Политический конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Определяемый в общей в форме конфликт (от латинского conflict – столкновение) означает столкновение, борьбу двух или более сил , преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
В силу своей первостепенной значимости для судеб общества политические конфликты занимают одно из центральных мест не только в политологии, но и в конфликтологии – науке о конфликтах как таковых в многообразии их различных типов. Конфликтология как наука о конфликтах, причинах их возникновения, формах протекания и путях разрешения сложилась сравнительно недавно – в 50-х – 60-х годах нынешнего столетия. Однако лежащее в её основе учение о противоречиях (диалектика) существует свыше двух тысячелетий, восходя к идеям Гераклита о противоречиях как источнике, движущей силе непрерывных изменений мира.
Важнейший вклад в современную теорию конфликтов внесли К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Фон Штайн, Э. Дюркгейм, а также такие более поздние авторы, как Л. Козер, К. Боулдинг, Р. Даренндорф, Л. Крисберг, Р. Коллинз, Л. Рапопорт и другие. В социологии и политологии сложились два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалисткое и социологическое (диалектическое). В рамках первого из них (его видный представитель – Т. Парсоне) общество рассматривает как устойчивая, интегрированная система, которой каждый из элементов выполняет свои специфические функции и тем самым способствует её сохранению. Конфликты дисфункциональны, означают дисбаланс и сбой в функционировании системы и представляют угрозу для её существования в данном качестве. Поэтому задача политики и управления состоит в предотвращении конфликтов или же в установлении гармонии, баланса интересов конфликтующих групп.
Второе, социологическое направление в трактовке конфликта и его последствий рассматривает его как неотъемлемый момент политической жизни, её развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют во везде и во всём и служат источником обновления, развития. Задача политики состоит не в недопущении конфликтов ( это в принципе невозможно), а в контроле над процессом их возникновения и разрешения. Как функционалистский, так и социологический подходы к конфликтам имеют свои основания. Первый отражает статику социальной системы, условия её самосохранения, второй – динамику общества, источники его изменения. Конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Имея во многом общую природу, конфликты существуют на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между государственными объединениями и т.п. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр.523).

Оглавление

Введение
Понятие «политический конфликт»
Типология конфликтов
Политический кризис
Функции конфликта
Способы разрешения конфликтов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Определяемый в общей.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Учет специфики конфликта, а также его причин и возможных последствий – необходимый компонент культуры обращения с конфликтами, позволяющей использовать его с минимальными издержками для участвующих сторон. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр.531) 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство  как основной институт политической системы,  в политологии используется понятие «политический кризис» (греч. кrisis – решение, поворотный пункт, исход).

Политический  кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

  • Правительственный кризис – особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
  • Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом будет роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нём примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. В итоге парламент распускается и назначаются новые выборы.
  • Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, т.е. законность, и требуется её качественный пересмотр.

    В зависимости  от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как:

    а) кризис идентичности;

    б) кризис участия;

    в) кризис легитимности;

    г) кризис распределения;

    д) кризис проникновения.

    ( см.: М.А. Василик,  М.С. Вершинин  «Политология элементарный курс» Москва 2001г стр.216)

    а) Кризис идентичности проявляется прежде всего в том, что граждане не идентифицируют себя с государством и нацией (народом), рассматривают государственную власть как чуждую или даже враждебную им силу. Результатом такого отношения к власти может быть аполитичность, абсентеизм, сепаратизм и другие негативные для политической системы явления. Преодоление кризисов идентичности возможно на пути большей ориентации властей на интересы и требования граждан, демократизацию политического участия, развитие политических и других коммуникаций граждан, патриотическое воспитание населения.

    б) Кризис участия возникает тогда,  когда политические институты оказываются не способны адаптировать политическую активность населения, обеспечить её проявление  в предусмотренных законом формах. Обычно это происходит из-за неэффективности политических структур, их несоответствия ожиданиям граждан. В таких случаях политический протест населения может вылиться в различного рода радикальные насильственные действия:  бунты,  революции и т.п . Предотвращение и разрешение кризиса участия возможно с помощью обеспечения соответствия политических институтов политической активности граждан. Это обеспечивается прежде всего за счёт совершенствования самих политических институтов, учета ими требований различных групп населения, институциализации политического участия, перевода стихийных, неорганизованных или руководимых экстремистами выступлений в правовое русло. Институциализация политического участия предполагает создание и использование различного рода законных механизмов представительства интересов граждан: партий, групп интересов, общественных приемных, телефонов доверия и т.п., а также соблюдение конституционных процедур артикуляции интересов.

    в) Кризис легитимности выражается в несоответствии деятельности правительства ценностным представлениям граждан. В этом случае действия властей оцениваются как аморальные, несправедливые, неправомерные и т.п. Это проявляется, например, в том случае, когда достоянием общественности становятся сведения о коррумпированности руководителей государства. Кризисы легитимности предотвращаются и преодолеваются через доказательство властью приверженности общепринятым ценностям, своей эффективности, а также с помощью целенаправленного пропагандистского и иного воздействия на ценностные представления общества.

    г) Кризис распределения возникает при неспособности правительства обеспечить приемлемый для граждан уровень (стандарт) потребления вследствие экономических трудностей или чрезмерно непропорционального распределения доходов, поляризации богатства и бедности. Кризисы распределения особенно часто возникают в слаборазвитых государствах, а особенно после революции, порождающих в народе завышенные ожидания. Причиной этого рода кризисов может служить экономическая некомпетентность, радикализм и коррумпированность политиков и чиновников, несправедливое распределение доходов. Лучшие средства по недопущению и преодолению кризисов распределения – постепенность и осторожность преобразований, эффективная экономическая и социальная политика, недопущение чрезмерной дифференциации доходов и обеднения широких слоев населения. Требования этого рода слабо учитывались в политике реформирования и демократизации российского общества последних лет, что вызывало широкое недовольство граждан.

    д) Кризис проникновения проявляется в неспособности правительства реализовывать принятые решения. Это может быть вызвано целым рядом причин: расхождениями между декларируемыми политическими лозунгами, целями и решениями и неадекватными им фактическими действиями, преследующими лишь личные интересы политиков и чиновников; неэффективностью или саботажем бюрократии; слабостью центрального правительства и сопротивлением местных властей; отсутствием понимания и поддержки государственной политики населения и т.д. Недопущение такого рода фактов или их устранение – необходимое условие предотвращения или разрешения кризиса проникновения.

    В периоды  социальных преобразований отмеченные выше кризисы часто присутствуют одновременно, что вызывает эффект их аккумуляции – резкого усиление их дезорганизующего влияния на власть, и, как следствие, парализации государственного управления и обострения конфликтов. Аккумуляция кризисов чревата политической дестабилизацией и сменой режима.

        Исследование  политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

От остроты  конфликта непосредственно зависят  его последствия, особенно негативные. В литературе сложилось своеобразное «разделение труда» в выявлении негативных и позитивных последствий конфликтов: на первых акцентируют внимание исследователи функциалистической школы, на втором – авторы социологического направления. Как уже отмечалось, функцианолисты рассматривают конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование государства и любой другой политической организации или группы, снижающее эффективность их деятельности. Можно выделить следующие негативные последствия конфликтов (или функции):

  • дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
  • рост (главным образом у сторонников проигравшей стороны) фрустрации, депрессий стрессов и т.п. и как следствие, повышение их политической апатии и абсентеизма, снижение их политической активности;
  • нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к соперникам и окружающим;
  • ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем, традиции вражды будут долго тормозить его;
  • отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных экономических и иных задач и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом. Особенно разрушительные последствия влекут за собой межгосударственные и внутриполитические конфликты с массовым применением насилия (революции, гражданские войны). При использовании ядерного оружия глобальные международные конфликты могут привести к уничтожению человечества и среды обитания.

При определённых условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для общества и политической системы результаты:

  • инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, и поскольку как за новым , так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определённые люди, то любое обновление невозможно без конфликтов;
  • артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую общественную проблему и создаёт благоприятный климат для её решения;
  • мобилизация внимания, интереса и ресурсов общества для решения проблем и, как следствие, нормализация ситуации, устарение тех или иных недостатков.  Очень часто назревшие общественные и политические вопросы не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт;
  • формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает реализацию такого решения;
  • стимулирование активности участников конфликта, их более продуманных и обоснованных действий. Нередко в ходе конфликта для того, чтобы доказать правоту и избежать поражения, стороны быстро находят оптимальные решения, подготавливают проекты, требующие больших усилий и длительного времени;
  • побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или её значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта,
  • развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем в случае урегулирования конфликта в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию  честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
  • разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
  • преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие у людей свободомыслия, индивидуальности, чувства собственного достоинства, умения отстаивать свои ценности и интересы. В результате этого возрастают включенность (ангажированность) обычно пассивной части граждан в политику, их способность к политическому участию, нахождению оптимальных путей решения общественных проблем;
  • выработка у участников конфликта умения и навыков защиты своих интересов и решения возникающих в будущем проблем;
  • выявление политических группировок и их лидеров. Это может быть использовано правительством для получения адекватной информации о соотношении политических сил в стране и повышения эффективности политики и управления;
  • усиление внутренней политической сплочённости в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и т.д.) конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения общества (группы) и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора – нахождение общего врага. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри,  причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность и остроту и забываются. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр .540) 
 

    СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 

    Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над ним и его регулирование).

    Под регулированием конфликта понимается разработка и применение системы мер направленных на ограничение интенсивности, пространственных и временных границ конфликта. То есть урегулирование означает прекращение конфликтных действий, а вот разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта.

    • Приспособление. Оно обычно диктуется пониманием бесперспективности борьбы и опасениями эскалации конфликта. Приспособление означает жертвование своими интересами в пользу оппонента, выполнение его требований и отказ от собственных целей. Последовательное осуществление этого способа ведёт к победе одной стороны. Этот способ применим странами-кредиторами. Диктующим им линию поведения.
    • Компромисс. Его суть состоит в частичных, до известных пределов уступках оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны с целью избежать обострения конфликта, которое черевато большими потерями, чем отдельные уступки. Это один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Во многих ситуациях компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или же предотвратить его. Компромиссы наиболее приемлемы по отношению к второстепенным вопросам. Что же касается жизненно важных проблем, то в этом случае компромиссы часто являются неэффективными. При использовании на ранней стадии компромисс может блокировать выяснение источника конфликта, предотвратить глубокий анализ сути проблемы и нахождение оптимальных путей ее разрешения. Кроме того. Он консервирует отношения противостояния и взаимного недовольства, поскольку означает вынужденные, неприятные для каждой из сторон уступки. В силу этого у оппонентов может сохраняться негативное отношение друг к другу, а также чувство проигрыша или обманутости. Если при компромиссе были пожертвованы жизненно важные цели или ценности, то недовольство может возрастать и привести к возобновлению и обострению прежнего конфликта. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр .551) 
    • Консенсус. Смысл данного термина (от лат.consensus) – выражение согласия с аргументами противника в споре. Для оценки степени консенсуса в конкретном обществе предлагаются три основных параметра: система правил и регулирующих механизмовразрешения политического конфликта; природа конфликтов, возникающих внутри данной системы; методы разрешения этих конфликтов. Итак, политический консенсус как способ взаимодействия политических субъектов (сил) представляет собою их согласие относительно:             а) принципов функционирования политической сиситемы, что воплощается в демократических системах власти и управления обществом ( назовём это условно системным консенсусом;                    б) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных политических конфликтов.
    • Политический консенсус может быть охарактеризован с содержательной стороны (качественный аспект) и уровня достижения – степень консенсуса (количественная сторона). Консенсус становится принципом взаимодействия политических сил в системах, основанных на демократических началах. Поэтому степень консенсуса – показатель развитости политической демократии. Технология достижения консенсуса очень сложна, её существенные элементы: а) анализ спектра политических интересов и выражающих их политических сил, вышедших на общественную арену в данных условиях; б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и  целей действующих политических сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие; в) системная деятельность институтов власти и общественно-политических организаций с целью обеспечения общественного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования политических отношений и достижения тех целей, которые призваны общезначимыми. (см.:Д.П. Зеркин «Политология» Ростов-на-Дону 2000г стр.426).
    • Сотрудничество. Оно означает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта. Это внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию.
    • Поддержание статус-кво ( мирное сосуществование). Суть состоит в совместном поддержании, консервации занимаемых позиций с целью не допустить невыгодное для обеих сторон разрастание конфликта. Разрешение спора отодвигается на неопределенное время. Этот стиль применяется, когда противоречия между сторонами достаточно глубоки, но допускают их относительно нормальное сосуществование. В то же время каждый из участников не уверен в своей победе и опасается разрушительного противоборства или даже поражения. В политике стиль мирного существования обычно осуществляется в форме соглашения, разделяющего сферы действия или оговаривающего недопустимость край них форм соперничества, а нередко и предусматривающего совместные акции по отношению к третьей силе, посягающей на существующий порядок. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр .552) 

Информация о работе Политический конфликт