Политология и Средства массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино-, звуко-, видеозаписи.

Оглавление

Введение
1. Понятие средств массовой информации, их функции
и роль в политике
1.1 .Понятие средств массовой информации
1. 2 Функции и роль средств массовой информации в политике
2 СМИ в политической коммуникации.
2.1 Основные типы коммуникаций. СМИ в политической
коммуникации
3. Политическое манипулирование и общественное мнение

Файлы: 1 файл

КР ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

Полуправда. Этот способ, используемый СМИ для обеспечения доверия  аудитории, заключается в объективном  и подробном освещении конкретных, малозначительных деталей и умалчивании  более важных фактов или же общей ложной интерпретации событий (в зависимости от настроения масс).

Создание "послеобраза". Все шире и квалифицированнее  СМИ используют технику создания так называемого "послеобраза". Если представить большой белый лист, на котором написано "Только Иванов", то сразу же возникает вопрос: "Что - "только Иванов"? С какой стати?" Озадаченный мозг не может найти ответа на эти вопросы, но "послеобраз" Иванова надолго задерживается в голове и начинает воздействовать на поведение индивида. Человек начинает "додумывать", теряться в догадках, выстраивая цепочку возможных событий или действий, связанных, как он считает, с этим Ивановым. В телевизионных роликах этот эффект создается с помощью подрыва пленки или пролонгированной паузы, которая может длиться либо несколько секунд, либо (что бывает чаще) несколько недель, и в результате окончательно измученному догадками индивиду "открывается истина": оказывается Иванов и только Иванов достоин стать Президентом России.

Осмеяние представляется наиболее интересным для изучения и  часто используемым в СМИ методом  информационно психологического воздействия на массовое сознание. Суть этого метода заключается в высмеивании как конкретных лиц, так и взглядов, идей, программ различных организаций и объединений. Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, которое в дальнейшем распространяется и на другие его высказывания и взгляды.

Техника "создания контрассоциаций" с целью ассоциировать политика со сложившимся в сознании положительным  образом.

Апелляция к конкретным фактам и документации. Данная техника основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели "голым" словам.

Возможности манипулятивного  использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.

Существенными препятствиями  для манипулирования является собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального и группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные интерпретации.

Так, например, провал экономической  политики правительства можно объяснять  по-разному: его некомпетентностью  или коррумпированностью, тяжелым  наследием прошлого режима, неизбежностью  трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п. Наиболее слабы  у населения защитные механизмы  против манипулирования в области  новой проблематики, по отношению  к которой у него еще не сложилось мнение.

 

Негативные последствия  деятельности СМИ могут быть надежно  и эффективно ограничены их общественной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической социальной, собственно политической (принудительной) и духовно-информационной властей. Подпадание главных СМИ под контроль экономически и (или) политически господствующих групп означает конец демократии или, по меньшей мере, ее существенную деформацию.

Независимость масс-медиа  могут обеспечить соответствующие  формы их общественной организации. Существуют три главных формы  современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМИ находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа — их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.

В условиях государственной  организации СМИ принадлежат  государству и прямо финансируются и контролируются им. Преимуществом этой формы организации, преобладающей, например, во Франции, является независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать их конкурентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для государственного бюджета.

Общественно-правовая организация  СМИ стремится освободить их от государственной  и частной зависимости. По этой модели они финансируются главным образом  за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления, хотя в целом  контролируются общественными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций. Эта модель организации радио и телевидения преобладает в ФРГ, хотя здесь существует и частное теле- и радиовещание. Пресса же полностью находится в частном владении.

Ни один их трех рассмотренных  выше способов общественной организации СМИ не является универсальным, лишенным недостатков. По всей вероятности, наилучшим образом гарантировать независимость СМИ от узковедомственных влияний и срастания с экономической или государственной властью можно лишь на основе сочетания всех трех форм, с учетом особенностей конкретной страны.

Эффективному выполнению масс-медиа своих функций в  обществе способствует их разнообразие и соревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое во многих странах предоставление времени вещания всем политическим силам, пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.

В современном мире под  воздействием жесткой конкуренции  наметилась тревожная для демократии тенденция концентрации СМИ. Она проявляется в резком сокращении численности местных газет, в образовании мощных национальных и транснациональных корпораций, контролирующих обширные информационные пространства, в усиливающейся зависимости мелких теле- и радиостанций от информационных гигантов. Чтобы не допустить монополизации СМИ, многие государства принимают специальные законы, ограничивающие возможности поглощения мелких масс-медиа крупными корпорациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

   1.Андреев Э. М. Средства  массовой информации и реформирование  России – «Социально-политический  журнал», 1996, №4.

   2.Балытников В. «Четвертая  власть: правовое регулирование.  – «ОНС», 1995, №6.

   3.Борисов К. Пираты против  монополий - «Свободная мысль», 1997, №2.

   4.Дмитриади Д. Н. Политическая  реклама как средство неконфликтного  разрешения противоречий в обществе  – «Социс», 1994, №3

    5.Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.

   6.Засурский И. Политика, деньги и пресса в современной России. - «Свободная мысль», 1996, №10.

    7.Мельникова М. А. Информационная стабильность как фактор управления конфликтом. – «Социс», 1996, №3.

    8. Политология : Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.;Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.

.

 

 

 

 

 


Информация о работе Политология и Средства массовой информации