Правовой статус Центрального банка Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Нормативные акты Российской Федерации не дают однозначного ответа на вопрос о месте Центрального банка Российской Федерации (далее - Банка России) в системе органов государственной власти. Более того, фактически в настоящее время не определена законодателем и организационно-правовая форма Банка России как юридического лица. В законе лишь указывается, что он имеет уставный капитал и вправе осуществлять банковские операции и сделки, а также ежегодно подлежит аудиторской проверке.

Оглавление

Стр.
Введение …………………………………………………………….

Исторические особенности генезиса банковской системы России ……………………………………………………………………..
Особенности современного правового положения Центрального банка России ……………………………………………..

Заключение …………………………………………………………

Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Представляется, что поиск для Банка России конкретной организационно-правовой формы  юридического лица в рамках гражданского законодательства лишен смысла, так  как Банк России - прежде всего орган  государственной власти специальной компетенции, а его статус как юридического лица имеет подчинительный характер и связан, как будет показано позднее, со стремлением законодателя обеспечить его независимость и наделить всем спектром возможностей для заключения гражданско-правовых сделок.

Представляется  верным при анализе правового  положения Банка России учитывать  причины, по которым отдельные элементы его правового статуса были сконструированы  именно таким образом.

Конкретные  элементы конструкции правового  статуса Банка России обусловлены поставленной перед законодателем целью - обеспечить независимость Центрального банка страны, одновременно предоставив весь комплекс функциональных средств для решения поставленных перед ним задач при условии прозрачности деятельности Банка России для целей контроля его деятельности.

Две ипостаси Банка  России - совмещение юридического лица и федерального органа государственной  власти - обусловлены, в первую очередь, необходимостью ограниченного и  вместе с тем непосредственного  перманентного участия в гражданском обороте, одновременно оказывая регулирующее воздействие на участников этого оборота - кредитные организации. Статус юридического лица, так же как и отсутствие принадлежности к органам исполнительной власти, служит надежной гарантией иммунитета имущества Банка России от притязаний кредиторов Российской Федерации. При этом многие особенности правового положения и статуса Банка России были обусловлены исторически социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в России в последние годы. С учетом уникальности указанных процессов проводить прямые аналогии и бездумно копировать правовой режим центральных банков других развитых и развивающихся стран не представляется целесообразным.

Как субъект  государственного управления и регулирования  в сфере денежно-кредитной системы, Банк России наделен государственно-властными полномочиями и правом издавать нормативные акты в этой сфере, а с другой - он является элементом банковской системы страны и участником хозяйственных отношений, что предполагает наделение Банка России всеми признаками юридического лица.

Важнейшим принципом  взаимодействия Банка России с другими  органами государственной власти является принцип его независимости в  процессе осуществления своих функций. Суть независимости заключается  в ограничении вмешательства органов государственной власти в деятельность Банка России, а также в автономности и самодостаточности Банка России. Так, предполагается наличие у Банка России необходимого для выполнения закрепленных за ним функций инструментария и возможность свободного самостоятельного выбора и применения тех или иных инструментов денежно-кредитной политики, финансовой независимости (для ее обеспечения потребовалось ввести положение о самофинансировании Банка России), кадровой независимости.

При анализе ключевых элементов правового статуса Банка России не выявлено противоречий законодательства, требующих незамедлительного устранения, его сложный и многогранный характер определяется сложностью поставленных перед Банком России задач.

При анализе  правового статуса Банка России нельзя обойти вниманием вопрос о наборе его компетенций. Данный вопрос актуален в связи с непрекращающимися на протяжении многих лет попытками ограничить существующие полномочия Банка России. Так, в частности, предлагается разделить функции Банка России и отделить эмиссионную функцию и функцию по разработке и проведению денежно-кредитной политики от функции банковского регулирования и надзора.

Существует  ли настоятельная необходимость  разделения функций банковского  регулятора и функций по разработке и проведению денежно-кредитной политики, а также эмиссионной функции? Осуществляя надзор за деятельностью кредитных организаций, держа руку на пульсе банковского сектора, Банк России в состоянии оперативно реагировать и вносить изменения и дополнения в проводимую им денежно-кредитную политику. Изъятие регулирующих и надзорных функций неминуемо отдалит Банк России от банковского сектора.

Вместе с  тем нельзя не отметить, что существующий набор полномочий Банка России не идеален. Представляется, что участие Банка России в капитале кредитных организаций не согласуется с одновременным осуществлением функций банковского регулятора. Такое участие приносит весьма неплохой доход. Данное обстоятельство ставит под вопрос, хотя бы и риторический, объективность банковского надзора.

 

 

Заключение

 

Вопрос о  правовом статусе Банка России имеет  важное практическое значение, и поэтому  его решение может существенно  повлиять на организацию и эффективность  функционирования не только банковской системы, но также на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последние десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их четкой концепции, переходный характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти - все это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве и вызывает в настоящее время ряд острых вопросов.

Вопросы касаются места Центрального банка РФ в системе органов государственной власти и его организационно-правовой формы.

Двойственность  правового положения Банка России можно объяснить не только следованием  международной банковской практике, но и намерением государства предотвратить возможность обращения взыскания кредиторов на наиболее ликвидные активы (золотовалютные резервы), находящиеся во владении и пользовании Банка России. Ввиду того что изъятие и обременение золотовалютных резервов без согласия Банка России или принятия соответствующего федерального закона не допускается, обратить взыскание на активы Банка России по долгам государства практически невозможно.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ  (часть первая) в ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  3. <Письмо> МНС РФ от 09.08.2002 N ШС-6-14/1212 "О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01" // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  4. Братко А.Г. Центральный банк в банковский системе России. М. 2001.
  5. Гильманов Э.М. К вопросу о месте Центрального банка Российской Федерации в системе расходов бюджета // Банковское право. 2007. N 5.
  6. Дружинин Д.Н., Тоцкий М.Н. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации (Дружинин Д.Н., Тоцкий М.Н.) // Финансовое право. 2006. N 6.
  7. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. Автореф. М., 2001.
  8. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М.: Юристъ, 2009.
  9. Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка Российской Федерации // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 172.
  10. Прохоренкова И.С. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации – Банка России// Современное право. 2001. № 12.

1 Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001. С. 128.

2 Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М.: Юристъ, 2009. С. 128.

3 Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. Автореф. М., 2001. С. 12.

4 Прохоренкова И.С. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации – Банка России// Современное право. 2001. № 12.

5 Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка Российской Федерации // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 172.

6 Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка Российской Федерации // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 173.

 

 


Информация о работе Правовой статус Центрального банка Российской Федерации