международной
арене. Для РБ сотрудничество с РФ имеет
стратегическое значение. Следующий
приоритет - партнеры по СНГ. Интересам
РБ отвечает полноформатное сотрудничество
с США по всем направлениям. РБ приглашает
США и ЕС к конструктивному диалогу на
равных условиях.На новый уровень выходят
отношения РБ со странами Латинской Америки.Венесуэлла,
Куба
Политические
идеи эпохи Возрождения
и европ буржуазных
революций 16-18в. Классиком политич
мысли эпохи Возрождения считается Н.Макиавелли
(отделил политич науку от философии).
В своих трудах («Государь» и др.) сформулировал
светскую концепцию государства. Лучшей
формой государства считал республику,
однако утверждал, что итальянская действительность
требует единовластия. Для достижения
своих целей правитель может использовать
любые средства, в том числе и аморальные,
если того требуют обстоятельства. Потому
государь должен сочетать в себе качества
льва (смелость и решительность) и лисицы
(хитрость и осторожность). Важный вклад
в развитие политической теории внес Жан
Боден в труде «6 книг о государстве», где
впервые сформулировал и обосновал понятие
суверенитета как важнейшего признака
государства. Развитие политической мысли
в Новое время в Западной Европе проходило
на фоне буржуазных революций. Главными
проблемами, которые затрагивались политическими
мыслителями, являлись теории природных
прав человека и общественного договора.
Томас Гоббс свою политическую доктрину
изложил в трудах «О человеке», «О гражданине»,
«Левиафан». Гоббс считал: все люди созданы
равными, и каждый из них имеет одинаковое
с другими право на всё. Но человек—существо
эгоистичное, поэтому в обществе царит
«война всех против всех». Избавление
от нее приходит тогда, когда люди, движимые
инстинктом самосохранения, отказываются
от части своих прав, передав их по договору
определенному лицу или группе лиц. Последние
представляют собой государство, которое
и является гарантией мира между людьми.
Гоббс—сторонник абсолютной монархии,
которая должна защищать права человека
и разрешать подданным делать все, что
не запрещено законом. Локк обосновал
идею разделения властей в государстве
между различными органами, чтобы не допустить
злоупотребления ею. Главное для государства
— следование законам
. Структура и механизмы формирования полит элиты. В мире существуют 2е тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым поэтому преобладает в консервативных обществах.
Вторая типична для демократических государств и соответственно ее обуславливает гораздо более широкий круг социальной базы и требует для своего функционирования высокой политической культуры , что является следствием развития политической системы. Хотя и для стран с демократическими принципами государственности диапазон открытости может в большой мере отличаться.
Cтруктура
политической элиты:1)правящая
элита – группа, управляющая общ-вом
от имени гос-ва;2)потенциальные
элиты – группы, стремящиеся к власти;3)селекторат
– группы, подготовленные к выполнению
управленческих задач;4)самодеятельные
элиты - группы, проигравшие выборы,
но активно готовящиеся к очередным выборам;5)элиты
в политике – авторитетные представители
интеллигенции, способствующие укреплению
позиций правящей элиты; 6)связанная
группа – неформальное (анонимное, теневое)
объединение, оказывающее активное влияние
на политику властных институтов гос-ва.Механизмы
формирования элит:1.
Интенсивные внеполитические
и внегосударственные
дискуссии.Дискуссионный механизм
формирования элит в его нынешнем состоянии
неработоспособен. Но исторические примеры
показывают, что дискуссионные площадки
и сами дискуссии являются важной сферой,
где формируется элита, обладающая пониманием
текущей ситуации страны в целом. Этим
они отличаются от площадок для обсуждения
узких профессиональных точек зрения
по частным (например, экономическим или
финансовым) вопросам.2.
Участие в формировании
инстанций власти.3.
Надпрофессионалъные
решения по поводу жизни
страны в целом.4.
Технология «социального
лифта».
Значение выборов в политической жизни государств. Сущность и принципы
Главным
принципом демократии являются выборы.
Посредством выборов
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии [3].
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.
Информация о работе Сори былоб что полезно так нечего предложить пока