Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:53, реферат
Федеративное устройство российского государства — это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
Федеративное
устройство российского государства
— это его политико-
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).
Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Россия была провозглашена федеративным государством в январе 1918 г. третьим Съездом Советов, и это нашло свое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г.
На стабилизацию федеративного устройства был направлен Федеративный договор — Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных
Конституцией
РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ
Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не им! ют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.
Структура
государственной власти
Система
государственных органов
Разграничение
предметов ведения и
К числу принципов
Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.
В
настоящее время в состав
2.Основы конституционного статуса России и ее субъектов
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции ними.
Конституционный
статус Российской Федерации
включает наряду с
Это,
прежде всего наличие
1)
суверенитета Российской
2)
федеральной Конституции и
3)
федеральных органов
4)
государственной территории, целостной
и неприкосновенной, включающей
территории всех субъектов
5) единого гражданства РФ;
6) государственного языка;
7) единых Вооруженных Сил;
8) единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
9) государственных символов: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации;
10) столицы Российской Федерации.
Эти
важнейшие элементы
3.Разграничение
предметов ведения полномочий
между федерациями и ее
Конституционно-правовой
статус Российской Федерации
находит свое конкретное
Конституция
РФ закрепляет предметы
В
сфере государственного
Российская
Федерация устанавливает
В
исключительном ведении
В
сфере экономического и
Российская
Федерация определяет правовые
основы единого рынка; ведает
финансовым, валютным, кредитным, таможенным
регулированием, денежной эмиссией.
Российская Федерация
Российская
Федерация устанавливает
К
предметам исключительного
В
сфере внешних отношений и
защиты государственного
К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
4.Местное
самоуправление Российской
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Согласно Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.
Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Информация о работе Понятие и принципы федерального устройства России