Понятие и принципы федерального устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Федеративное устройство российского государства — это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

Файлы: 1 файл

печать4.doc

— 57.00 Кб (Скачать)
  1. Понятие и принципы федерального устройства России

Федеративное  устройство российского государства  — это его политико-территориальная  организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее  из равноправных субъектов. Их несколько  видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Государственное устройство Российской Федерации в  течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Россия была провозглашена федеративным государством в январе 1918 г. третьим Съездом Советов, и это нашло свое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г.

На стабилизацию федеративного устройства был направлен  Федеративный договор — Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г.

     Федеративное  устройство России базируется  на принципах, закрепленных

 Конституцией  РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного  строя.

Первым Конституция  РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не им! ют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация — государственное  по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

     Единство  системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.

     Структура  государственной власти многосложна.  Субъекты Федерации пользуются  значительной самостоятельностью  в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции РФ эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных Конституции и законов и исполнять их.

     Система  государственных органов субъектов  Федерации устанавливается ими  самостоятельно, но в соответствии  с основами конституционного  строя РФ и общими принципами  организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Важная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

     Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства  России. 

      К числу принципов федеративного  устройства России относятся  принципы равноправия и самоопределения  народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федеративного строитель свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма дарственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения (например, частично Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Однако многие федерации построены по национальному принципу (например, США, Германия). Российская Федерация, а также бывший СССР рассматриваются как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как  федерации,   построенные   по   национально-территориальному принципу.

     Многочисленные   национальные   государства   и   национально-государственные  образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.

     В  настоящее время в состав Российской  Федерации входят субъекты  Федерации,  образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа)  и по территориальному (края,  области,  города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). Указанные два принципа организации   субъектов  Федерации   (национально-территориальный  и территориальный) — существенные   характеристики    федеративного устройства России.

2.Основы конституционного  статуса России и ее субъектов

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного  устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции ними.

     Конституционный  статус Российской Федерации  включает наряду с рассмотренными  выше фундаментальными положениями  и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

     Это,  прежде всего наличие имеющихся  у Российской Федерации государственно-правовых  признаков, характерных для федеративного  государства:

     1) суверенитета Российской Федерации,  распространяющегося на всю ее территорию и проявляющегося в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов;

     2) федеральной Конституции и федеральных  законов;

     3) федеральных органов государственной  власти (законодательных, исполнительных, судебных), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

     4) государственной территории, целостной  и неприкосновенной, включающей  территории всех субъектов Федерации,  внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над  ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств);

     5) единого гражданства РФ;

     6) государственного языка;

     7) единых Вооруженных Сил;

     8) единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

     9) государственных символов: Государственные  флаг, герб и гимн Российской  Федерации;

   10) столицы  Российской Федерации.

     Эти  важнейшие элементы конституционного  статуса Российской обусловливают  характер и содержание ее компетенции,  конкретные полномочия и предметы ведения.

3.Разграничение  предметов ведения полномочий  между федерациями и ее субъектами

     Конституционно-правовой  статус Российской Федерации  находит свое конкретное юридическое  выражение в закрепленных Конституцией  РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти. Под предметами ведения Российской Федерации понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.

     Конституция  РФ закрепляет предметы ведения,  принадлежащие исключительно Российской  Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся  в совместном ведении Российской  Федерации и ее субъектов (ст. 72).

     В  сфере государственного строительства  к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

     Российская  Федерация устанавливает систему  федеральных органов законодательной,  исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирует федеральные органы государственной власти.

     В  исключительном ведении Российской  Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное  и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

     В  сфере экономического и социально-культурного  строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.

     Российская  Федерация определяет правовые  основы единого рынка; ведает  финансовым, валютным, кредитным, таможенным  регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает  основы ценовой политики. В ее  исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

     Российская  Федерация устанавливает федеральный  бюджет; федеральные налоги и  сборы; федеральные фонды регионального  развития. В ее ведении находятся  федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

     К  предметам исключительного ведения  Российской Федерации принадлежат  метеорологическая служба, стандарты,  эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

     В  сфере внешних отношений и  защиты государственного суверенитета  Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

     К  ведению Российской Федерации  относятся также оборона и  безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

4.Местное  самоуправление Российской Федерации

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции  РФ (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые  Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Информация о работе Понятие и принципы федерального устройства России