Роль женщины в политической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:57, реферат

Краткое описание

Политическая деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть.

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ.docx

— 40.22 Кб (Скачать)

      Роль  женщины в политической деятельности.

       

      Политическая  деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение  слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждения женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты. Вторая половина XX в. характеризуется порывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика – для мужчин, кухня, дети – для женщин.

      Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.

      В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать  участие в жизни страны. Много  внимания уделялось их образованию.

      В сфере политической деятельности зазвучали  имена женщин – политиков: И. Ф. Арманд, П. С. Землячки, А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова.

        Все эти женщины были образованными,  многие – из обеспеченных семей,  у многих были дети. Так, у  И. Арманд и К. И. Кирсановой было по пять детей, у С. Смидович – трое детей.

      Первым  наркомом государственного призрения  была назначена А. М. Коллонтай, председателем  Московского губсовнархоза – И. Ф. Арманд.

      А. Коллонтай в последующем стала  первым послом в Норвегии, а затем  в Швеции. Ее работа в Наркомате  государственного призрения отличалась кипучей энергией по организации  работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных больных. Она  занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. В. И. Ленин отмечал, что  «у нас в партии есть надежные, умные  и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества.

      Бурная  политическая деятельность женщин в  СССР в 30-е гг. постепенно сокращалась. Тезис «Женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных  органах. В 1934 г. упразднили женский  сектор при ЦК ВКП(б). Но в Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х гг. в СССР их было 32,8%, в РСФСР – 35%, в союзных республиках – 36,2%, в автономных – 40,3%. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.

         Первые выборы без квоты в  1989 и 1990 гг. показали, что женский  вопрос в стране не решен  – женщины проиграли выборы. В  1990 г. женщин – депутатов Верховного  Совета РФ было всего 3%, Верховного  Совета СССР – 8,9% от общего  количества депутатов. Так называемые  демократическое общество в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие доступ каждого к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом.

      В 1993 г. женщин – депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще  меньше – 46 человек, или 9,6%.

      Не  было женщин - депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия»» и «Аграрная  партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин и 8 из них избраны по одномандатным избирательным округам.

      Не  стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.

      Выборы 1999 г. в Государственную Думу были еще более негативны в отношении  женщин – избрано всего 34 женщины.

      В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили  женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить?

      Провозглашение  в России свободы и равенства  всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении  полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским  обществом, но также между мужчинами  и женщинами. Степень участия  женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т. е. Включения в демократические  процессы всех членов общества, независимо от пола.

      Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще  не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.

      Мировой опыт парламентаризма свидетельствует  о том, что если в законодательном  органе 10% мест занимают женщины, то это  облегчает принятие законов в  защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются  намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа –  без участия и наделения властными  полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические  и иные проблемы. 

      Особенности стиля деятельности женщины-политика. 

В общественном сознании утвердились особые критерии оценки женщины-руководителя. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются более высокие требования, чем к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше позитивных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким угодно скандальным заявлением – с надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с нее возьмешь – женщина!»

      Что необходимо женщине-политику? Прежде всего, быть компетентной, разбираться в  проблемах, которыми она занимается, слова ее не должны расходится с  делом, она обязательно должна доводить начатое до конца. Женщина-политик должна отличаться большой работоспособностью, владеть сменой ритма, уметь снижать напряженность, обладать милосердием, быть доброй, но строгой, сохранять деловитость, но и женственность.

     Женщина-лидер, в отличие от мужчины, должна иметь, свои принципы, руководящие идеи, основные правила деятельности.

     В основе женского принципа должны, видимо лежать порядок, экономичное расходование сил и ресурсов, доброжелательность. Женский принцип должен основываться на охранительности, накопительстве, магнетизме, т.е. умении привлечь к себе внимание, способности реализовать все ресурсы на повышение благосостояния народа, сохранение материальных и духовных ценностей. Женщина должна отличаться особым умением слушать и воспринимать мудрые советы. Иными словами, женщина должна предпочитать эволюционный путь развития общества.

     Женщин-политиков, так же как и мужчин, необходимо готовить, обучать политическому  и электоральному лидерству. В Москве работает школа женского лидерства  «Гея». Это имя греческой богини, создавшей, согласно мифу, вселенную  из хаоса. Создание школы объясняется  желанием помочь женщинам обрести себя, поскольку среди женщин-парламентариев 70% не вполне уверены в своих силах. Позже такая же школа появилась  в Верхнем Волочке и др. Такого рода школы помогают формировать  политический имидж. 

     Роль  женщин в Федеральном  Собрании РФ, Правительстве, политических партиях  и общественных организациях.

     Интеграция  женщин России в политику идет чрезвычайно  медленно. В высших законодательных  и исполнительных органах власти женщин – единицы. Формирующееся  независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных  решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно  их участию в управлении. В современной России еще меньше, чем в советский период, представлен женщин на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70-х гг. была максимальная занятость женщин в общественном производстве, у женщин был высокий образовательный уровень, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требуют высшего и среднего специального образования.

     Замедленная интеграция женщин в политику объясняется  в первую очередь отсутствием  широкой пропаганды эгалитарной  теории, активной роли государства  в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы средствами массовой информации. Многое зависит и от существующих в стране политических партий. Среди них можно выделить лишь КПРФ с небольшим количеством женщин – депутатов Государственной Думы третьего созыва, НДР, «Яблоко», ЛДПР.

      В программных документах женская  проблематика практически отсутствует, а женский вопрос рассматривается  с патриархальных позиций и чаще всего не на политическом уровне, что  говорит о неспособности или  не желании лидеров партий обеспечивать рост женской политической активности и возможности продвигаться в  государственной системе власти. Это означало бы замещение государственных  постов, распространение женской  культуры в политике, изменение форм и методов, а также качества политики, разработку новой технологии адаптации  в политическую систему, формирование приоритетов, ценностей, новое политическое сознание и мировоззрение.

           Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее  время таких женских организаций  с каждым годом становится все  больше. Разработаны Устав и Программа  Общероссийского общественно-политического  движения женщин России, в которой  сказано, что «подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе – на основе соотношения 50/50».

     Для активизации политической деятельности женщин, необходимо:

  • ликвидировать существующий двойной стандарт (законы и их исполнение). В 1996 г. приняты документы: постановление Правительства РФ «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., Указ Президента РФ «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. и Указ Президента РФ «О повышении женщин в системе органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 30 июня 1996 г. Следовательно, определены действия государства, направленные на достижения реального равноправия женщин, в том числе и усиление их роли в высших эшелонах власти. Однако результатов нет.

     Для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику, нужно:

Информация о работе Роль женщины в политической деятельности