Одаренный ребенок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:48, дипломная работа

Краткое описание

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Файлы: 1 файл

Одаренный ребенок.docx

— 20.30 Кб (Скачать)

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В течение последних десятилетий  были проведены исследования, позволившие  существенно пересмотреть подходы  к определению детской одаренности. Признание существования не только актуальной, но и потенциальной одаренности  значительно расширило категорию  детей, считающихся одаренными и  нуждающихся в том, чтобы их высокие  познавательные возможности учитывались  при организации обучения. Это  заставляет пересмотреть традиционные взгляды на одаренных детей как  на редкое явление в массовой школе, и признать многообразие индивидуальных различий обучающихся. В этой связи  возникает необходимость разработки основных принципов и методов  идентификации детской одаренности.

Согласно «Рабочей концепции одарённости», предложенной группой российских психологов, одарённость определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, а также признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Соответственно можно говорить об инструментальных признаках (характеризуют способы деятельности ребенка) и мотивационных (характеризуют его отношение к действительности и собственной деятельности). Среди инструментальных признаков в различных источниках указываются: выход за пределы заданного, рефлексивный характер действий, обобщенность внутреннего плана деятельности и др. Инструментальные признаки тесно связаны с мотивационными: ярко выраженная избирательность интересов, высокий уровень познавательной потребности и инициативы, предпочтение всему новому и необычному, склонность к самостоятельному порождению цели собственной деятельности и т.д. Своеобразие этих и других признаков требует соответствующих методов диагностики одаренности, опирающихся на принципы выявления одаренных детей (А.В.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, И.В.Калиш, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич):

- комплексный характер оценивания  разных сторон поведения и  деятельности ребенка, что позволяет  использовать различные источники  информации и охватить как  можно более широкий спектр  его способностей;

- длительность диагностического  процесса;

- анализ поведения ребенка в  тех сферах деятельности, которые  в максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам;

- использование тренинговых процедур, в рамках которых возможна организация развивающих влияний, позволяющих снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;

- подключение к оценке одаренного  ребенка экспертов - специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

- оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития;

- преимущественная опора на  экологически валидные методы  психодиагностики.

 М. А. Холодная считает интеллектуальную одаренность особой формой организации ментального опыта. В таком понимании одаренность - это не изначальный дар, а то, что приобретается в процессе жизни. Интеллектуальная одаренность в данном случае – это еще и интеллектуальная зрелость. Три самые яркие, экстремальные формы зрелости - компетентность, талант и мудрость. Анализ структурной основы индивидуального ментального опыта, природы ментальных структур, склада ума индивида базируется на трех структурных уровнях:

когнитивный опыт - ментальные структуры, отвечающие за оперативную

переработку текущей информации (способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры, понятийные структуры);

метакогнитивный опыт - ментальные структуры, обеспечивающие непроизвольное и произвольное управление ходом собственной деятельности; отслеживание состояния своих интеллектуальных ресурсов (непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль), метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция;

интенциональный опыт - ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей (предпочтения, убеждения, умонастроения).

А вот преимуществам и  проблемам использования тестов для выявления

одаренности посвящена обширная литература; существует даже не слишком  шутливый афоризм М. А. Холодной: "Одаренность - это то, что измеряется тестами одаренности".

Психологические исследования и практика обучения одарённых детей  во многих странах показали, что для развития высокой одарённости необходимо совпадение по крайней мере трёх факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлечённость задачей, уверенность в успехе. Таким

образом, к признакам одарённости  относят не только когнитивные способности (познавательные, умственные), но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияний среды (семья, сверстники, социальное и культурное окружение).

По словам М.А.Холодной, решение вопроса о методах выявления одаренных детей зависит от того, каким является наше представление о природе одаренности. Поэтому, по мнению автора, прежде всего, необходимо определить теоретическую основу, на которой должна строиться диагностическая работа с детьми, идентифицируемых в качестве «одаренных».

Исследования в области детской  одаренности позволяют выделить некоторые специфические аспекты  этого психического явления (М.А.Холодная):

- детская одаренность выступает  как проявление закономерностей  возрастного развития (Н. С. Лейтес);

- явление «угасания» детской  одаренности происходит под влиянием  образования, освоения ребенком  норм культурного поведения, типа  семейного воспитания и т.п.;

наличие своеобразной динамики формирования детской одаренности в виде явления  диссинхронии (рассогласованности) психического развития;

- детская одаренность - это системное  качество (но не сумма отдельных  способностей);

- детская одаренность зависит  от культурного и социального  контекста;

- своеобразие признаков одаренного  ребенка зависит от конкретного  вида одаренности.


Информация о работе Одаренный ребенок