Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов.
Конфликт - объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Глубинная причина конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность политических конфликтов……….…………..……………..5

1.1 Причины возникновения политических конфликтов…………………........5
Функции политических конфликтов ……………………………………….6

Глава 2. Виды политических конфликтов ………………………........................7

Глава 3. Политические конфликты и способы их разрешения………….........13

Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………….………..21

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 71.24 Кб (Скачать)

Таблица 3

Классификация конфликтов по сферам проявления

Внутригосударственные конфликты

Межгосударственные конфликты

- Между правящей группой (политической элитой) и отдельными категориями членов общества, их организациями;

- между различными фракциями правящей элиты;

- между политическими партиями;

- между ветвями власти;

- межличностные политические конфликты и др.

- Между отдельными государствами;

- между отдельными государствами и мировым сообществом в целом;

- между бывшими колониями и метрополиями;

- между военно-политическими блоками;

- между транснациональными корпорациями и др.


Существует  также более детальное рассмотрение конфликтов по формам проявления.[10,c. 201]

Таблица 4

Классификация конфликтов по формам проявления

Внутригосударственные конфликты

Межгосударственные конфликты

Мирные формы проявления

Немирные формы проявления

Вооруженные

Невооруженные

- Предвыборная борьба;

- выражение вотума недоверия

- Массовые действия, выражающие политический протест: забастовки, голодовки и т.д.;

- гражданская война;

- революция

Война

- Холодная война;

- идеологическая война;

- экономические санкции;

- таможенная война


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Политические конфликты и  способы их разрешения

 

 Проблема политического конфликта - наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем, и о способах их регулирования в частности.

В процессе управления конфликтом важно учитывать  этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины  его накапливаются, зреют очень  длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту  лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в  атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что  свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения  конфликта. На данном этапе важно  выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила  взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта  в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Этап развития конфликта характеризуется проявлением  сил, поддерживающих конфликтующие  стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и  достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта  определяется их способностью законными  методами обеспечить снижение напряженности  в отношениях сторон и поворот  их к примирению позиций.[14, c.101]

Этап  окончания конфликта - наиболее сложная  фаза, так как от результата окончания  противоборства зависит новая расстановка  сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.

Разрешение  конфликта зависит от некоторых факторов, представленных в схеме. [2, c.145]

КОНФЛИКТ





ОБЪЕКТ


КОНФ-

ЛИКТА

СОСТАВ УЧАСТНИ-КОВ


ИСТОРИ-ЧЕСКИЕ КОРНИ


НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДХОД


УРОВЕНЬ НАПРЯЖЕН-НОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ТОЧККЕ КОНФЛИКТА



 

 

 

Рис 1. Составляющие разрешения конфликта

В настоящее  время особую актуальность приобретает  проблема выбора алгоритма действий при разрешении конфликтов. Данный выбор в значительной мере зависит  от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

Применение  права в регулировании политических конфликтов - гарант его конечного  разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны  должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока  правовых актов, направленных на его  урегулирование, что всегда будет  в двойне возмещаться правом при  его непосредственном применении. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избегания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.[15, c.32]

В социологическом  плане необходимо различать два  уровня развертывания конфликта.

Во-первых, это - конфликт в масштабах всего  политического пространства; как  правило, это - конфликт по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки  или неприятия властных структур.

Второй  уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий. В  этой борьбе суть политического процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задаче расширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеванию нового политического пространства в ущерб своему оппоненту или  противнику.[4, c.92]

Основными принципами международного права при  разрешении конфликта, которые применимы  и во внутригосударственной практике и имели место в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений между государствами  и субъектами Федерации, а также  недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту  или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё  же возникает, в силу вступает два  других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силы для навязывания  другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки  к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.[13, c.201]

Мирное  разрешение конфликта включает такие  пути и методы:

- достижение  компромисса на основе сохранения  исходных позиций;

- соглашение, основанное на взаимных уступках; - истощение ресурсов одной или  нескольких сторон, что делает  невозможным продолжение конфликта;

- обретение  в процессе противоборства взаимоуважения  сторон, понимания прав и интересов  соперника.

В то же время предпринимаются в расчёт и дополнительные международные  правила - не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.[9, c.168]

Приведён  перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН:

- переговоры,

- обследование,

- посредничество,

- примирение,

- арбитраж,

- судебное  разбирательство,

- обращение  к региональным органам или  мирные средства по своему  выбору.[16,c.91]

Наиболее  распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны  обмениваются мнениями, что снимает  остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно  оценить соотношение сил, условия  примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким  образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и  воспрепятствовать обострению постконфликтных  отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным  методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо  актуально в тех случаях, когда  срыв переговоров будет иметь  для конфликтующих сторон неблагоприятные  последствия.

Международная практика обогатила арсенал средств  мирного урегулирования споров ещё  такими формами, как консультации для  поиска компромиссных решений спорящими  сторонами, добрые услуги, представляющие собой действия не участвующей в  споре стороны (государства или  международные организации) с целью  установления прямых контактов между спорящими сторонами. Добрые услуги могут перерастать в посредничество, которое предполагает большую степень участия третьей стороны в разрешении спора.[3,c.72]

Следственная  и согласительная комиссии представляют собой разновидность международной  примирительной процедуры. Это средство не раз достаточно успешно применялось  Федеральным Собранием в 1994 - 1998 годах  в ходе урегулирования конфликтов в  России и за её рубежами. Деятельность таких комиссий была направлена на выработку приемлемого решения  по существу спора. Окончательные документы  комиссий носили рекомендательный характер для сторон в споре.[9, c.203]

Международный арбитраж - одно из старейших средств  мирного разрешения международных  споров, представляющее собой согласованную  сторонами передачу их спора для  разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным  и носит обязательный характер для  сторон в споре.

Юридическая обязательность - это то главное, что  отличает арбитраж от упомянутых ранее  средств мирного урегулирования споров и конфликтов.

Судебное  разбирательство в основе своей  сходно с третейским. Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях. Главное сходство между арбитражем и международным судом - это окончательность выносимого решения и его обязательность для спорящих сторон. Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.

Региональные  органы (такие, как Межпарламентская ассамблея СНГ, Лига арабских государств, Организация африканского общества, Организация американских государств) также являются важными инструментами  урегулирования международных споров и конфликтов. Их возможности также  были использованы при содействии Государственной  Думы и Совета Федерации России для урегулирования отдельных конфликтов, например, Грузии, Таджикистане и т. д.[12,c.312]

В таких  мероприятиях, в качестве первого  шага к урегулированию спора или  предотвращения его осложнения, государство  уведомляло другую сторону в споре  о том, что возникшая ситуация может нарушить существовавшие между  ними дружественные отношения, и  предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.

Если  договоренность не достигалась, стороны  вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров  по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров  не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые  они предпримут.

При невозможности  достичь соглашения о последующей  процедуре каждая сторона в споре  имеет право искать урегулирование в одностороннем порядке в  соответствии с какой-либо одной  процедурой урегулирования, рассмотренной  в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой  угрозу для международного мира и  безопасности, стороны в споре  должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган  полномочен, давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры  и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.[5, c.169]

Существует  также международное правило  о том, что, если любая из упомянутых процедур уже начала осуществляться в одностороннем порядке или  по соглашению, другая сторона не вправе начать осуществление иной процедуры  или метода до завершения первых. Вместе с тем стороны в споре могут  на любом этапе конфликта урегулировать  спор путем переговоров либо совместно  принять решение о применении иной процедуры в отношении спора  или его отдельных аспектов. Все  это использовалось и используется в повседневной деятельности Государственной  Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, представителей для создания механизма разрешения конфликтов и утверждения международных демократических норм в политической жизни России и стран СНГ.[6, c.189]

Алгоритм  действий в конкретном конфликте  зависит от многих факторов и требует  специального обоснования. Но теоретический  и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность  переговоров как средства урегулирования споров и конфликтов существенно  повысится, если в основу переговоров  будет положен принцип решения  проблем, а не принцип максимизации выигрыша.

Урегулирование  конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого  для всех основных политических сил  баланса властных полномочий в том  полиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.

Еще один вариант выхода из конфликта - это  его саморассасывание, то отмирание  без осуществления каких-либо изменений.

Информация о работе Политические конфликты