Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Принцип разделения властей является одним из основополагающих в организации деятельности и функционировании каждого демократического и правового государства. Необходимость изучения сложившейся ситуации в системе разделения властей в России детерминировано проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативно-правовых актов в нашей стране, политико-правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Файлы: 1 файл

Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России.docx

— 35.00 Кб (Скачать)

Проблемы реализации принципа разделения властей в современной  России

Принцип разделения властей  в современной России пока отсутствует 

Вторник, 02.08.2011 - 02:43

Блог "Есть мнение"

Принцип разделения властей  является одним из основополагающих в организации деятельности и  функционировании каждого демократического и правового государства. Необходимость  изучения сложившейся ситуации в  системе разделения властей в  России детерминировано проблемами, связанными с практической подготовкой  и реализацией нормативно-правовых актов в нашей стране, политико-правовыми  отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и  судебной.

Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает самостоятельность  и абсолютную независимость ветвей власти друг от друга. Это основа и  ценность конституционного строя нашей  страны. Но соблюдается ли это положение  на практике в деятельности всех органов  государственной власти? Полагаем, что на практике реальное разделение властей в нашей стране только лишь складывается. В делении властей  по горизонтали в современной  России преобладает/доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации. Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, в состав которого входит Совет Федерации, состоящий из представителей исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. В настоящее время, основная часть законопроектов готовится в стенах министерств, ведомств, агентств и служб.

По сути, исполнительная власть формирует законы, которые  должна исполнять. А ведь законы должны обладать высшей юридической силой, готовиться и приниматься только законодательным (представительным) органом. На практике это, порою приводит к  различным политико-административным казусам. Так, например, после внесения Правительством в Государственную Думу законопроекта о рыболовстве в марте 2011 года по всей стране прошли массовые выступления рыбаков против отмены бесплатной рыбалки. В то время, премьер-министр В.В. Путин поручил главе Росрыболовства А.А. Крайнему вместе с депутатами ГосДумы и общественностью в самые короткие сроки доработать закон о рыболовстве. Но проблема, на наш взгляд состоит, в том, что не Росрыболовство должно определять «правила игры» в обсуждаемой сфере общественной деятельности, и даже не Правительство России, а законодательная власть в лице депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ!

Данный пример наглядно показывает, что законодательную политику в  нашей стране определяет не парламент, а высший орган исполнительной власти, что противоречит принципу разделения властей. При этом доминирование  в государственной системе исполнительной власти происходит при слабости парламентского контроля и практическом неучастии  парламента в формировании правительства, недореформированных судебной и правоохранительной системах, попытках вмешательства в государственную деятельность крупных финансово-промышленных групп, которое предопределило расцвет коррупции, в государственных органах.

Однако есть и властные структуры, доминирующие над органами исполнительной власти, например, Администрация  Президента Российской Федерации. Президент  наделен полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). При этом Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека, выступает, в некоторых  случаях, как самостоятельная ветвь  государственной власти. Так, статья 90 Конституции РФ предполагает подзаконный  характер указов Президента, но в ней  не говорится об их следовании федеральным  законам. Отсутствует и перечень вопросов, подлежащих регулированию  исключительно законом. Президент  России неоднократно издавал указы  по вопросам, отнесенным к ведению  правительства (например, о социальных выплатах). Учитывая подобную практику, способствующую возникновению правовых коллизий, а также частое несоответствие одних нормативных актов другим, представляется необходимым законодательно решить проблему разграничения компетенции  этих государственных органов. Принимая во внимание опыт зарубежных стран, давно  использующих такую модель государственного устройства, важен определенный баланс полномочий между главой государства  и органом, контролирующим правительство. В Российской Федерации присутствие  данного баланса в настоящее  время слабо выражено.

По нашему мнению, верховенство Президента РФ в системе государственных  органов подтверждается целым рядом  конституционных формулировок. Так, ст. 80 подчеркивает его право определять основные направления внутренней и  внешней политики государства в  соответствии с Конституцией и федеральными законами. Данное положение весьма абстрактно, а отсутствие специального закона о Президенте дает основание  для широкого истолкования этой нормы. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную  и исполнительную ветви государственной  власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето, причем Конституция  не требует юридически обосновывать это действие. Кроме того, целый  ряд законопроектов был возвращен  в Государственную Думу без рассмотрения. Подобное затягивание процесса законотворчества, связанное с отклонением законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному  взаимодействию Президента и Федерального Собрания. Конституция России определяет одну из главенствующих ролей Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе государства. Верховный  Суд РФ имеет право законодательной  инициативы, то есть участвует в  образовании и формировании законодательной  базы страны. Так как глава Верховного Суда назначается Советом Федерации  по представлению Президента России, то это создает механизм влияния, прежде всего, президентской администрации  и самого Президента РФ на деятельность Верховного Суда России. Исходя из практики и специфики политической жизни  России, мы можем отметить, что у  Верховного Суда нет рычагов административного  воздействия и влияния на принятие государственных решений. Кроме того, через структуру и практику деятельности всех судов общей юрисдикции (городских, районных, областных, военных) Верховный Суд получает возможность косвенного контроля за выполнением государственных решений.

Конституционный Суд Российской Федерации, как Верховный Суд  России занимает одну из главенствующих ролей в судебной системе государства  и имеет право законодательной  инициативы. Однако в отличие от того же Верховного Суда у него нет  в подчинении структуры нижестоящих  судов, поэтому Конституционный  Суд не имеет возможностей контроля за исполнением государственных решений и механизмов административного воздействия. Но в то же время Конституционный Суд, разрешая спорные вопросы о соответствии Конституции Российской Федерации различных законодательных документов, оказывает этим влияние на последующее принятие государственных решений.

Таким образом, в Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебные ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей. Для введения на практике принципа разделений властей в России предлагаем:

1) минимизировать участие  исполнительной власти в подготовке  законопроектов. Правительство и  подчиненные ему органы государственной  власти должны заниматься только  исполнением законов и быть  подконтрольными парламенту, особенно, в части расходования бюджетных  средств. 

2) между законодательными  и исполнительными органами власти  создать баланс полномочий, исключающий  перенесение центра властных  решений на одного из них,  а тем более всей полноты  власти.

3) обеспечить подлинную  независимость судебной власти, которая должна руководствоваться  только Конституцией, ратифицированным  Россией международными договорами, федеральным законодательством,  законами субъектов РФ, защищая,  прежде всего интересы человека  и гражданина, и в пределах  своей компетенции действовать  самостоятельно.

4) ни одна из трех  ветвей власти не должна вмешиваться  в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с  другой властью; органы исполнительной  власти не должны формировать  органы судебной власти/

5) споры о компетенции  должны решаться только конституционным  путем и через определенную  законом правовую процедуру, т.е.  Конституционным судом РФ на  федеральном уровне и конституционными (уставными) судами - на уровне  субъектов РФ.

6) внести в Конституцию  России дополнительное положение  (статью), которая бы предусматривала  правовые способы сдерживания  каждой власти двумя другими,  т.е. содержала бы взаимные  противовесы для всех властей. 


Информация о работе Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России