Профсоюзы как идеологический институт политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:39, реферат

Краткое описание

Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения. То есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов – обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

Оглавление

Профсоюзные организации в идеологических процессах 3
Политико-правовые основы деятельности профсоюзов 4
Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения 8
Литература: 10

Файлы: 1 файл

апв.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Профсоюзные организации в  идеологических процессах

    Важнейшим элементом политической системы  являются общественные организации и движения. То есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов – обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

    Место профсоюзов в политической системе  государства определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное общественное объединение в нашей стране), но и признанием их со стороны государства и объединений нанимателей как равноправных партнеров.

    Преобразования  в конституционно-правовом и социально-экономическом  устройстве Республики Беларусь обозначили новые ориентиры для государства, общества, политических партий, общественных объединений. Права и свободы человека, гарантии их реализации конституционно признаны высшей ценностью общества и государства, а государство провозглашено демократическим социально-правовым.  К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для их профессионально-общественного самоопределения.

    Защита  экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

    Федерация профсоюзов Беларуси выступает за:

  • последовательное построение демократического социального правового государства;
  • неуклонное повышение жизненного уровня населения страны;
  • строгое соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;
  • совершенствование социального партнерства;
  • сохранение стабильности, гражданского мира и согласия в обществе;
  • организационно-финансовое и кадровое укрепление профессиональных союзов.

 

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов

 

    За  последнее время существенно  изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интересов трудящихся.

    Основа  деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Республики Беларусь:

    - в соответствии со статьей  14 "отношения в социально-трудовой  сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон";

    - согласно статье 41 "граждане имеют  право на защиту своих экономических  и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы".

    При этом существующее сегодня конституционное  закрепление полномочий профсоюзов нуждается, по нашему мнению, в совершенствовании. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной инициативы, что затрудняет полноценное участие профсоюзов в нормотворческом процессе.

    Основополагающим  для правового регулирования  деятельности профсоюзов является Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах". В нем, в частности, дается определение профессионального союза, детализируется право граждан на объединение в профсоюзы, определяются гарантии независимости профсоюзов, основания прекращения или приостановления их деятельности, перечисляются направления взаимодействия профсоюзов с органами государственного управления, устанавливаются условия представительности профсоюзов, их основные права и гарантии этих прав.

    Статья 1 Закона Республики Беларусь "О профессиональных союзах" определяет статус профсоюза  как общественной организации, объединяющей граждан для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

    Рассматривая  соотношение профсоюзов и политики, следует отметить:

    - принадлежность или непринадлежность  граждан к профсоюзам не влечет  каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (статья 4);

    - профсоюзы участвуют в разработке  и реализации социально-экономической  политики государства (статья 6);

    - профсоюзы принимают участие  в разработке государственной  политики занятости (статья 10);

    - при проведении забастовок по  инициативе профсоюзов запрещается  выдвижение политических требований (статья 22).

    Анализ  этих норм показывает, что членство в профсоюзе отграничено от реализации политических прав; профсоюзы имеют право участия в социально-экономическом спектре общественных отношений; профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей.

    Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим  и регламентирующим правомочия участия профсоюзов в осуществлении защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, является, безусловно, Трудовой кодекс Республики Беларусь.

    В статье 4 Трудового кодекса отмечается, что он регулирует наряду с трудовыми  отношениями и деятельность профсоюзов. В нем, в частности, отражены: порядок участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; случаи, когда наниматели исполняют свои обязанности по согласованию или с участием профсоюзов; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; представительство профсоюзов и их роль в ведении коллективных переговоров, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений.

    Следует отметить, что и Трудовой кодекс содержит норму, определяющую, в какой мере деятельность профсоюзов может затрагивать сферу политики. Так, из определения социального партнерства следует, что оно является формой взаимодействия профсоюзов и иных субъектов партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 352).

    Трудовой  кодекс содержит запреты на вмешательство  политических партий в сферу трудовых и связанных с ними отношений, в которой осуществляют свою деятельность профсоюзы. Статья 356 не допускает к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений органы, созданные или финансируемые политическими партиями. Запрещается и оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели (статья 388).

    Существенная  роль в определении правовых основ  деятельности профсоюзов принадлежит  нормативным правовым актам, изданным Президентом Республики Беларусь.

    Декрет  Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 "О некоторых мерах  по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений" определяет порядок регистрации (перерегистрации) профсоюзов.

    Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь" установлена представительность профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, ныне действующее Положение, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. № 252.

    Указ  Президента Республики Беларусь от 16 декабря 1997 г. № 639 предоставил профсоюзам ряд  дополнительных полномочий, в том  числе по участию своих представителей в работе коллегиальных органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.

    Среди актов Правительства, расширяющих  нормативную базу для деятельности профсоюзов, следует указать Постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 января 1995 г. № 1 "Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы" и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 "Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде". В соответствии с указанным порядком осуществляют свою деятельность по защите прав и интересов трудящихся профсоюзные правовые и технические инспекторы труда, общественные инспекторы по охране труда.

    Заключаемое Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов охватывает вопросы экономической политики, социальных гарантий, развития рынка труда и гарантий занятости населения, охраны труда и экологической безопасности, социального партнерства.

    К числу правовых норм, составляющих правовую основу деятельности профсоюзов, также необходимо отнести конвенции Международной организации труда, которые, будучи ратифицированными Парламентом Республики Беларусь, возлагают юридические обязанности на субъектов права.

    Республика  Беларусь ратифицировала значительную часть важнейших конвенций Международной организации труда, среди которых есть такие, которые непосредственно затрагивают деятельность профсоюзов: 87-я ("О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы") и 98-я ("О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров") конвенции. Основные принципы и нормы, сформулированные в конвенциях, нашли свое отражение в законодательстве о труде.

    Федерация профсоюзов Беларуси после своего IV внеочередного съезда предприняла ряд шагов в направлении совершенствования правовой основы деятельности профсоюзов. Ее представители принимали участие в подготовке изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в Генеральное соглашение, в нормативные правовые акты, регулирующие порядок перечисления профсоюзных взносов. В настоящий период профсоюзы имеют возможность принять участие в рассмотрении всех проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные вопросы, что способствует защите прав трудящихся и повышению социальной значимости профсоюзов.

    Таким образом, политико-правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь предполагают социальный диалог, а не конфронтацию, проведение комплекса мер по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся, участие в разработке и совершенствовании правовых норм и социальных нормативов.

 

Идеологическое  обеспечение развития профсоюзного движения

    Идеология как система взглядов и идей способна фиксировать и отражать основные тенденции развития белорусской государственности. С развалом Советского Союза, в период становления независимого и суверенного белорусского государства остро встал вопрос идеологической основы воспитания его граждан. В то время как теоретики спорят о том, нужна ли нам идеология, и какова она должна быть, родилось поколение новых граждан, если не совсем лишенных идеологических принципов, то, по крайней мере, не знакомых с принципами, соответствующими нашим понятиям и идеологическим нормам.

    Идеологию нельзя путать с идеологизированностью. Если последнее понятие связано с деятельностью определенных политических партий и несет на себе отпечаток политизированности, то идеология в современном обществе опирается, в первую очередь, на общечеловеческие и общенациональные ценности, устоявшиеся традиции, культуру, что в совокупности является национальными чертами, отличающими один народ от другого.

    В этой связи представляется, что основу нашей идеологии должна составлять национальная идея, базирующаяся на национальных ценностях. К таковым относятся: история, язык, культура, такие понятия, как Родина, суверенитет, независимость, общество, благосостояние и труд, как основа этого благосостояния. Собственно национальная идея, на взгляд автора, уже выработалась в Республике Беларусь и включает следующие составляющие. Первое – суверенитет белорусского государства как извечное чаяние белорусского народа. Второе – Республика Беларусь как государство с социально ориентированной экономикой. В настоящее время речь должна идти о реальном наполнении идеологической работы элементами Национальной идеи.

Информация о работе Профсоюзы как идеологический институт политической системы общества