Политический процесс. Особенности политических процессов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

На исходе ХХ и начале ХХI вв. четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.
Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает:

Оглавление

Введение.
1. Структура политического процесса:
1.1 Частные политические процессы.
1.2 Общий политический процесс.
1.2.1 Эволюционная форма
1.2.2 Революционная форма.
1.2.3 Кризис.
1.3 Отличие частного политического процесса от общего.
2. Общий политический процесс в России.
2.1 Особенности политического процесса в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Политический процесс.docx

— 26.88 Кб (Скачать)

Тема: Политический процесс. Особенности политических процессов в России.

     Введение.

1. Структура политического процесса:

     1.1 Частные политические процессы.

     1.2 Общий политический процесс.

         1.2.1 Эволюционная форма

         1.2.2 Революционная форма.

         1.2.3 Кризис.

      1.3 Отличие частного политического  процесса от общего.

2. Общий политический процесс в России.

     2.1 Особенности политического процесса в России.

     Заключение.

 Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На  исходе ХХ и начале ХХI вв. четче стало  видно влияние  политики, политических инструментов и процессов на  судьбы  отдельных  людей  и  целых народов. В  эпицентре  мировых  политических  событий  оказалась  Россия.  В настоящее время, по всей видимости, нет другой  такой  страны,  где  ярко  и  одновременно  проявились  бы   парадоксы   общественно-политической   жизни: политизированность широких слоев  населения, СМИ и аполитическая  пассивность этого  же  населения;  возникновение  массы  новых   инструментов   и   форм политического  участия и отсутствие опыта и  знаний  демократического  участия  в управлении делами государства.

     Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает:

 1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта

2) совокупность  последовательных действий для  достижения определенного результата.

     Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической  теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д.

     Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Степень научной разработанности политических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию. 
 
 

     1.Структура политического процесса.

     Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные.

     Общий политический процесс охватывает все  общество и ведет к смене состояния  его политической системы.

     1.1 Частные политические процессы - это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом.  Частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (управление обществом). Эти процессы также отражают различные пути презентации различными политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе, деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Не смотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не ведет к существенным изменениям политической системы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене монархии республикой и др.

     1.2 Общий политически процесс - форма, которая отражает движение политической системы в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество. Речь идет о процессе политического развития государства. Общий политический процесс не  простая сумма частных процессов, он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

     1.2.1 Общий политический процесс протекает в трех известных формах эволюция, революция, кризис. Эволюция - основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, в политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), в структурах политической власти и т.д.

     Постепенность перемен, как характерная черта  эволюции общественной системы, предполагает, что в отдельные периоды общий  политический процесс протекает  в формах, которые не выводят политическую систему за рамки сложившихся  отношений между институтами  политической власти и гражданами. В этих условиях все попытки политических нововведений отступают на второй план в сравнении с установившимися  традициями и преемственностью в  политической жизни.

     Однако  в рамках эволюционной формы общий  политический процесс часто выражается в качественных и количественных изменениях политической системы.  Политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене методы организации политической жизни и управления страной. С учетом интересов различных групп населения используются новые и более гибкие стратегии и технологии властвования. Эволюционный режим развития политического процесса позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

     1.2.2 Сущность революционной формы развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности". Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит резкое разрушение всех политических органов.

     Политическая  революция, как правило, сопровождается многочисленными жертвами, гибелью  и трагедией миллионов людей.

     1.2.3 Третьей формой общего политического процесса является политический кризис. Его главный показатель - потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат в области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя, однако это драматические периоды в судьбах общества.

     1.3 В отличие от общего политического процесса, частые политические процессы касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего политического процесса своей структурой характеристиками, этапами развития.

     Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает  только в политической сфере. Он может  начаться и развиваться в любой  сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Так происходит в том случае, если эти сферы своими силами и средствами не могут разрешить возникшие проблемы (противоречия), тогда проблемы, например, из экономических превращаются в политические. Соответственно начинается развитие политического процесса.

     Цель  частного политического процесса. Это  то, ради чего начинается и развивается  политический процесс.

     По  количеству участников частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран, например процессы, связанные с движением за запрещение производства ядерного оружия. Они  также могут иметь сравнительно небольшое число участников в  рамках региона, района и даже отдельной  области (города). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Общий политический процесс в России.

     Политический  процесс в России представляет собой  широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые  задаются системой культуры, традициями, ментальностью общества, особенностями  исторического развития, чертами  психологического склада этносов и  т.д.

     2.1 Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

     В условиях перехода России к рыночной экономике, нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил.

     Отсюда  вытекает вторая особенность политического процесса в России, новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы "теневой экономики". Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

     Третья  особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии, объединяют единомышленников вокруг политического деятеля, а не форму связи власти с гражданским обществом.

     Четвертая особенность. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера.

     Пятая особенность выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

     Во  взаимодействии "власть - общество" политическая инициатива принадлежит  государству, поскольку оно концентрирует  власть и ресурсы в своих руках.

     Шестая особенность заключается в том, что тотальное посткоммунистическоое общество обусловило ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив "новое мышление" и "общечеловеческие ценности" основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной "партнерства во имя мира" с западными странами.

     Однако  уступки во внешней политике в  обмен на финансовую поддержку правящего  режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую  зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. западные страны не стремятся оказывать технологическую  и инвестиционную поддержку, это  может создать в лице России конкурентоспособную  державу. Осознав это, руководство  современной России стало проводить  самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

Информация о работе Политический процесс. Особенности политических процессов в России