Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:48, дипломная работа
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В течение последних десятилетий
были проведены исследования, позволившие
существенно пересмотреть подходы
к определению детской
Согласно «Рабочей концепции одарённости», предложенной группой российских психологов, одарённость определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, а также признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Соответственно можно говорить об инструментальных признаках (характеризуют способы деятельности ребенка) и мотивационных (характеризуют его отношение к действительности и собственной деятельности). Среди инструментальных признаков в различных источниках указываются: выход за пределы заданного, рефлексивный характер действий, обобщенность внутреннего плана деятельности и др. Инструментальные признаки тесно связаны с мотивационными: ярко выраженная избирательность интересов, высокий уровень познавательной потребности и инициативы, предпочтение всему новому и необычному, склонность к самостоятельному порождению цели собственной деятельности и т.д. Своеобразие этих и других признаков требует соответствующих методов диагностики одаренности, опирающихся на принципы выявления одаренных детей (А.В.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, И.В.Калиш, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич):
- комплексный характер
- длительность диагностического процесса;
- анализ поведения ребенка в
тех сферах деятельности, которые
в максимальной мере
- использование тренинговых процедур, в рамках которых возможна организация развивающих влияний, позволяющих снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
- подключение к оценке
- оценка признаков одаренности
ребенка не только по
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики.
М. А. Холодная считает интеллектуальную одаренность особой формой организации ментального опыта. В таком понимании одаренность - это не изначальный дар, а то, что приобретается в процессе жизни. Интеллектуальная одаренность в данном случае – это еще и интеллектуальная зрелость. Три самые яркие, экстремальные формы зрелости - компетентность, талант и мудрость. Анализ структурной основы индивидуального ментального опыта, природы ментальных структур, склада ума индивида базируется на трех структурных уровнях:
когнитивный опыт - ментальные структуры, отвечающие за оперативную
переработку текущей информации
(способы кодирования
метакогнитивный опыт - ментальные структуры, обеспечивающие непроизвольное и произвольное управление ходом собственной деятельности; отслеживание состояния своих интеллектуальных ресурсов (непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль), метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция;
интенциональный опыт - ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей (предпочтения, убеждения, умонастроения).
А вот преимуществам и проблемам использования тестов для выявления
одаренности посвящена обширная литература; существует даже не слишком шутливый афоризм М. А. Холодной: "Одаренность - это то, что измеряется тестами одаренности".
Психологические исследования и практика обучения одарённых детей во многих странах показали, что для развития высокой одарённости необходимо совпадение по крайней мере трёх факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлечённость задачей, уверенность в успехе. Таким
образом, к признакам одарённости относят не только когнитивные способности (познавательные, умственные), но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияний среды (семья, сверстники, социальное и культурное окружение).
По словам М.А.Холодной, решение вопроса о методах выявления одаренных детей зависит от того, каким является наше представление о природе одаренности. Поэтому, по мнению автора, прежде всего, необходимо определить теоретическую основу, на которой должна строиться диагностическая работа с детьми, идентифицируемых в качестве «одаренных».
Исследования в области
- детская одаренность выступает
как проявление
- явление «угасания» детской
одаренности происходит под
наличие своеобразной динамики формирования детской одаренности в виде явления диссинхронии (рассогласованности) психического развития;
- детская одаренность - это системное качество (но не сумма отдельных способностей);
- детская одаренность зависит от культурного и социального контекста;
- своеобразие признаков