Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:41, контрольная работа
Определяемый в общей в форме конфликт (от латинского conflict – столкновение) означает столкновение, борьбу двух или более сил , преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
В силу своей первостепенной значимости для судеб общества политические конфликты занимают одно из центральных мест не только в политологии, но и в конфликтологии – науке о конфликтах как таковых в многообразии их различных типов. Конфликтология как наука о конфликтах, причинах их возникновения, формах протекания и путях разрешения сложилась сравнительно недавно – в 50-х – 60-х годах нынешнего столетия. Однако лежащее в её основе учение о противоречиях (диалектика) существует свыше двух тысячелетий, восходя к идеям Гераклита о противоречиях как источнике, движущей силе непрерывных изменений мира.
Важнейший вклад в современную теорию конфликтов внесли К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Фон Штайн, Э. Дюркгейм, а также такие более поздние авторы, как Л. Козер, К. Боулдинг, Р. Даренндорф, Л. Крисберг, Р. Коллинз, Л. Рапопорт и другие. В социологии и политологии сложились два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалисткое и социологическое (диалектическое). В рамках первого из них (его видный представитель – Т. Парсоне) общество рассматривает как устойчивая, интегрированная система, которой каждый из элементов выполняет свои специфические функции и тем самым способствует её сохранению. Конфликты дисфункциональны, означают дисбаланс и сбой в функционировании системы и представляют угрозу для её существования в данном качестве. Поэтому задача политики и управления состоит в предотвращении конфликтов или же в установлении гармонии, баланса интересов конфликтующих групп.
Второе, социологическое направление в трактовке конфликта и его последствий рассматривает его как неотъемлемый момент политической жизни, её развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют во везде и во всём и служат источником обновления, развития. Задача политики состоит не в недопущении конфликтов ( это в принципе невозможно), а в контроле над процессом их возникновения и разрешения. Как функционалистский, так и социологический подходы к конфликтам имеют свои основания. Первый отражает статику социальной системы, условия её самосохранения, второй – динамику общества, источники его изменения. Конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Имея во многом общую природу, конфликты существуют на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между государственными объединениями и т.п. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр.523).
Введение
Понятие «политический конфликт»
Типология конфликтов
Политический кризис
Функции конфликта
Способы разрешения конфликтов
Заключение
Литература
Учет специфики
конфликта, а также его причин и возможных
последствий – необходимый компонент
культуры обращения с конфликтами, позволяющей
использовать его с минимальными издержками
для участвующих сторон. (см.: В.П.Пугачев
«Политология» Москва 2003г стр.531)
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политологии используется понятие «политический кризис» (греч. кrisis – решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
В зависимости
от особенностей проявления и причин
возникновения политического
а) кризис идентичности;
б) кризис участия;
в) кризис легитимности;
г) кризис распределения;
д) кризис проникновения.
( см.: М.А. Василик, М.С. Вершинин «Политология элементарный курс» Москва 2001г стр.216)
а) Кризис идентичности проявляется прежде всего в том, что граждане не идентифицируют себя с государством и нацией (народом), рассматривают государственную власть как чуждую или даже враждебную им силу. Результатом такого отношения к власти может быть аполитичность, абсентеизм, сепаратизм и другие негативные для политической системы явления. Преодоление кризисов идентичности возможно на пути большей ориентации властей на интересы и требования граждан, демократизацию политического участия, развитие политических и других коммуникаций граждан, патриотическое воспитание населения.
б) Кризис участия возникает тогда, когда политические институты оказываются не способны адаптировать политическую активность населения, обеспечить её проявление в предусмотренных законом формах. Обычно это происходит из-за неэффективности политических структур, их несоответствия ожиданиям граждан. В таких случаях политический протест населения может вылиться в различного рода радикальные насильственные действия: бунты, революции и т.п . Предотвращение и разрешение кризиса участия возможно с помощью обеспечения соответствия политических институтов политической активности граждан. Это обеспечивается прежде всего за счёт совершенствования самих политических институтов, учета ими требований различных групп населения, институциализации политического участия, перевода стихийных, неорганизованных или руководимых экстремистами выступлений в правовое русло. Институциализация политического участия предполагает создание и использование различного рода законных механизмов представительства интересов граждан: партий, групп интересов, общественных приемных, телефонов доверия и т.п., а также соблюдение конституционных процедур артикуляции интересов.
в) Кризис легитимности выражается в несоответствии деятельности правительства ценностным представлениям граждан. В этом случае действия властей оцениваются как аморальные, несправедливые, неправомерные и т.п. Это проявляется, например, в том случае, когда достоянием общественности становятся сведения о коррумпированности руководителей государства. Кризисы легитимности предотвращаются и преодолеваются через доказательство властью приверженности общепринятым ценностям, своей эффективности, а также с помощью целенаправленного пропагандистского и иного воздействия на ценностные представления общества.
г) Кризис распределения возникает при неспособности правительства обеспечить приемлемый для граждан уровень (стандарт) потребления вследствие экономических трудностей или чрезмерно непропорционального распределения доходов, поляризации богатства и бедности. Кризисы распределения особенно часто возникают в слаборазвитых государствах, а особенно после революции, порождающих в народе завышенные ожидания. Причиной этого рода кризисов может служить экономическая некомпетентность, радикализм и коррумпированность политиков и чиновников, несправедливое распределение доходов. Лучшие средства по недопущению и преодолению кризисов распределения – постепенность и осторожность преобразований, эффективная экономическая и социальная политика, недопущение чрезмерной дифференциации доходов и обеднения широких слоев населения. Требования этого рода слабо учитывались в политике реформирования и демократизации российского общества последних лет, что вызывало широкое недовольство граждан.
д) Кризис проникновения проявляется в неспособности правительства реализовывать принятые решения. Это может быть вызвано целым рядом причин: расхождениями между декларируемыми политическими лозунгами, целями и решениями и неадекватными им фактическими действиями, преследующими лишь личные интересы политиков и чиновников; неэффективностью или саботажем бюрократии; слабостью центрального правительства и сопротивлением местных властей; отсутствием понимания и поддержки государственной политики населения и т.д. Недопущение такого рода фактов или их устранение – необходимое условие предотвращения или разрешения кризиса проникновения.
В периоды социальных преобразований отмеченные выше кризисы часто присутствуют одновременно, что вызывает эффект их аккумуляции – резкого усиление их дезорганизующего влияния на власть, и, как следствие, парализации государственного управления и обострения конфликтов. Аккумуляция кризисов чревата политической дестабилизацией и сменой режима.
Исследование
политических конфликтов
От остроты
конфликта непосредственно
При определённых
условиях конфликты имеют
СПОСОБЫ
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над ним и его регулирование).
Под регулированием конфликта понимается разработка и применение системы мер направленных на ограничение интенсивности, пространственных и временных границ конфликта. То есть урегулирование означает прекращение конфликтных действий, а вот разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта.