Роль церкви в политической жизни западных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии политическими деятелями.[1] Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на государство тем более необходим, что это приводило и к созидательным, и к разрушительным последствиям.

Оглавление

1. Введение…………………………………………...………....3
2. 1.Общая оценка роли церкви в жизни государств Европы..5
3. 2.Проблема косвенной власти, идеи западных философов относительно государства и религии……...…….…………7
4. Церковь в политической жизни общества..…..………..…..8
5. взаимовлияние современных западных государств и церкви………………………………………………………..12
6. Заключение…………………………………………………..17
7. Список использованной литературы……………………….19

Файлы: 1 файл

полит.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


Московский Государственный Университет Печати

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

 

 

 

 

 

Роль церкви в политической жизни западных государств

 

                   

 

Выполнил студент 3 курса

факультета ПТиТ гр. ЗТук-3-1

заочной формы обучения

Рожнов В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Москва 2010

 

 

 

 

План реферата

 

 

 

 

 

 

1.      Введение…………………………………………...………....3

2.      1.Общая оценка роли церкви в жизни государств Европы..5

3.      2.Проблема косвенной власти, идеи западных философов относительно государства и религии……...…….…………7

4.      Церковь в политической жизни общества..…..………..…..8

5.      взаимовлияние современных западных государств и церкви………………………………………………………..12

     6.  Заключение…………………………………………………..17

    7. Список использованной литературы……………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии политическими деятелями.[1] Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на государство тем более необходим, что это приводило и к созидательным, и к разрушительным последствиям.[2]

Ввиду довольно позднего отделения политической сферы жизнедеятельности человека от сфер экономической, социальной и, в том числе, духовной Религия сыграла немалую роль в жизни государства. Религия, как и государственность, является социальным явлением и, при оценке влияние религии на политику, нельзя не учитывать, что вплоть до восемнадцатого века все знания о социальных явлениях являлись единой целостной системой и не отделялись друг от друга.

[3]Широкая роль политики в религии также обусловлена тем, что две важнейшие функции, присущие политике – регулятивная и интегративная – присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию

 

История государственности, отделенной от церкви относительно небольшая и, в зависимости от государства  насчитывает сто, а то и меньше лет. Даже в наши дни единственное европейское государство, провозгласившее светский характер своей конституции это Франция, в то время как Основной закон Германии обращен к Богу, а Ирландская Конституция – к Святой Троице. Отношения между церковью и государством в Европе чрезвычайно разнообразны. Некоторые страны имеют государственную церковь (Великобритания, Дания, Финляндия, Греция), такие как Франция – провозглашают атеизм, некоторые – отделяют церковь от государства, при этом, практикуя особое отношение к некоторым вероисповеданиям (Испания, Италия, Ирландия, Швеция, Португалия), а некоторые иным образом выражают свое признание роли религии в обществе (Германия, Бельгия, Австрия, Люксембург). [4]Говоря о роли церкви в политической жизни западных стран, нельзя не упомянуть и о христианско-демократических общественно-политических движениях и партиях. Большого подъема эти движения добились после окончания Второй мировой войны.

В настоящее время в мире функционирует более 50 христианско-демократических партий. Особенно влиятельны они в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах. Наряду с региональными объединениями христианских демократов (Европейский союз христианских демократов, христианско-демократическая организация Америки), создан и общепланетарный координационный центр – Всемирный союз христианских демократов. Ряд христианско-демократических партий в течение длительного времени стояли у власти, например в Германии. Их представители во многих странах широко представлены в парламентах.

 

 

Общая оценка роли церкви в жизни государств Европы.

 

Изначально церковь ущемлялась государством, в это время не приходится говорить о вмешательстве церкви в дела государства, а скорее наоборот. Новая церковь вставала на ноги на крови мучеников, это был период активного вмешательства государства в церковь, которое было трагическим для самой церкви. Однако и после становления церкви говорить о ее роли в государственной жизни не приходится, тогда феодалы могли легко менять пап. Однако положение изменил указ, изданный в 1059г., согласно которому пап отныне избирали кардиналы, назначаемые папой, т.е. феодалы и даже король не могли влиять на выбор пап. Хотя доктрина церкви подчеркивала превосходство духовного над мирским, в действительности сама религиозная власть церкви испытывала постоянное вмешательство со стороны светских властей. Даже в начале двадцатого века крупнейшие католические государства Европы оказывали серьезное влияние не только на политику Папы, но даже на его избрание. Франция, Испания и Австрия обладали даже официально признанным церковью правом вето на любую кандидатуру во время анклавов по избранию нового папы. Это продолжалось до 1903 г., когда папа Пий Х (1903—1914) объявил вето не имеющим силы. Церковь становится независимой от  светской власти. В дальнейшем светская власть становится зависимой от церкви. Церковь превратилась в огромную тоталитарную организацию. А тоталитаризм в любом проявлении не терпит никакого инакомыслия. В эпоху феодальной раздробленности множество епископов по всей Европе, в особенности в германских княжествах, являлось светскими государями.

Церковь оказывала влияние на основные институты общественности, такие как образование, судопроизводство, и т.д. Также церковь влияла на государство и политику. Особенно сильно это влияние было в период средневековья, когда власть Ватикана была крайне сильной. Практически во всех европейских государствах церковь была крупнейшим после монарха землевладельцем, что делало ее материально обеспеченной. Также Папа римский мог опираться на военную помощь правителей целых государств. Нельзя не учесть влияние церкви и внутри государства, которая, в свою очередь, также подчинена Ватикану. Чиновники от духовенства нередко занимали ключевые посты внутри государственных систем. Простые же служители церкви имели ряд существенных привилегий. Монахи, священники, епископы, аббаты, кардиналы, диаконы и великое множество других существовали как бы в отдельном мире. Они не платили внешнему миру абсолютно никаких налогов, были свободны от феодальных повинностей и неподсудны светским судам. Более того, бытовало такое выражение: "Последний служитель церкви стоит гораздо больше любого государя". Это было временем наиболее сильного влияния церкви на жизнь государства.

Нередко церковь выступала как реакционная сила силы в европейской политике. Папы определяли и провозглашали официальное мнение церкви по таким либеральным принципам как свобода прессы, отделение церкви от государства и свобода религии. Это мнение было бескомпромиссно отрицательным. Папы прилагали все усилия для отстаивания своего положения правителя в собственном мирском королевстве как залога своей религиозной независимости. Церковь вступала в союз с авторитарными государствами, и до 1859 г. сам папа являлся абсолютным монархом не только в церкви, но ив своем мирском государстве, известном как Папская область в центре Италии

Апогей вмешательства церкви в государственную жизнь стала печально известная инквизиция. Общеевропейская сыскная сеть, организованная инквизицией была еще одной попыткой Святейшего Престола создать всемирное католическое государство. Влияние инквизиции сильно  сказалось на экономике стран Европы. Это было вызвано такой мерой борьбы с еретиками как конфискация имущества. Причем эта мера была доведена до абсурда, так как позволяла церкви присваивать имущество не только живых еретиков, но и мертвых. В последнем случае конфисковывалось имущество наследников вплоть до третьего колена. Подобные меры полностью парализовали промышленность и торговлю на южных территориях Европы.

Также широкое влияние оказала  инквизиция на систему европейского права Судебное производство Инквизиции предполагавшее в своей основе таинственность и строжайшую секретность информации, целиком основывалось на каноническом праве, что добавляло тайны и усугубляло и без того тяжелое положение осужденных. Инквизиция показала, насколько несоответствие законов реально существующим общественным отношениям может быть опасно для общества. Это дискредитировало систему канонического права, и она не рассматривалась как реальная альтернатива Римскому праву. Также это оказало сильное влияние на то, что в Англии получила распространение система прецедента. Как известно в Англии Инквизиция не получила сильного распространения, следовательно и каноническое и обычное право не внушало населению сильного отвращения и это определенно сыграло свою роль формировании правовой системы. Однако, в правовых системах других европейских стран церковные догматы и  церковное писание играло исключительную роль. Достаточно сказать, что библейские заповеди были прописаны в правовых нормах всех стран Европы. Чтобы понять суровость некоторых законов, относящихся к  церкви, достаточно упомянуть, что в случае неуплаты десятины во время,  которая также была введена по всей Европе,  налог платился в двенадцатикратном размере.

 

 

 

 

 

Проблема косвенной власти. Идеи западных философов относительно государства и религии.

 

Разделение влияния над людьми есть явление перманентное, следовательно, это та область отношений между государством и церковью, в которой они постоянно участвуют в деятельности друг друга, изменяя баланс влияния.

История показывает, что тот, кто имеет власть над умами людей  (а с точки зрения религии - над душами), тот имеет реальную политическую власть, независимо от того, в какую форму она обличена и каким образом ее делят государство и церковь. Поскольку религия занимает большое место в умах людей, то становится понятно, почему государство нуждалось в церкви довольно долгое время, то есть, взаимоотношение религии и государства можно рассмотреть как разделение умов людей между двумя сторонами.  При поддержке государства церковью, оно получало часть влияния церкви, которое необходимо для  правления над народом, кроме того, государство могло придавать своим действиям легитимность, основываясь на идее избранности и божьей воле. Однако, это возможно, только когда действия государства одобряются религией, в противном же случае эта функция направляется против действий государства.

На примере реформации можно проследить, как власть меняется от верховной власти церкви в светских и духовных делах к политической системе суверенитета. По словам Гоббса, суверенитет – полное отделение государства от церкви.  Идея Гоббса заключается собственно, в суверенитете государства от церкви в невмешательстве церкви в светские дела. Гоббс считал, что государство возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.).

Широкую поддержку противников монархии  получила работа Этьена Ла Боэси «Рассуждение о добровольном рабстве». В этой работе Боэси осуждал монархию как антиобщественную и антигуманную по своей природе. Боэси говорил о рабстве, в которую монархия ввергает людей, и как одно  из средств такого порабощения он видел именно церковь. В частности, он говорил, что церковь своими ритуалами и показным величием вводит людей в подневольное состояние. Также как одно из средств такого введения в неволю можно рассмотреть страх перед адом, который сулила церковь в случае неповиновения, если учесть суеверность людей тех времен, то это представляется довольно веским аргументом.

Также сильное влияние на общественное сознание Европы оказал Жан Кальвин. Учение Кальвина интересно тем. Что оно развило индивидуализм, до сих пор характерный для общества западных стран. Согласно учению кальвинистов, богословление дается не по правопремности, как принято в католической церкви, а в зависимости от индивидуальной успешности и заслуг. С точки зрения формирования политики это учение интересно тем, что во-первых ослабляет авторитет церкви как посредника, во вторых развивает самосознание человека как индивида, при котором он совершает характерные для данного мышления политические действия.

Общественное движение против феодальных отношений было невозможно без того, чтобы сорвать с них «ореол святости».[5] Оно целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт.[6] С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.[7]

Именно этот случай присутствует в современных политических системах западных стран. В современных странах запада не религия влияет на политику государства, но политика влияет на религию,  в качестве примера непосредственного влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы. Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях по распространению некоторых идей, или дискредитированию отдельных религиозных образований или вполне конкретных людей. Как правило, взаимодействовать с религией стараются силы, стоящие у власти. Воздействие на религию может оказываться через материальную поддержку, апелляцией к общим интересам и давлением со стороны властей. Эти методы используются широко, несмотря на то, что они усугубляют межнациональную и межконфессиональную напряженность.

В данный момент мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства.    По моему мнению, такое положение есть результат более глубокого развития идей реформации.

 

 

 

 

 

Церковь в политической жизни общества.

 

Воздействие церкви на общество напрямую влияет на политику, так как индивид принимает какое либо решение, в том числе политическое, руководствуясь своими соображениями и идеалами. В случае, когда человек относит себя к религиозной конфессии, позиция церкви влияет на решение человека. Порицанием или одобрением действий государства, религия формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть.

Также церковь объединяет социальные интересы. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. У верующих людей есть характерная черта в отношении любого государства. Они во многом недолюбливают государство, поскольку ни одно государство не соответствует идеалу политического и социального устройства, представленному в основополагающих книгах или проповедях любой конфессии. Верующие постоянно тяготеют к созданию параллельного социума, в котором, порой в сектантской атмосфере, они могут попытаться реализовать все свои утопические социально-политические мечты. Вместе с тем возможны религиозно-государственные мифы, которые верующими будут поддерживаться или просто вызывать одобрение в их среде. Характерным примером является распространенный в православной среде миф о прекрасной православной Византии - идеальном государстве, в котором существовала полная симфония отношений между государством и Церковью. Мифом, относящимся к западным государствам являются мифы, распространенные в протестантской среде, в большей степени ориентированы на ценности демократического общества и на развитие человеческой индивидуальности.

Информация о работе Роль церкви в политической жизни западных государств