Политика и Экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:42, лекция

Краткое описание

Экономика и политика - проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политической наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет в отношении России, находящейся в процессе перехода к рынку и демократии.

Файлы: 1 файл

Политика и экономика.docx

— 18.85 Кб (Скачать)

Политика  и экономика

Введение 

Экономика и  политика - проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политической наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое  развитие, а также политические последствия  экономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет в отношении России, находящейся  в процессе перехода к рынку и  демократии.

1 Соотношение и взаимосвязь политики  и экономики (методология проблемы)

 

В политической науке и социологии сложились  два методологических подхода к  рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные  западные теории рассматривают эти  сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают  первичной политику. Поскольку все  явления, события, процессы реальной жизни  взаимосвязаны, постольку каждое явление  есть одновременно и политическое и  экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.

Нельзя рассматривать  экономику в качестве некой самостоятельной  сферы сферой общественной жизни  вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.

В современной  науке преобладают подходы, отвергающие  экономический детерминизм. Можно  выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:

1) экономика  и власть, два исторических типа  их взаимоотношений;

2) роль государства  в экономике и основные модели  его экономической политики.

1. Исходной  категорией политики является "власть", а экономики -"богатство" (под которым понимается все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть и богатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнее играет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается в государственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдении всеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтому политика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий и поддерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономических институтов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношении выступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры.

2. Исторически  отношения власти - подчинения возникли  раньше, чем отношения собственности.  В дальнейшем сложились два  основных типа взаимоотношений:  а) "власть - собственность", т.е.  господство политической власти  в обществе и подчиненное, производное  положение собственности; б)"собственность - власть". Первый тип характерен для "восточной деспотии", "азиатского способа производства", в котором К.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитого института частной собственности; во-вторых, слияние собственности и государственной власти при доминировании последней; в-третьих, господство бюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средством получения богатства. Развитие экономики происходит через хозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государство неудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, поскольку обслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения. Второй тип отношений "собственность-власть" сложился в западном обществе. Его отличительная черта - автономия собственника в сочетании с товарным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервые в античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формирование структур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводителем, опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отделялась от власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Так сложились главные системообразующие элементы общества: частная собственность, рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), их равноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. В середине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология, проповедующая лозунг "лесе фэр, лесе аллер" (фр. дайте действовать, предоставьте обстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренцию и рыночное саморегулирование, благодаря которой "невидимая рука" (А.Смит, 1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государству при этом отводилась роль "ночного сторожа". Популярным среди либералов стало требование "меньше государства!". Жизнеспособность этой модели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ. (см.2. стр143).

Особенности взаимодействия экономической и  политической сфер общества в современной  России.

Взаимодействие  экономической и политической систем общества основывается на общих закономерностях. Ряд из них был отмечен в  данной главе. Однако несомненным является тот факт, что в разные времена  и в разных странах данное взаимодействие имеет специфические особенности. В этом отношении показателен  пример современной России. В рамках взаимодействия экономической и  политической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены либо никогда  не были актуальными. Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего реализуется сложнейший процесс определения нового места государства в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: какая часть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Что конкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании и управлении общим хозяйственным процессом в стране?

Взаимодействие  экономической и политической систем в современной России можно смело  назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам  и целям политической программы  проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется  в том, что в стране одновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношениях процессы, как:

  • становление многообразия форм собственности;
  • развитие многообразия форм предпринимательской

деятельности;

  • видоизменение участия организаций и частных лиц в 
    формировании доходной части бюджета (создание новой 
    налоговой системы);
  • решение неведомых в прошлом проблем национального 
    масштаба: инфляция, безработица, организованная 
    преступность и др.;
  • становление системы правового обеспечения экономических процессов и т.п.

Если при  этом добавить, что взаимодействие экономической и политической систем в России происходит в условиях острой политической борьбы за власть, то при  отсутствии единой концепции преобразования хозяйственной жизни сложность  ситуации будет оценена в достаточно полной мере. Однако оптимизм вселяет  то обстоятельство, что Россия пошла  по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические  страны, добившиеся существенных успехов  в развитии экономических и политических систем (см.5, стр.268).

Заключение

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно  сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую  систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.   Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условия индустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения финансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностям соотношения производства и потребления.


Информация о работе Политика и Экономика