Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:12, реферат
Принцип разделения властей является одним из основополагающих в организации деятельности и функционировании каждого демократического и правового государства. Необходимость изучения сложившейся ситуации в системе разделения властей в России детерминировано проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативно-правовых актов в нашей стране, политико-правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России
Принцип разделения властей в современной России пока отсутствует
Вторник, 02.08.2011 - 02:43
Блог "Есть мнение"
Принцип разделения властей
является одним из основополагающих
в организации деятельности и
функционировании каждого демократического
и правового государства. Необходимость
изучения сложившейся ситуации в
системе разделения властей в
России детерминировано проблемами,
связанными с практической подготовкой
и реализацией нормативно-
Статья 10 Конституции Российской
Федерации устанавливает
По сути, исполнительная
власть формирует законы, которые
должна исполнять. А ведь законы должны
обладать высшей юридической силой,
готовиться и приниматься только
законодательным (представительным) органом.
На практике это, порою приводит к
различным политико-
Данный пример наглядно показывает,
что законодательную политику в
нашей стране определяет не парламент,
а высший орган исполнительной власти,
что противоречит принципу разделения
властей. При этом доминирование
в государственной системе
Однако есть и властные
структуры, доминирующие над органами
исполнительной власти, например, Администрация
Президента Российской Федерации. Президент
наделен полномочиями, позволяющими
ему обеспечивать согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти
(ст. 80 Конституции РФ). При этом Президент,
являющийся гарантом Конституции, прав
и свобод человека, выступает, в некоторых
случаях, как самостоятельная ветвь
государственной власти. Так, статья
90 Конституции РФ предполагает подзаконный
характер указов Президента, но в ней
не говорится об их следовании федеральным
законам. Отсутствует и перечень
вопросов, подлежащих регулированию
исключительно законом. Президент
России неоднократно издавал указы
по вопросам, отнесенным к ведению
правительства (например, о социальных
выплатах). Учитывая подобную практику,
способствующую возникновению правовых
коллизий, а также частое несоответствие
одних нормативных актов
По нашему мнению, верховенство
Президента РФ в системе государственных
органов подтверждается целым рядом
конституционных формулировок. Так,
ст. 80 подчеркивает его право определять
основные направления внутренней и
внешней политики государства в
соответствии с Конституцией и федеральными
законами. Данное положение весьма
абстрактно, а отсутствие специального
закона о Президенте дает основание
для широкого истолкования этой нормы.
Президент обладает мощными рычагами
воздействия на законодательную
и исполнительную ветви государственной
власти. На законотворческую работу парламента
он вправе влиять, пользуясь правом
отлагательного вето, причем Конституция
не требует юридически обосновывать
это действие. Кроме того, целый
ряд законопроектов был возвращен
в Государственную Думу без рассмотрения.
Подобное затягивание процесса законотворчества,
связанное с отклонением
Конституционный Суд Российской Федерации, как Верховный Суд России занимает одну из главенствующих ролей в судебной системе государства и имеет право законодательной инициативы. Однако в отличие от того же Верховного Суда у него нет в подчинении структуры нижестоящих судов, поэтому Конституционный Суд не имеет возможностей контроля за исполнением государственных решений и механизмов административного воздействия. Но в то же время Конституционный Суд, разрешая спорные вопросы о соответствии Конституции Российской Федерации различных законодательных документов, оказывает этим влияние на последующее принятие государственных решений.
Таким образом, в Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебные ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей. Для введения на практике принципа разделений властей в России предлагаем:
1) минимизировать участие
исполнительной власти в
2) между законодательными
и исполнительными органами
3) обеспечить подлинную
независимость судебной власти,
которая должна
4) ни одна из трех
ветвей власти не должна
5) споры о компетенции
должны решаться только
6) внести в Конституцию
России дополнительное
Информация о работе Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России